Достижение максимального стоматологического здоровья детей раннего возраста внедрением современных технологий (18.02.2008)
Автор: Корчагина Виктория Васильевна
Корчагина Виктория Васильевна «Достижение максимального стоматологического здоровья детей раннего возраста внедрением современных технологий» 14.00.21 – Стоматология Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Москва – 2008 Работа выполнена на кафедре стоматологии ФУВ ГУ Московского областного научно-исследовательского клинического института имени М.Ф. Владимирского МЗ Московской области НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ: доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: доктор медицинских наук доктор медицинских наук доктор медицинских наук Вагнер Владимир Давыдович Колесник Анатолий Григорьевич Киселева Елена Генриховна Ландинова Валерия Дмитриевна ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ГОУ ВПО «Московский Государственный Медико-Стоматологический Университет Росздрава» Защита состоится « 16 » апреля 2008 года в 10 часов на заседании Диссертационного совета 208.111.01 при ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Росмедтехнологий» по адресу: 119992, Москва, ГСП-2, ул. Тимура Фрунзе, д. 16 (конференц-зал). С диссертацией можно ознакомиться в научно-медицинской библиотеке ФГУ ЦНИИС и ЧЛХ Росмедтехнологий» по адресу: 119992, Москва, ГСП-2, ул. Тимура Фрунзе, д. 16. Автореферат разослан « 15 » марта 2008 г. Ученый секретарь Диссертационного Совета Доктор медицинских наук Е.К. Кречина Общая характеристика работы Актуальность проблемы. В последние десятилетия на смену предшествующему представлению о том, что у детей до 3-х лет кариес зубов не возникает, пришли данные о его распространенности у 62,6% малышей до 2-х лет и 70,3% – 85,5% - до 3-х лет. К сожалению, растет и его интенсивность: 3,7-3,9 у 70,3% 3-х летних детей Южно-Европейского региона, 13,49% имеют интенсивность кариеса более 8. Средние значения интенсивности кариеса у детей 3-х лет при третьей степени его активности составляют 1,33±0,76 (Кузьмина Э.М., 1995; Елизарова В.М., 1998; Зиборова Г.М., Туш Э.Д., 2000; Маслак Е.Е. и соавт., 2001 и др.). Особенностью клинического проявления кариеса у детей раннего возраста являются меловые или пигментированные пятна, формирование дефектов блюдцеобразной формы без тенденции к ограничению, циркулярная форма поражения и возникающая вследствие этого деформация коронок. Быстрое прогрессирование процесса приводит к полному разрушению преимущественного числа зубов к трехлетнему возрасту, потере их функциональной ценности и развитию периодонтитов (Н.А. Белова, 1981; Е.В. Батанова, 1990; В.М. Елизарова, 1999 и др.). Раннее появление очагов хронической инфекции и, нередко, их присутствие до 5-7 лет обусловливает общее неблагоприятное воздействие на организм (провоцируя частые заболевания носоглотки, снижение аппетита) и местное – на зубо-челюстную систему. Находясь в непосредственном контакте с формирующимися в челюсти зачатками постоянных зубов, очаги хронического периодонтита (остита) вызывают формирование местной (очаговой) гипоплазии эмали (Рогинский В.В., Воложин А.И., 1998; Зеленова Е.Г., Заславская М.И., 2004 и др.). Удаление разрушенных периодонтитом зубов приводит к нарушению функции пережевывания пищи, недоразвитию челюсти, формированию вредной привычки прокладывания языка между зубами, нарушению артикуляционных взаимодействий, эстетическому дефекту и связанному с этим развитием психологических комплексов (Коминек Я., 1968; Виноградова Т.Ф. и соавт., 1987). Лечение детей этого возраста составляет самую большую проблему для стоматолога из-за особенностей: а) психо-эмоционального реагирования ребенка на медицинские манипуляции; б) поведения родителей во время приема, создающих психо-эмоциональный фон реагирования ребенка и находящихся под его влиянием (цепная реакция эмоций в тандеме «родитель-ребенок»); в) физиологии слюноотделения и невозможности удержания статичной позы даже в течение нескольких минут; г) строения зубных тканей и распространения патологического процесса. Вероятно поэтому, стоматологическая помощь малышам оказывается с большими ограничениями, вследствие чего и число научных работ, посвященных данной тематике, очень малo. В то же время, при условии психо-эмоциональной адаптации детей до 3-х лет и их родителей, проведение лечения не только возможно, но и необходимо. В арсенале современных лечебных технологий появились средства, предотвращающие прогрессирование кариозного процесса в течение продолжительного времени; способные дезинфицировать патологически измененные ткани, обладающие репаративным потенциалом, и создающие условия для нормальной минерализации незрелой или слабоминерализованной эмали. Наряду с этим появились методы, позволяющие обрабатывать ткани зуба с минимальным их повреждением и реставрировать материалами, обладающими свойствами высокой биологической совместимости и химико-физической адаптации к стенкам полости (Садовский В.В., Гарвалинский С.Г., 1998; Иванов В.С. и соавт. 2004; Чудинов К.В., Лавров А.В., 2005 и др.). Об успешности использования современных методов стоматологии у взрослых и детей старшего возраста, в литературе имеется достаточно сообщений. Однако убедительные данные об их эффективности при лечении кариеса у детей до 3-х лет, полученные на достаточно репрезентативном материале, практически отсутствуют. Цель исследования: Разработать алгоритм оказания стоматологической помощи детям раннего возраста с использованием современных технологий лечения и методов психологической коррекции поведения детей и их родителей. Задачи исследования. 1. Определить степень активности кариеса и нуждаемость в различных видах стоматологической помощи детей в возрасте до 3-х лет. 2. Выявить доминирующий тип поведения и возможные причины проявлений экспрессивности детей раннего возраста на стоматологическом приеме. |