Delist.ru

Учет, анализ и контроль внешних заимствований (18.02.2008)

Автор: Никитина Татьяна Викторовна

-рентабельность инвестиций, исчисленная по чистому доходу.

Система оценочных показателей народнохозяйственной эффективности внешних заимствований представлена следующими показателями:

- интегральный объем добавленной стоимости (чистой продукции, работ, услуг), возникший в связи с привлечением заимствований;

- общая (интегральная) сумма дохода, а также его прирост в сравнении с базисным уровнем (до привлечения заимствований) образовавшаяся в связи с привлечением заимствований;

- общая рентабельность внешних заимствований, направленных на создание, производство и использование в целях получения продукции (работ, услуг), исчисленная на основе годового дохода либо прироста годового объема работ, услуг;

- экономический эффект, полученный в сфере производства за счет внешних заимствований, исчисленный на основе чистой продукции и его прирост, и на основе чистого дохода и его прирост;

- срок окупаемости внешних кредитов, направленных на реализацию инвестиционных проектов в соответствии с распоряжениями Правительства;

- достижение целей, определенных социально значимыми проектами, ради которых проводились внешние государственные заимствования.

Система оценочных показателей бюджетной эффективности внешних заимствований включает:

- интегральный бюджетный эффект за весь срок использования внешних заимствований;

- интегральный приведенный (дисконтированный) бюджетный эффект за весь срок использования внешних заимствований;

- степень финансового участия государства в реализации проектов с внешними заимствованиями;

- интегральный эффект от использования бюджетозамещающих заимствований;

- доля внешних заимствований в источниках финансирования дефицита федерального бюджета;

- отрицательный бюджетный эффект, возникший в результате выплат, произведенных из федерального бюджета по гарантиям Правительства Российской Федерации и полученный Российской Федерацией от привлечения внешних заимствований вследствие не достижения поставленных целей.

Методология и методики контроля внешних заимствований, осуществляемого в процессе исполнения федерального бюджета

В работе дана оценка состояния предварительного, оперативного и текущего контроля за государственными внешними заимствованиями, осуществляемого в процессе исполнения федерального бюджета.

Предварительный контроль является основополагающим звеном в системе контроля за внешними заимствованиями. Оценивая систему предварительного контроля по внешним заимствованиям, прежде всего необходимо отметить в ней следующие недостатки:

-отсутствие полноценной информационной базы по заимствованиям препятствует проведению полноценного предварительного контроля за расходами по внешним заимствованиям;

-наличие информации в разных стоимостных показателях делает её несопоставимой;

-отсутствие разработанной и принятой методики по экспертизе бюджета отрицательно влияет на качество предоставляемой оценки проекта бюджета.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что задачу предварительного контроля за внешними заимствованиями необходимо решать комплексно. Основная цель предварительного контроля сводится к подтверждению либо опровержению показателей, представленных в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Для достижения цели и объективной оценки планируемых расходов можно и необходимо использовать сравнение фактических (отчетных) показателей по обслуживанию и погашению долга с показателями уточненной бюджетной росписи за ряд прошедших лет. Погашение внешних заимствований за 2003, 2004 и 2005 годы планировалось в соответствии с уточненной бюджетной росписью в объемах, превышающих фактические выплаты соответственно на 28,8 млрд. руб., 16,9 млрд. руб. и 66,8 млрд. рублей. Это свидетельствует о неудовлетворительном состоянии планирования в Минфине России и недостаточном контроле со стороны Счетной палаты. В целях обеспечения качественного предварительного контроля за планируемыми показателями по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга предлагается, прежде всего, проводить оценки планируемых показателей в сравнении с фактическими (отчетными) данными за предыдущий год. Следует анализировать причины выявляемых превышений планируемых расходов над фактическими. Необходимым условием предложенной методики является то, что оценка показателей должна осуществляться в российской валюте. При этом следует использовать данные о фактических расходах на погашение и обслуживание долга, представляемые в отчете Правительства за предшествующий бюджетный год, а планируемые выплаты пересчитывать в рублевый эквивалент, скорректировав полученные данные на предполагаемые изменения курсов валют.

