Особенности работы узлов развлетвений и ответлений криволинейных плитных железобетонных эстакад в условиях Вьетнама (17.09.2010)
Автор: Фам Ван Тхоан
Фам Ван Тхоан ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЗЛОВ РАЗВЕТВЛЕНИЙ И ОТВЕТВЛЕНИЙ КРИВОЛИНЕЙНЫХ ПЛИТНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭСТАКАД В УСЛОВИЯХ ВЬЕТНАМА (05.23.11 – Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей) Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук Москва 2010 Работа выполнена на кафедре мостов и транспортных тоннелей Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). Научный руководитель: кандидат технических наук, профессор Попов Виктор Иванович Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор Шестериков Владимир Иванович кандидат технических наук Егорушкин Юрий Михайлович Ведущая организация: ЗАО «Институт «Стройпроект» в Санкт-Петербурге Защита состоится 21 октября в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д212.126.02 при Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) по адресу: 125319, Москва, Ленинградский проспект, 64, ауд. 42, телефон для справок (499) 155-93-24. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МАДИ. Автореферат разослан «06» сентября 2010 г. Учёный секретарь диссертационного совета профессор, канд. техн. наук Н.В. Борисюк Общая характеристика работы Актуальность темы. В начале XXI века экономика Вьетнама, особенно в городах, развивается очень быстро. В настоящее время улицы городов нашей страны насыщены различными транспортными средствами, поэтому часто наблюдаются длительные заторы на улицах, особенно в часы пик. Несмотря на резкого увеличение населения и транспортных средств, территория и уличная сеть городов Вьетнама увеличились незначительно. Наиболее эффективным выходом из создавшегося положения, как показывает мировая практика, является строительство на пересечениях уличной сети транспортных узлов с многоуровневыми транспортными развязками. Рост автомобилизации во Вьетнаме неизбежно приведёт к необходимости строительства таких транспортных сооружений. Путепроводные развязки и эстакады существенно улучшают систему управления транспортного движения. Однако для успешной реализации поставленной задачи в условиях Вьетнама требуется дальнейшее совершенствование и поиск новых конструктивных форм, материалов, технологических приемов строительства, а также внедрение в практику проектирования современных расчётных методов и технологий. В мировой практике проектирования и строительства многоуровневых транспортных развязок постоянно происходят значительные изменения, вызванные непрерывным ростом интенсивности движения транспорта и совершенствованием расчётов сложных систем. Как и ранее, для условий современного Вьетнама сохраняются требования по снижению материалоёмкости конструкций при одновременном повышении их надёжности и долговечности. В этой связи большую роль играют наиболее современные методы расчёта, все в большей степени применяемые в практике проектирования многоуровневых транспортных развязок. На базе метода конечных элементов (МКЭ) с использованием современных программных комплексов и индивидуальных программ представляется возможным решить эти задачи и таким образом обеспечить требуемую надежность проектируемой конструкции. Одним из наиболее сложных узлов транспортных развязок является место разделения пролётных строений, где распределение усилий специфично и может быть определено специальными расчётами или испытанием моделей. Узлы разделения представляют собой зоны с большими местными напряжениями. При эксплуатации узлов разветвлений и ответвлений криволинейных эстакад возникают проблемы, связанные с обеспечением трещиностойкости и прочности. Работа самих разветвляющихся несущих конструкций в целом также представляет определенную задачу, которая требует рассмотрения при проектировании и, в частности, при подборе арматуры. Во Вьетнаме отсутствуют как опыт проектирования таких узлов, так и разработанные технологии по проектированию разделяющихся пролётных строений, характерных для многоуровневых транспортных развязок. По сути дела нет научных исследований работы узлов разветвлений и ответвлений эстакад. Вопросам расчёта и проектирования сложных транспортных сооружений и развязок посвящены работы М.Е. Гибшмана [Гибшман, М.Е. Теория расчёта мостов сложных пространственных систем.- М.: Транспорт, 1973.- 200 с], [Гибшман, М.Е. Проектирование транспортных сооружений/ М.Е. Гибшман, В.И. Попов.- М.: Транспорт, 1988.- 447 с], П. М. Саламахина [Саламахин, П. М. Инженерные сооружения в транспортном строительстве(книга 1 и 2)/ П. М Саламахин, Л.В. Маковский, В.И. Попов.-М: Издательский центр “Академия”, 2008.-272 с]. В.И. Попова [Попов, В.И. Городские транспортные сооружения/ В.И. Попов. - М.: МАДИ (ГТУ), 2007.-352 с]. Применение МКЭ к расчёту сложных конструкций дано в работах российских и зарубежных учёных и специалистов: Смирнова, Масленникова, Ченга, и др. Большой вклад в исследования мостовых конструкций по обеспечению надёжности и долговечности внесли Васильев А.И., Шестериков. В.И., Егорушкина Ю. М., Потапкин. А.А., Платонов. А.С., Петропавловский.А.А., и др. С учётом отмеченного, представляется актуальным для условий Вьетнама проведение исследовательской работы по перечисленным проблемам, созданию эффективных технологий расчёта и проектирования сложных развязок с разделяющимися пролётными строениями. Настоящая диссертация и посвящена исследованию особенностям работы узлов разветвлений и ответвлений криволинейных плитных железобетонных эстакад, что является шагом вперёд по изучениям поведения под нагрузками сложных транспортных сооружений для условий Вьетнама. Цель и задачи диссертационной работы. При достаточно хорошей разработанности методов расчёта криволинейных конструкций, остаются нерешенными вопросы подробного проектирования зон узлов разветвлений и ответвлений криволинейных железобетонных эстакад, исходя из пространственной работы системы «пролётное строение – опоры». Учитывая, что в настоящее время во Вьетнаме начали возводить городские сооружения криволинейного очертания, возникает необходимость качественного проектирования подобных конструкций, что и является целью настоящей диссертационной работы. Для достижения поставленной цели в рамках диссертационной работы были решены следующие задачи: 1. Проведён анализ особенностей конструкций эстакад с разветвлениями и ответвлениями и сделан выбор конструктивных решений железобетонных эстакад для проведения исследований. 2. Проведён анализ и выбор компьютерной программы на базе метода конечных элементов для проведения исследований особенностей работы узлов разветвлений и ответвлений криволинейных мостовых конструкций. 3. На базе программного комплекса MIDAS/Civil исследована работа узлов разветвлений и ответвлений криволинейных железобетонных эстакад под внешними нагрузками при изменении параметров пролётных строений и столбчатых опор. |