Delist.ru

Учет, анализ и контроль внешних заимствований (18.02.2008)

Автор: Никитина Татьяна Викторовна

Контроль за целевым использованием кредитов в иностранной валюте в части оплаты просроченных платежей и урегулирования платежных обязательств, предусмотренных Постановлением от 19.03.92 № 173 возлагался на МВЭС Российской Федерации с участием Министерства экономики Российской Федерации, Минфина России, Внешэкономбанка и ВТБ.

Организация учета получения, использования и погашения кредитов должна была обеспечиваться Внешэкономбанком, ВТБ и МВЭС.

В целях упорядочения организации работы, связанной с привлечением и использованием кредитов в иностранной валюте Правительство РФ уже через год принимает Постановление от 16.10.93 №1060 «Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов».

Данным постановлением установлено, что к кредитам в иностранной валюте, формирующим внешний долг Российской Федерации, относятся кредиты, получаемые Правительством РФ, или по его поручению, а также под гарантию Правительства РФ и погашаемые за счет централизованных валютных средств, собственных средств предприятий и организаций или государственного кредита.

К этим кредитам относятся кредиты, предоставляемые Российской Федерации иностранными государствами, банками, международными финансовыми организациями, Межгосударственными объединениями, отдельными фирмами.

В диссертации сделан вывод о том, что определение кредитов, формирующих внешний долг Российской Федерации, данное в постановлении Правительства РФ от 19 марта 1992 г. № 173 претерпевает существенное изменение: теперь к кредитам, формирующим внешний долг Российской Федерации относятся и кредиты, получаемые предприятиями и организациями, привлеченные под гарантии Правительства Российской Федерации, а также, погашаемые за счет собственных средств предприятий и организаций.

Таким образом, все предоставленные Правительством гарантии автоматически увеличивают государственный долг, в объеме предоставленных гарантий, что на самом деле не совсем корректно. Автор делает вывод о том, что гарантии, являющиеся по сути своей условными обязательствами, не должны прямо и непосредственно относиться на задолженность. Не совсем понятна позиция Правительства по поводу отнесения на внешний долг России иностранных кредитов, получаемых предприятиями и организациями и погашаемых за счет собственных средств их получателей.

В диссертации выражено мнение, что именно эта позиция Правительства, связанная с включением в государственный долг Российской Федерации кредитов, привлекаемых и погашаемых непосредственно организациями получателями, привела к беспорядку во внешних заимствованиях, которые мы имеем в настоящее время, к безотчетному использованию значительных средств федерального бюджета на выплаты по кредитам, которые должны гасится непосредственно за счет средств получателей кредитов.

Изучение проблемы показало: было бы правильно считать все привлеченные Правительством кредиты - задолженностью Российской Федерации, а кредиты, привлеченные под гарантию Правительства – гарантиями Правительства Российской Федерации. Такое состояние учета должно было обеспечить осуществление выплат из федерального бюджета по гарантиям только при наступлении гарантийного случая.

В диссертации подчеркнуто, что к 1998 году ситуация с внешними кредитами обострилась и Россия оказалась по существу неплатежеспособной.

В работе сделаны выводы о том, что на сложившуюся ситуацию существенное влияние оказали следующие факторы:

несовершенство законодательной базы;

отсутствие системы управления долгом;

отсутствие специального государственного органа, обеспечивающего целесообразность заимствований и некоторые другие.

На основе проведенного анализа исполнения принятых законодательно-нормативных документов сделан вывод о том, что они выполняются не в полном объеме. Оперативный контроль за соответствием заключаемых контрактов решениям Правительства РФ, ранее возложенный на МВЭС практически не осуществляется. Контроль за эффективным использованием закупаемых в счет иностранных кредитов оборудования и услуг для модернизации и развития российских предприятий, а также товаров и сырья не обеспечен.

