Delist.ru

Учет, анализ и контроль внешних заимствований (18.02.2008)

Автор: Никитина Татьяна Викторовна

Такое положение дел по нашему мнению стало возможным по двум причинам.

Во-первых, учет финансирования проектов, осуществляемых учреждениями и организациями в счет средств иностранных кредитов в Российской Федерации, был неадекватным. Вся сумма использованных кредитов, отражаемая в отчете Правительства за тот или иной финансовый год по кодам бюджетной классификации источников финансирования дефицита федерального бюджета, зеркально отражалась в отчете Правительства непосредственно по расходам на международную деятельность. Таким образом, в активах данные суммы не значились, они можно сказать «закрывались». Более того, отчет Правительства не предполагает ведение каких-либо накопительных форм, обеспечивающих информацию об объемах заимствований за период, превышающий отчетный бюджетный год, а тем более информацию о поступлениях материальных ценностей, полученных в счет иностранных кредитов.

Во-вторых, не был предусмотрен учет финансирования тех или иных проектов, осуществляемых бюджетными и иными организациями за счет иностранных кредитов, непосредственно организациями – получателями кредитов. Соответственно не предусматривалась и отчетность по использованию средств кредитов. В диссертации сделан вывод о том, что включение в смету финансирования бюджетных организаций расходов по поставкам материальных ценностей в счет заключенных иностранных контрактов способствовало бы обеспечению учета и контроля за расходами государства. Однако данная идея на уровне Минфина и Правительства Российской Федерации не рассматривалась, и в связи с этим, возникали ситуации, при которых организации безотчетно получали оборудование и иные материальные ценности, вели строительство и осуществляли иные расходы на миллионы долларов США, при этом отчитывались по смете бюджетного учреждения за миллионы рублей в соответствии с существующими инструкциями по учету и отчетности в бюджетных организациях.

Вместе с тем учет должен обеспечивать полную информацию, необходимую для эффективного управления внешним государственным долгом. В связи с этими обстоятельствами и полагаясь на международную теорию и практику учета государственных внешних заимствований, в диссертации предложено создание единой государственной системы учета и отчетности по внешним заимствованиям, включающей в себя:

-учет и отчетность по использованию, погашению, и обслуживанию долга для формирования отчета Правительства Российской Федерации за бюджетный год;

-учет и отчетность по использованию внешних заимствований у получателей иностранных кредитов;

-учет и анализ внешнего долга Российской Федерации.

По результатам исследования сделан вывод о том, что в настоящее время в Российской Федерации присутствует только первый элемент, из обозначенных выше, т.е. обеспечивается отчетность по использованию, погашению, и обслуживанию долга для формирования отчета Правительства Российской Федерации за бюджетный год.

При этом отмечено, что и процесс формирования отчетности по исполнению бюджета нуждается в совершенствовании.

Основные недостатки действующей системы учета и отчетности по государственным внешним заимствованиям заключаются в недостаточном методологическом обосновании необходимости и сущности данной системы.

Проведенное исследование показало, что системный учет внешних заимствований не ведется, не предусмотрены накопительные регистры учета, не существует оборотных ведомостей по кредитам и займам, в которых бы предусматривалось отражение информации по привлечению, использованию и остаткам по привлеченным кредитам.

Автором диссертации разработаны и представлены формы регистров учета, позволяющие осуществлять учет и контроль внешних заимствований.

В частности для обеспечения учета по использованию кредитных средств предлагается форма регистра учета «Журнал операций по привлечению, использованию и остаткам неиспользованных средств по внешним заимствованиям». Ведение учета по привлечению кредитов в предложенных регистрах учета дает возможность системно получать аналитическую информацию по каждому из кредитов, привлеченному Российской Федерацией, информацию по объемам потенциальных обязательств Российской Федерации и остаткам неиспользованных кредитных средств, а также объемам, использованных средств в валютах соглашений и рублевом эквиваленте.