Основным документом, обеспечивающим оперативный контроль за внешними заимствованиями в Российской Федерации является стандарт финансового контроля 4110 «Проведение оперативного контроля за ходом исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на текущий финансовый год», утвержденный решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 31 марта 2006г., протокол №13К (480), с изменениями и дополнениями, утвержденными решением Коллегии от 16 февраля 2007 г., протокол №7К (525). Установленный стандарт определяет осуществление оперативного контроля на основании форм оперативной отчетности.

По мнению автора диссертации целесообразно внедрить в практику Счетной палаты текущий контроль, который должен базироваться на данных первичных платежных и иных документов, а значит содержать достоверную информацию о фактически проведенных операциях. Кроме того, текущий контроль предполагает получение информации и принятие решений в текущем режиме, в то время как оперативный контроль проводится на основании отчетности, предоставленной вскоре по истечении проведенной операции.

В диссертации отмечено, что разработка форм оперативной отчетности, в которой автор работы принимал участие, явилось весьма прогрессивным шагом в сторону доступности, открытости и публичности информации. Вместе с тем, в настоящее время этого недостаточно. Счетной палате Российской Федерации необходимо выйти на уровень текущего контроля, для осуществления которого необходимо обладать информацией о предстоящих текущих платежах, вести их мониторинг, одобрять, в случае обоснованности, или задерживать платежи, для проведения которых не представлено достаточных обоснований. Отсутствие информации по привлечению, погашению и обслуживанию заимствований в режиме «on line» является непреодолимым препятствием для обеспечения всеобъемлющего текущего контроля за выплатами, осуществляемыми из средств федерального бюджета в погашение долга и использованием заемных средств. Очевидно, что только наличие единого информационного пространства, объединяющего Минфин России, Внешэкономбанк и Счетную палату, позволит надеяться на обеспечение полноценного формата текущего контроля. Данное обстоятельство приобретает большее значение ещё и потому, что обеспечение текущего контроля способно в значительной степени сократить процедуры последующего контроля.

В работе сформулированы предложения по внедрению процедуры текущего контроля в Счетной палате. Для достижения этой цели следует:

1) разработать стандарт по текущему контролю за ходом исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов в текущем финансовом году;

2) разработать формы текущего контроля Счетной палаты;

3) разработать и внедрить методику проведения контроля, осуществляемого Счетной палатой в связи с оценкой вносимых изменений в законы о федеральном бюджете;

4) добиться создания единого информационного пространства, единой информационной базы по внешним заимствованиям Российской Федерации с целью эффективного использования государственных средств.

В диссертации представлены основы методических рекомендаций по проведению последующего контроля, осуществляемого Счетной палатой Российской Федерации по исполнению федерального бюджета в части использования, погашения и обслуживания государственных внешних заимствований, выделены специфические вопросы и предложены варианты их решений. В работе отмечено, что основные положения данных методических рекомендаций апробированы и внедрены в практику Счетной палаты РФ с 2005 года.

Внедрение предложенных автором рекомендаций позволит оперативно и на высоком профессиональном уровне осуществлять контрольные мероприятия, связанные с проверкой отчета Правительства Российской Федерации по исполнению федерального бюджета.

В заключении диссертации изложены основные результаты, проведенного исследования, которые позволяют сделать вывод о решении автором поставленных задач. Система учета, анализа и контроля внешних заимствований Российской Федерации, представленная в диссертации как единая логическая система, основанная на современной методологии, с определением принципов, критериев и требований к участникам, осуществляющим заимствования, будет способствовать улучшению управления государственными внешними заимствованиями.

Положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в следующих основных публикациях автора:

Иванова М.А. Управление государственными внешними заимствованиями Российской Федерации: вопросы учета, анализа и контроля. Научное издание. Тула: Гриф и К, 2007. – 18,5 п.л.

Иванова М.А. Информационное обеспечение анализа внешних заимствований // Бухгалтерский учет, 2007, № 22 – 0,5 п.л.

Иванова М.А. Система оценочных показателей эффективности государственных внешних заимствований // Финансы и кредит, 2007, № 39 – 0,3 п.л.

Иванова М.А. Система учета и отчетности по использованию внешних заимствований у получателей иностранных кредитов // Аудит и финансовый анализ, 2007, № 5 – 0,7 п.л.

Иванова М.А. Вопросы учета внешнего долга Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ, 2007, № 6 – 0,7 п.л.

загрузка...