Погашение и обслуживание кредитов, привлекаемых для организаций под гарантии Правительства РФ, до сегодняшнего времени осуществляется за счет средств федерального бюджета, причем возврат указанных средств в бюджет в настоящее время практически невозможен (по состоянию на 01.01. 2006 г. задолженность перед федеральным бюджетом составила более 6 млрд. долл. США).

В диссертации показано, что большая часть внешнего долга Российской Федерации является наследством, полученным от бывшего Советского Союза. Поэтому исследование процесса формирования внешнего долга России следует начинать с исследования внешнего долга Советского Союза и истории признания Российской Федерацией внешнего долга республик бывшего СССР. В результате проведенного исследования установлено, что архивные данные по учету внешнего долга СССР не сохранились. В России нет достаточно достоверной учетной и отчетной базы долга унаследованного от СССР. Официальная отчетность по структуре государственного долга Российской Федерации начала формироваться лишь с 1 января 2000 года.

В Табл.1 представлены данные о величине и структуре внешнего долга, сформированные из официальных отчетов Правительства за 2000-2006 гг.

Таблица 1.

Величина и структура государственного внешнего долга Российской Федерации

(млрд. долларов США)

Виды долга Отчет Правительства Российской Федерации

01.01.00 01.01.01 01.01.02 01.01.03 01.01.04 01.01.05 01.01.06

Государственный внешний долг РФ (включая обязательства быв. СССР) 148,5 139,3 129,3 122,5 119,1 114,1 76,5

Кредиты правительств иностранных государств, в т.ч. 60,8 63,6 56,8 52,4 54,6 53,9 30,8

задолженность официальным кредиторам Парижского клуба 42,8 46,1 42,0 44,7 47,6 47,5 25,1

задолженность кредиторам – нечленам Парижского клуба 3,7 3,7 3,6 3,6 3,6 3,7 3,6

задолженность бывшим странам СЭВ 14,3 13,8 11,2 4,1 3,4 2,7 2,1

Кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, в т.ч. 35,0 6,0 6,0 3,8 3,2 2,2 1,1

задолженность кредиторам Лондонского клуба 29,0 0,1 0,03 0,03 0,03 0,03 0,03

Коммерческая задолженность 6,0 5,9 6,0 3,8 3,2 2,2 1,1

Кредиты МФО 19,4 16,2 14,9 13,9 11,7 9,7 5,7

Государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, в т.ч.

Еврооблигационные займы 15,8 36,3 35,3 37,0 35,7 35,3 31,5

ОВГВЗ 11,1 10,8 9,9 9,2 7,3 7,1 7,1

Кредиты ЦБ РФ 6,4 6,4 6,4 6,2 6,2 5,5 0,0

Государственные гарантии

0,4 0,4 0,3

Приведенные данные свидетельствуют о том, что по состоянию на 01.01.2000 г. государственный внешний долг Российской Федерации, включая долг бывшего СССР, составил 148,5 млрд. долл. США. Большая доля в объеме долга была представлена кредитами правительств иностранных государств – 40,9%; кредиты иностранных коммерческих банков и фирм составляли 23,6% от объема долга; 18,1% долга было представлено государственными ценными бумагами, выраженными в иностранной валюте; доля кредитов МФО составляла - 13,1%; кредиты Центрального банка Российской Федерации, предоставленные в валюте США, составляли 4,3% от объема государственного долга.

Анализируя структуру внешнего государственного долга по состоянию на 01.01.2006г. следует отметить, что его величина сократилась за 6 лет с 148,5 до 76,5 млрд. долл. США. В общем объеме государственного долга большая доля приходится на государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте; по-прежнему высока доля кредитов правительств иностранных государств – 40,3% от общего объема (эта доля по сравнению с 2000 годом сократилась практически в 2 раза); доля кредитов МФО сократилась в 3,4 раза и составила – 7,5% к объему внешнего долга; полностью выплачены кредиты Центрального банка Российской Федерации, предоставленные в валюте США; кредиты иностранных коммерческих банков и фирм составили 1,4% от объема долга; 0,3% в общем объеме составили государственные гарантии во внешнему долгу.

загрузка...