Delist.ru

Продвинутое сотрудничество государств в европейском праве (17.08.2007)

Автор: Шайхутдинова Гульнара Раифовна

Шайхутдинова Гульнара Раифовна

ПРОДВИНУТОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ

В ЕВРОПЕЙСКОМ ПРАВЕ

Специальность 12.00.10 – международное право;

европейское право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Казань 2007

Работа выполнена на кафедре конституционного и международного права Академии управления «ТИСБИ» (г. Казань).

Официальные оппоненты: Доктор юридических наук, профессор

Бирюков Михаил Михайлович

Доктор юридических наук, профессор

Лихачев Василий Николаевич

Доктор юридических наук, доцент

Клемин Андрей Владимирович

Ведущая организация Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный университет»

Защита состоится 8 ноября 2007 г. в 10:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.13 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора юридических наук при ГОУ ВПО «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина» по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18, юридический факультет, ауд. 324.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета.

Автореферат разослан «___» ____________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат юридических наук, доцент Каюмова А.Р.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Процесс интеграции государств-членов Европейского Союза представляет собой сложный и многогранный процесс, отягощенный фактором расширения и включения в состав интеграционного объединения государств Восточной Европы, явно уступающих лидирующей группе государств-членов как в сфере экономического и социального развития, так и в сфере политического и культурного развития. Присоединение беспрецедентного числа новых членов – десяти 1 мая 2004 года и двух 1 января 2007 года - потребовало от Союза разработки и принятия мер с целью недопущения замедления темпов интеграции ведущих государств-членов и тем более стагнации ввиду объективной невозможности новых членов гладко и беспроблемно влиться в ряды благополучной и процветающей Старой Европы.

Такой мерой и явилось введение в практику и право Европейского Союза механизма продвинутого сотрудничества государств-членов.

В то же время не все государства-члены Европейского Союза одинаково поддерживают идею дальнейшей интеграции в различных сферах сотрудничества. В случаях, когда такая интеграция может повлилять на реализацию ими государственного суверенитета, некоторые государства-члены Европейского Союза избегают участия в ней путем формулирования для себя соответствующих изъятий и исключений. В этой связи продвинутое сотрудничество и есть тот механизм, который позволяет государствам-членам Европейского Союза дифференцированно подходить к участию во внутрисоюзном сотрудничестве.

Продвинутое сотрудничество было воспринято Европейским Союзом из конституционной теории и практики европейских государств (Германии, Швейцарии, Бельгии, Франции, Испании и других). Оно получило правовое закрепление в форме «тесного» и «продвинутого» сотрудничества соответственно в Амстердамском 1997 года и Ниццском 2001 года договорах. Договор, учреждающий Конституцию для Европы, 2004 года использует терминологию Ниццского договора и говорит о продвинутом сотрудничестве.

В основе продвинутого сотрудничества государств-членов Европейского Союза лежит принцип гибкости. Под принципом гибкости понимается возможность для определенного числа государств-членов Европейского Союза углублять интеграцию в какой-либо сфере посредством использования институтов, процедур и механизмов Союза. При этом государства-члены, не вошедшие по каким-либо причинам в лидирующую группу государств, могут присоединиться к продвинутому сотрудничеству позднее при наступлении необходимых для этого условий.

Настоящая работа призвана обосновать, что практическое применение механизма продвинутого сотрудничества вызвано к жизни объективными обстоятельствами процесса интеграции в рамках Европейского Союза и его изучение поможет уяснить тенденции и перспективы интеграции, вскрыть коренные причины существования неодинаковых моделей интеграции для различных государств-членов Европейского Союза. В этой связи исследование вопроса о продвинутом сотрудничестве представляется актуальным и своевременным.

Продвинутое сотрудничество, еще не будучи зафиксированным в праве Европейских сообществ и Европейского Союза, явилось практическим направлением развития интеграции в важнейших сферах сотрудничества государств-членов в случаях, когда все без исключения государства-члены не были готовы преодолеть высокую планку интеграции, требовавшую соответствующих экономических, политических и иных условий. Именно продвинутое сотрудничество явилось тем механизмом, который оказался способным задать тон и определить направления и сферы, в которых требовалось объединение усилий государств-членов, хотя бы и не всех на первом этапе. Примеры продвинутого сотрудничества – Шенгенское пространство, единая европейская валюта, вопросы убежища и миграции, соглашение о социальной политике и другие.