Не менее важным вопросом является учет погашения внешних заимствований. Он также включает несколько взаимоувязанных учетных процедур, которые только в комплексе могут обеспечить прозрачность учета. Речь идет, прежде всего, об учете и обеспечении отчетности по источникам внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, учете задолженностей по кредитным соглашениям и формировании структуры внешнего долга Российской Федерации, а также формировании информации по динамике выплат государственного долга. При этом важно, чтобы данные по погашению внешнего долга, отражаемые в отчете Правительства по исполнению федерального бюджета по источникам внешнего финансирования дефицита федерального бюджета соответствовали объему фактически погашенного долга, учитываемого при формировании структуры внешнего долга и погашению, отраженному в разрезе кредитных соглашений и подтвержденному западными кредиторами.

Для обеспечения этих условий погашение долга, отражаемое в отчете Правительства, должно формироваться на основании операций по осуществлению выплат непосредственно на счета западных кредиторов.

В настоящее же время в отчете отражаются данные, формируемые по операциям списания средств со счетов «Фонд погашения внешнего долга», открытых Минфином России во Внешэкономбанке в долларах США и евро. Однако названные счета часто выступают в роли транзитных. Именно с этого счета, открытого в долларах США, списываются средства, конвертируемые далее в различные валюты для осуществления выплат в погашение долга в валютах соглашений. Отражая данные операции, по сути операции покупки валюты, как погашение долга, Минфин России допускает в лучшем случае неточность.

В целях формирования достоверной отчетности по погашению внешнего долга в диссертации предложено использовать регистр учета, представленный в Табл.2.

Таблица 2.

Накопительная ведомость по погашению внешнего долга по кредитам правительств иностранных государств, предоставленным Российской Федерации

Дата опера-ции №

кре-дитного соглаше-ния Выписки с мемориальных ордеров по выплате долга кредиторам Выписки со счета «Фонд погашения внешнего долга»

Курсовая

разница

код валюты в валюте в рублевом

эквиваленте в валюте (долл. США;

евро) в рублевом

эквиваленте

1 2 3 4 5 6 7 8 (7-5)

10.05 3288 826 35 000 1 575 000 59 500 1 606 500 31 500

12.05 2420 978 200 000 6 800 000 200 000 6 800 000 00

… … … … … … … …

ххх ххх ххх ххх ххх

Преимущества данной формы учета по сравнению с существующими в настоящее время накопительными ведомостями, сформированными на основании выписок со счета «Фонд погашения внешнего долга» состоит в следующем:

Регистр учета содержит данные по фактическому погашению долга в разрезе каждого кредитного соглашения. Данная информация при дальнейшей обработке обеспечит формирование аналитических и учетных данных, а также послужит целям контроля;

Информация по погашению долга, отражаемая в отчете Правительства РФ обеспечивает соответствие объемам реально погашенного долга;

На основании справок Межбанковской валютной биржи о продаже валюты обеспечивается контроль формирования информации по строке «курсовая разница».

В целом применение предложенного учетного регистра создаст предпосылки для формирования более прозрачной и достоверной отчетности по погашению долговых обязательств.

Большую и, к сожалению, не разрешенную на сегодняшний день проблему представляет собой отражение в отчете Правительства погашения внешнего долга экспортными поставками.

В настоящее время в отчете Правительства по исполнению федерального бюджета по коду бюджетной классификации, соответствующему погашению внешнего долга, отражаются суммы финансирования предприятий по поставкам экспортной продукции, осуществляемым в счет погашения долга. По сути своей данные операции не являются погашением долга и не должны отражаться по указанному коду.

Для преодоления недостатков, имеющих место в учете погашения долга экспортными поставками, необходимо отражать в отчете Правительства РФ реально списанные суммы внешнего долга в счет проведенного экспорта, а финансирование предприятий-экспортеров можно отражать только как бюджетные субсидии. После осуществления поставок в счет погашения долга, субсидии следует считать погашенными. Таким образом, в отчете Правительства будут отражены фактически осуществленные операции.

загрузка...