Delist.ru

Достижение максимального стоматологического здоровья детей раннего возраста внедрением современных технологий (18.02.2008)

Автор: Корчагина Виктория Васильевна

Объем и структура работы. Диссертация изложена на 280 страницах, состоит из 5 глав: введения, обзора литературы, главы материал и методы исследования, трех глав результатов собственных исследований, заключения, выводов и практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована 56 таблицами, 83 рисунками. Библиографический указатель включает 530 источников, из них 272 отечественных и 258 зарубежных.

Научные положения, выносимые на защиту:

1. Полный объем стоматологической помощи может быть оказан детям раннего возраста при условии применения специальных методов психологической коррекции поведения детей и их родителей, которые могут реализовываться персоналом стоматологической клиники, после специальной подготовки, и профессиональными психологами, ориентированными на работу в лечебных учреждениях.

2. Эффективность применения технологий минимально-инвазивного, атравматичного и консервативного лечения кариеса у детей раннего возраста в отдаленные сроки превышает 90%.

3. Эффективность лечения кариеса у детей до 3-х лет зависит от интенсивности патологического процесса и факторов риска его возникновения, в соответствии с чем должны строиться индивидуальные лечебно-профилактические программы.

4. Регистрационные формы для установления стоматологического статуса, факторов риска развития кариеса и составления лечебно-профилактических программ детям раннего возраста, предложенные на основании проведения исследования, необходимы как составная часть алгоритма оказания стоматологической помощи этому контингенту.

Содержание работы

Материал и методы исследования

Объектом настоящего исследования послужили 570 детей раннего возраста, проходящих курс лечения и состоящих на диспансерном наблюдении в течение не менее 3 лет в детском отделении «Зубренок» стоматологической клиники (г. Люберцы) и детской стоматологической клинике «Зубренок» (г. Москва). Распределение детей по полу и возрасту представлено в таблице 1.

С целью выявления возможных причин различных проявлений экспрессивного поведения детей на стоматологическом приеме использовали метод психологического наблюдения за ребенком (регистрация мимики, пантомимики, речевой и двигательной активности, быстроты и характера ответов на вопросы и команды врача, изменения цвета

Таблица 1

Распределение детей по полу и возрасту.

Возраст детей Кол-во мальчиков Кол-во девочек Всего детей

1 год 58 62 120

2 года 89 92 181

3 года 121 148 269

ИТОГО 268 302 570

кожных покровов, реакции зрачка, появления пота), и тестирования родителей для выявления степени реактивной тревожности (РТ) (по шкале самооценки ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина). Для определения отклонений в поведении детей 3-х лет была использована анкета по выявлению признаков психического напряжения и невротических тенденций, заполняемая родителями. Влияние предшествующего опыта контакта ребенка с медицинскими работниками на характер установления взаимоотношений с врачом-стоматологом устанавливали на основании анализа ответов родителей на вопросы анкеты, касающиеся сопутствующей соматической патологии, частоты заболеваний ребенка в течение года, предыдущего опыта стоматологического лечения.

Оценку отношения ребенка к лечению зубов проводили в соответствии со Шкалой предложенной Соловьевым М.М. (1982) и модифицированной в соответствии с возрастом.

Дети 3-х лет, проявлявшие различной степени выраженности негативное отношение к лечению, с помощью профессионального психолога условно были подразделены на 5 групп: I - дети с неврологической патологией, особенностями темперамента и характера (гиперактивные, аутисты, с наличием в анамнезе тиков, логоневроза, энуреза); II - повышенно сенситивные, психастеничные; III - дети-«жертвы» внешних или внутренних конфликтов родителей; IV - дети из семей с неадекватным стилем воспитания или с недостаточной родительской компетентностью; V - имеющие негативный опыт взаимодействия с посторонними людьми.

С целью коррекции состояния родителей на стоматологическом приеме использовали метод психотерапевтической беседы; состояния детей - методы Арт-терапии (рисование, лепка), принципы физиологического отвлечения - колортерапия, музыкотерапия, либропсихотерапия; просмотр мультфильмов, мотивирующих к лечению зубов; игровую терапию, соответствующую возрасту.

Клиническое обследование каждого пациента включало: опрос родителя, внешний осмотр, осмотр рта с целью определения интенсивности кариеса и риска его развития.

Планом опроса родителя служили вопросы анкеты, специально разработанной для выявления риска развития кариеса у ребенка раннего возраста. Акцент делали на выявление пренатальных факторов, способствующих формированию зубных тканей со сниженной резистентностью, неуправляемых и управляемых факторов риска перинатального, постнатального и периодов раннего детства, продолжающих оказывать влияние на формирование резистентности или влияющих на ее трансформацию.

При внешнем осмотре оценивали состояние кожных покровов, степень упитанности ребенка, наличие физических аномалий развития.

При осмотре рта осуществляли запись зубной формулы, оценивая возрастное соответствие кратности и парности прорезывания зубов, определяли уровень активности (индекс кп) и интенсивности кариеса (УИК), оценивали положение зубов и состояние прикуса, наличие зубной бляшки (ЗБ) и состояние слизистой оболочки рта. Оценку УИК проводили в соответствие с методикой предложенной П.А. Леусом (1990). Данные о числе детей наблюдаемой группы, имевших разную степень интенсивности кариеса, представлены в таблице 2. Основу исследования составили дети, имевшие высокую поражаемость временных зубов кариесом: «очень высокий УИК» (58,95±2,06%) и «высокий УИК» (25,26±1,82%).

При оценке соответствия сроков и парности прорезывания временных зубов ориентировались на данные Зуевой Т.Е. (2003).

Количество и вид ЗБ определяли визуально без использования специального раствора по методике, предложенной Ribeiro et al. (1999).

При определении состояния слизистой оболочки рта обращали внимание на цвет, плотность, особенности анатомического строения во всех ее отделах. Особо оценивали состояние десны, а именно – наличие свищевых ходов, степень выраженности ее кровоточивости. Индекс кровоточивости определяли по методике Ribeiro et al. (2000).

Таблица 2

Распределение детей по Уровню Интенсивности Кариеса

Возраст (полных лет) Количество человек

Низкий УИК Средний УИК Высокий УИК Очень высокий УИК Всего

1 - - 32 88 120

2 - 19 45 117 181

3 42 29 67 131 269

Итого 42 48 144 336 570

Для определения риска развития кариеса при планировании и составлении индивидуальной профилактической программы у этих же детей проводили оценку характера питания и частоты употребления углеводов, определение буферной емкости и рН слюны, рН зубного налета, определение количественного и качественного состава кариесогенной микробной флоры рта, выявление начального кариеса эмали в стадии «белого (мелового) пятна» с помощью лазерного сканирования. Все полученные данные фиксировали в Карту обследования пациента у стоматолога, созданную специально для работы с детьми раннего возраста.

Характер питания и частоту употребления углеводов ребенком оценивали на основании анализа пищевого дневника. При оценке кратности приемов пищи для детей 1 года и старше руководствовались следующими критериями: максимум 5 приемов в день (включая перекусы) - низкая частота; 7 - высокая частота; более 7 приемов в день - очень высокая частота.

Определение буферной емкости проводили в нестимулированной слюне модифицированным методом Эриксона (1994). Использовали тестовые полоски «Дентобуфф-стрип» (фирмы «Вивадент», Германия). Данные интерпретировали в соответствие со стандартными критериями.

Определение рН зубного налета проводили после еды, нанося на поверхность зубов индикатор метиленовый красный 0,1%: при рН=4,4 - 6,0 индикатор имел красный цвет; при рН >6 – желтый.

загрузка...