Delist.ru

Теория и методология управления межбюджетными отношениями в Российской Федерации (18.02.2008)

Автор: Голикова Татьяна Алексеевна

А. Н. Швецова, А. Д. Шеремета, В. Б. Шубы. Исследования в области государственных и муниципальных финансов нашли отражение в научных трудах П. И. Вахрина, В. И. Гордина, Ю. А. Данилевского, С. Б. Климантова, Н. В. Лазаревой, А. И. Михайлушкина, А. С. Нешитого, А. Н. Овсянникова, Д. Риккардо, С. Н. Рябухина.

Целью дальнейшего совершенствования системы межбюджетных отношений и управления региональными и муниципальными финансами является повышение эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления по реализации их полномочий, повышение устойчивости и качества управления государственными и муниципальными финансами на всех уровнях бюджетной системы, направленное на наиболее полное удовлетворение спроса граждан на бюджетные услуги с учетом объективных различий в потребностях населения и особенностей социально-экономического развития территорий.

Диссертационное исследование выполнено в рамках п.п. 1.5, 1.12 паспорта специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами и п.п. 2.2, 2.5 паспорта специальности 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит: государственные финансы.

Цель диссертационного исследования состоит в развитии методологии управления межбюджетными отношениями в Российской Федерации на основе сбалансированного применения механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности регионов и инструментов бюджетно-налоговой децентрализации.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие основные задачи:

– исследование проблем управления государственными финансами в Российской Федерации;

– анализ мирового опыта управления межбюджетными отношениями;

– исследование распределительных отношений в Российской Федерации;

– анализ уровня экономического развития и бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

– уточнение принципов межрегионального перераспределения финансовых ресурсов;

– развитие механизма выравнивания бюджетной обеспеченности регионов;

– совершенствование организационно-экономического механизма предоставления средств из Фонда муниципального развития регионов;

– разработка методических рекомендаций по обеспечению сбалансированности местных бюджетов;

– исследование нормативно-правового и бюджетного регулирования налоговых субфедеральных отношений в Российской Федерации;

– выявление принципов бюджетно-налоговой децентрализации как основы бюджетного регулирования в Российской Федерации;

– разработка основных направлений развития налогового потенциала субъектов Российской Федерации;

– формирование критериев оценки эффективности управления бюджетными ресурсами в Российской Федерации;

– разработка методических основ оценки финансового положения и качества управления финансами муниципальных образований;

– разработка организационно-экономического механизма проведения оценки эффективности управления государственными бюджетными средствами.

Предметом исследования является система управления межбюджетными отношениями в Российской Федерации.

Объектом исследования выступают организационно-экономические отношения субъектов межбюджетных взаимодействий в Российской Федерации.

Теоретической и методической основой исследования является диалектический метод, предопределяющий изучение явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. В аналитической части применялись методы системного анализа, классификации и статистических группировок, логического и сравнительного анализа. Методической базой исследования послужили нормативные и методические материалы государственных и муниципальных органов по вопросам регулирования финансовых, межбюджетных и налоговых отношений в Российской Федерации.

Научная новизна диссертационной работы заключается в развитии методологии управления межбюджетными отношениями на основе сбалансированного применения механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности регионов и инструментов бюджетно-налоговой децентрализации, обеспечивающих повышение устойчивости и качества управления государственными и муниципальными финансами на всех уровнях бюджетной системы.

На защиту выносятся следующие наиболее существенные результаты диссертационного исследования, составляющие научную новизну работы.

1. Выявлены основные проблемы управления государственными финансами в Российской Федерации, позволившие сформулировать направления развития бюджетного законодательства с точки зрения макроэкономического финансового регулирования с целью усиления роли среднесрочного финансового планирования и программно-целевого бюджетирования.

2. Выявлены особенности развития распределительных отношений в Российской Федерации, обусловленные передачей с одного уровня бюджетной системы на другой расходных обязательств и изменениями в налоговой системе и нацеленные на сокращение применения межбюджетных трансфертов в виде дотаций и субсидий без учета уровня бюджетной обеспеченности регионов, что повышает эффективность финансовой помощи регионам.

3. Сформулированы принципы управления финансовыми распределительными отношениями, важнейшими из которых являются стимулирование снижения уровня дотационности региона или муниципального образования и равнодоступность субсидий для всех субъектов рынка, отвечающих условиям их получения.

4. Определены способы рационализации механизма выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, направленные на уточнение общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ; развитие собственной налоговой базы, активизацию региональной инвестиционной политики; повышение финансовой дисциплины и качества управления региональными (муниципальными) финансами.

5. Разработан организационно-экономический механизм распределения инвестиционной финансовой помощи на региональном уровне, создающий формализованную и высокоэффективную систему регулирования и поддержки приоритетных направлений инвестиционной политики в муниципалитетах в рамках Фонда муниципального развития на основе использования конкурсных процедур выбора наиболее эффективных инвестиционных проектов.

6. Разработаны методические рекомендации по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, направленные на мобилизацию доходов и рационализацию расходов местного бюджета и позволяющие добиться увеличения поступлений от местных налогов (налога на имущество физических лиц и налога на землю), а также экономности использования бюджетных средств.

7. Сформулированы принципы бюджетно-налоговой децентрализации, на основе которых должно осуществляться закрепление доходных источников за бюджетами различных уровней и разграничение налоговых полномочий между уровнями государственного и муниципального управления.

8. Предложены основные направления развития налогового потенциала субъектов Российской Федерации, включающие в себя меры по снижению налоговой нагрузки; инвестиционной направленности; совершенствованию имущественного налогообложения; по развитию полномочий субъектов РФ в области налогового регулирования и формирования налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов.

9. Предложена система показателей эффективности управления бюджетными ресурсами государства, отражающих как оценку процесса управления, так и социальные результаты деятельности органов управления.

10. Разработана система показателей оценки финансового положения и качества управления бюджетами муниципальных образований, отражающих ключевые факторы платежеспособности муниципальных образований с учетом удельных весов относительной значимости показателей.

11. Разработан организационно-экономический механизм проведения органами государственного финансового контроля проверки с целью оценки эффективности управления государственными бюджетными средствами, включающий в себя три основных этапа: планирование, организацию и подготовку отчета о результатах проверки. Предложен методический подход к выбору темы и объекта проверки, основанный на экспертном методе балльно-рейтинговой оценки критериев выбора.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и предложения, содержащиеся в нем, направлены на решение крупной народнохозяйственной задачи повышения эффективности управления межбюджетными отношениями на основе развития механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности регионов и инструментов бюджетно-налоговой децентрализации, обеспечивающих повышение качества управления государственными и муниципальными финансами.

Результаты выполненных исследований и предложенные методологические и методические решения могут быть использованы органами государственного и муниципального управления при осуществлении политики выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований, а также при распределении инвестиционной финансовой помощи на региональном уровне.

Разработанные рекомендации по оценке результативности государственных финансов позволят повысить эффективность управления бюджетными ресурсами в Российской Федерации.

Предложенные основные направления развития налогового потенциала субъектов РФ будут способствовать развитию их полномочий в области налогового регулирования и формирования налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов.

Результаты исследования были использованы в практике Министерства финансов Российской Федерации при моделировании трансфертной политики государства, а также при внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса.

загрузка...