В настоящей работе обосновывается, что в расширенном Европейском Союзе продвинутое сотрудничество будет практически единственным правовым механизмом, который сумеет удовлетворить интересы как «старых» государств-членов, так и «новых» государств-членов. Очевидно, что костяк западноевропейских государств Европейского Союза, создавших для себя пространство экономического и социального благополучия и процветания, будет всячески сопротивляться замедлению темпов интеграции, если оно вызывается неготовностью или нежеланием новых государств-членов идти в ногу с пятнадцатью первоначальными членами. В то же время, искусственное интегрирование в ряд чувствительных сфер сотрудничества новых государств-членов может привести к замедлению общих темпов интеграции Союза в целом, хотя и при движении вперед «всем фронтом». В этой связи продвинутое сотрудничество дает возможность могущим и желающим двигаться вперед, не замедляя темпов и не будучи стесненными нежеланием или невозможностью остальных. Одновременно оно позволяет государствам-членам, не вошедшим в лидирующую группу, подготовить необходимые для этого экономические, социальные и иные условия, а не желающим присоединяться к лидирующей группе еще раз обдумать свое решение.

Продвинутое сотрудничество есть дань единству многообразия, которое составляет на сегодняшний день суть Европейского Союза.

Степень разработанности темы диссертационного исследования. Характеризуя степень научной разработанности проблемы продвинутого сотрудничества в европейском праве, автор отмечает, что несмотря на несомненную практическую востребованность такого рода научных изысканий, их крайне мало в отечественной науке.

Вопросы продвинутого сотрудничества затрагиваются в трудах профессоров Л.М. Энтина, М.Л. Энтина, Б.Н. Топорнина, С.Ю. Кашкина, А.В. Клемина, Ю.А. Борко, О.В. Буториной, А.О. Четверикова, Н. Кавешникова. Однако, не предпринято попыток дать анализ феномена продвинутого сотрудничества, выявить его признаки, функции, механизм, установить правовую природу актов продвинутого сотрудничества и определить место продвинутого сотрудничества в системе европейского права.

При этом западноевропейская научная литература значительно богаче в этом отношении. Мы встречаем ряд серьезных работ, среди них: Jo Shaw «Flexibility and the Treaty establishing a Cоnstitution for Europe», Bruno de Witte «Future Paths of Flexibility: Enhanced Cooperation, Partial Agreements and Pioneer Groups», Alexander Stubb «The 1996 Intergovernmental Conference and the management of flexible integration», Alexander Stubb «Categorization of Differentiated Integration», Julian Chauvet «Flexibility in the Treaty of Amsterdam: towards a legal understanding of a political concept», «Flexibility in Constitutions. Forms of closer cooperation in federal and non-federal settings», «Flexibility and the Future of the European Union”. A Federal Trust Report on flexible integration in the European Union, Daniel Thurer «A Variable Geometry for Europe», Cullen D. «Variable Geometry and Overlapping Circles: in Search of a Suitable Model for Justice and Home Affairs», Andrew Duff «The Treaty of Amsterdam», Sandra Marco Colino «Towards greater flexibility or deadlock?» и другие. Однако, и в указанных трудах иностранных ученых мы не находим полной картины продвинутого сотрудничества в европейском праве. Как правило, их исследования сосредоточиваются на отдельных его аспектах.

На основе анализа имеющейся теоретической базы автор приходит к выводу о том, что назрели все необходимые предпосылки правового и организационного характера для создания полноценной научной концепции продвинутого сотрудничества как нового феномена в рамках европейского права. Для этого накоплены материалы договорно-правовой практики государств-членов Европейского Союза за рамками самого Союза, например по вопросам Шенгенского пространства. Создана правовая база тесного и продвинутого сотрудничества в учредительных договорах Европейского Союза – Амстердамском и Ниццском.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объект диссертационного исследования образуют отношения между государствами-членами Европейского Союза по углублению интеграции в различных сферах сотрудничества.

Предметом диссертационного исследования является совокупность правовых норм о продвинутом сотрудничестве, содержащаяся в учредительных договорах и иных документах Европейского Сообщества и Европейского Союза, а также научные достижения теории европейского и международного права в сфере исследования продвинутого сотрудничества.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования состоит в постановке и решении крупной научной проблемы по разработке правовой концепции продвинутого сотрудничества в Европейском Союзе и определению места продвинутого сотрудничества в системе европейского права.

загрузка...