Достижение максимального стоматологического здоровья детей раннего возраста внедрением современных технологий (18.02.2008)
Автор: Корчагина Виктория Васильевна
3. Проанализировать возможность применения методов психо-эмоциональной коррекции состояния детей и их родителей для проведения лечения и профилактики заболеваний твердых тканей зубов. 4. Изучить возможности консервативных, минимально-инвазивных и атравматичных вмешательств при лечении кариеса у детей раннего возраста. Определить эффективность их использования при разной степени кариозного разрушения зубов. 5. Изучить влияние сочетания дентингерметизирующего ликвида со стеклоиономерным цементом на качество пломбирования временных моляров 6. Изучить эффективность использования метода депо гидроокиси меди-кальция для эндодонтического лечения временных зубов у детей раннего возраста. 7. Изучить возможность применения у детей раннего возраста тонкостенных металлических коронок и съемных пластиночных протезов. 8. Определить основные принципы планирования индивидуальных программ профилактики для детей раннего возраста. 9. Определить сроки и кратность диспансерных осмотров детей в зависимости от уровня интенсивности и степени риска развития кариеса, с учетом эффективности применения современных методов стоматологического лечения и профилактики. 10. На основании полученных данных предложить регистрационные формы для составления индивидуальных лечебно-профилактических программ детям раннего возраста. Научная новизна. Впервые установлено, что 15,83±3,35% детей в возрасте 1 года, 35,91±3,85% детей 2-х и 47,58±3,05% детей 3-х лет позитивно относятся к посещениям стоматолога. 62,81±2,03% детей раннего возраста проявляют различной степени выраженности негативное отношение к стоматологическим манипуляциям. В результате использования методов психологического наблюдения и тестирования впервые установлено, что на поведение ребенка в стоматологическом кабинете влияют не только его возрастные особенности, но и возникшие ранее эмоциональные проблемы, а так же уровень реактивной тревожности родителей. Впервые на основании тестирования родителей перед стоматологическим приемом детей выявлено, что 92,45±1,82% родителей, чьи дети (37,19±2,03%) позитивно реагировали на последующее лечение, обнаруживали низкий или средний уровень ситуативной тревожности. Родители детей с негативным отношением к лечению в 81,01±2,08% имели высокий уровень ситуативной тревожности. Новыми так же являются данные о возможности стоматологической санации детей 3-х лет, имеющих эмоциональные проблемы (гиперактивных, аутистов, психастеничных, психосенситивных и др.) в условиях обычного стоматологического приема, благодаря применению специальных методов профессиональной психологической адаптации. Впервые установлена динамика изменения отношения детей раннего возраста к стоматологическому лечению, благодаря использованию Программы снятия эмоционального напряжения, разработанной специально для них и их родителей. Согласно Программе, методы психологической адаптации – физиологическое отвлечение, игровая, арт, сказкотерапия, проективные методики и суггестивное воздействие на детей и их родителей, впервые в стоматологии детского возраста применяются целенаправленно после выявления психологом индивидуальных особенностей пары «родитель-ребенок» в содружестве со стоматологическим персоналом. Установлено, что наиболее ярко выраженная положительная динамика адаптации к посещениям стоматолога была характерна для детей 2-го года жизни. Впервые предложено определение коэффициента технологической сложности консервативных, минимально-инвазивных и атравматичных методов лечения кариеса у детей раннего возраста на основании сочетания критериев времени, затрачиваемого на процедуру, ее болезненности, количества используемых инструментов, производимого ими шума. Установлено, что процедуры с невысоким коэффициентом технологической сложности (2-4) хорошо переносятся детьми одного года, а так же детьми, негативно относящимися к стоматологическому лечению, и способствуют их быстрой адаптации. Впервые установлена эффективность методов консервативной терапии начальных проявлений кариеса у детей раннего возраста, составившая при наличии высокого и среднего уровня интенсивности кариеса 94,33±0,81% при фторировании эмальгерметизирующим ликвидом, 94,95±0,69% при фторировании дентингерметизирующим ликвидом и 97,44±0,79% при неинвазивной герметизации фиссур. Впервые установлено, что у детей раннего возраста эффективность применения минимально-инвазивных методов лечения составляет 99,47±0,28%, в частности инвазивной герметизации фиссур 95,24±2,34% - 98,81±1,19% в отдаленные сроки. Впервые установлена эффективность методов атравматичного лечения кариеса у детей до 3-х лет, составившая по окончании одного года наблюдения 86,24±2,25% при профилактическом пломбировании и 76,06±2,65% при адгезивной реставрации, а через два года – 84,21±2,43 и 90,59±1,82%, соответственно. Впервые установлено, что использование дентингерметизирующего ликвида под пломбу из стеклоиономерного цемента при лечении кариозных поражений II-III степени временных моляров у детей 1-3 лет в 2 раза повышает эффективность лечения, предупреждая рецидив кариеса и дальнейшее разрушение тканей зуба, а так же развитие осложнений со стороны пульпы. Впервые установлено? что эффективность минимально-инвазивного лечения обширных кариозных полостей временных моляров, не имеющих клинических и рентгенологических признаков воспаления пульпы и периодонта у детей 1-3 лет составляет 89,11±10,89%. Новыми являются данные об эффективности применения гидроокиси меди-кальция для лечения корневых каналов резцов с несформированной верхушкой (97,26±0,68%-98,07±0,57%). Отдаленные результаты показали формирование дентинного барьера в апикальной части корневого канала в результате сочетания метода его инструментальной обработки, депо гидроокиси меди-кальция и постоянной обтурации цинкоксидэвгеноловой пастой. Впервые для оценки стоматологического статуса ребенка раннего возраста предложено учитывать интенсивность кариеса в сочетании с риском его развития. На основе этого сочетания выделено 7 диспансерных групп, названных «группами профилактики». Впервые установлено, что достижение максимального стоматологического здоровья рта ребенка раннего возраста возможно при условии проведения индивидуализированных лечебно-профилактических программ, с учетом психофизиологических особенностей и факторов риска кариозной болезни, присущих данному ребенку. Впервые на основании результатов исследования предложены регистрационные формы для установления стоматологического статуса, риска развития кариеса и составления лечебно-профилактических программ детям раннего возраста. Практическая значимость. На основании изучения причин проявления различных типов экспрессивного поведения детей на стоматологическом приеме разработана Программа снятия эмоционального напряжения в паре «родитель-ребенок», а так же Алгоритм действий персонала стоматологической клиники в зависимости от реакции ребенка на стоматологический осмотр. В них предусмотрен приемлемый набор мероприятий, осуществляемых врачом-стоматологом (и/или его помощником) самостоятельно или в содружестве с профессиональным психологом. Перечислены методы психологической коррекции поведения, которые могут быть применены в соответствии с возрастом ребенка и доминирующей причиной проявления негативных эмоций. Одно из предлагаемых решений проблемы адаптации детей – снижение реактивной тревожности их родителей, что помогает ребенку успокоиться и позитивно реагировать на последующие стоматологические манипуляции. Для детей 2,5 – 3 лет, имеющих эмоциональные проблемы, предложены варианты индивидуальных программ психо-эмоциональной адаптации, предусматривающие элементы работы с детьми, родителями, рекомендации стоматологу. Определена эффективность использования консервативных, минимально-инвазивных и атравматичных вмешательств при лечении кариеса у детей раннего возраста при разной степени кариозного разрушения зубов. Предложен алгоритм выбора методов лечения с учетом возраста ребенка, его отношения к лечению, локализации дефекта и степени кариозного поражения зуба. Работа с использованием этого алгоритма позволяет предупредить развитие и прогрессирование кариеса зубов и иатрогенных стрессов у детей благодаря оптимальному выбору одного или сочетания нескольких методов. В процессе изучения влияния на качество пломбирования временных моляров сочетания дентингерметизирующего ликвида со стеклоиономерным цементом определено повышение эффективности лечения кариеса. Рекомендовано применение дентингерметизирующего ликвида под пломбу из стеклоиономерного цемента в полостях II и III степени кариозного разрушения зубов у детей со средним и высоким уровнем интенсивности кариеса. Для эндодонтического лечения временных зубов рекомендовано применение гидроокиси меди-кальция у детей раннего возраста. Определены основные принципы составления индивидуальных программ профилактики кариеса для детей раннего возраста и предложены 4 варианта программ, сфокусированных на степени активности и риске развития кариеса. Систематизированы данные о факторах и индикаторах риска развития кариеса у детей раннего возраста, проведена их группировка в соответствии с приоритетностью для развития кариозной болезни и разработан алгоритм определения степени риска развития кариеса у детей до 3-х лет. В связи с изучением эффективности санации рта у маленьких детей сформулирована необходимость разделения этого контингента на 7 диспансерных групп для проведения профилактических программ. Определены сроки и кратность диспансерных осмотров детей, принадлежащих к разным группам, в зависимости от уровня интенсивности и степени риска развития кариеса. Разработанные регистрационные формы для составления индивидуальных лечебно-профилактических программ детям раннего возраста способствуют систематизации данных о соматическом и стоматологическом статусе ребенка, конкретизируют выбор необходимого набора манипуляций. В виду отсутствия в современной отечественной стоматологии документации для пациентов-детей, целесообразно приступить к их подготовке в связи со спецификой стоматологического статуса ребенка раннего возраста. Апробирование результатов исследования. Результаты исследования представлены и обсуждены в виде докладов на Научно-практической конференции врачей-стоматологов Московской области (МОНИКИ, 2002); VII съезде Стоматологической Ассоциации России (Москва, 2002); Научно-практической конференции «Пути совершенствования последипломного образования специалистов стоматологического профиля» (Москва, 2002); VIII съезде Стоматологической Ассоциации России (Москва, 2003); XII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы стоматологии» (Москва, 2004); в виде стендовых докладов компании TBI на 18, 19, 20, 21, 22 Московских международных стоматологических форумах (2005-2007 гг.); «Дентал-Экспо» (Краснодар, 2006); «Дентал-Экспо. Стоматология Урала» (Уфа, 2006); на заседании Московской Торгово-промышленной палаты «Необходимость оказания качественной медицинской стоматологической помощи детям в городе Москве» (Москва, 2007). Диссертация апробирована на совместном заседании сотрудников кафедры стоматологи ФУВ ГУ «МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского МЗ Московской области» и отделения детской стоматологии, отдела лабораторных методов и средств профилактики основных стоматологических заболеваний, ортодонтического отделения ФГУ «ЦНИИС и ЧЛХ Росмедтехнологий». Публикации По теме диссертации опубликовано 19 работ, в т.ч. 10 - в журналах, рекомендованных ВАК РФ, а так же 1 монография и 3 учебных пособия. Внедрение результатов исследования Методы клинического стоматологического обследования и современные технологии лечения в составе алгоритмов оказания стоматологической помощи детям раннего возраста внедрены в практику работы детской стоматологической клиники «Зубренок» (г. Москва), детского стоматологического отделения «Зубренок» клиники «Стоматологический центр «Высшая школа» (г. Люберцы), Профессорской авторской стоматологической клинике (г. Москва), МУ «Детская стоматологическая поликлиника» (г. Нижневартовск), ЗАО «Стоматологическая поликлиника №3» (г. Тюмень). Материалы диссертационного исследования используются в лекциях и практических занятиях по стоматологии детского возраста с врачами-интернами и слушателями кафедры стоматологии ФУВ "ГУ МОНИКИ» (г. Москва), в учебном центре стоматологических инноваций «TBI» (г. Москва), в НОУ «Учебно-консультационный стоматологический центр» (г. Москва). |