Delist.ru

Развитие исторического центра крупного города как предмет социального проектирования (на примере Нижнего Новгорода) (17.08.2007)

Автор: Сериков Александр Алексеевич

Сегодня на первый план выдвигается решение задачи перехода от существующего стационарного состояния информационного обслуживания к динамичному процессу управления информацией. Решение данной проблемы требует разработки новых методов, моделей и инструментов управления, позволяющих государственной власти на фоне политических реалий принимать решения, наиболее соответствующие целям развития гражданского общества и социального согласия, с учетом оптимального использования всех имеющихся ресурсов.

В этом ключе немаловажным аспектом общественной жизни становится приобретение всеми субъектами опыта социальной практики, нацеленной на соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, присущих развивающемуся информационному обществу, причем инициатором перераспределения части властных функций в пользу общественных институтов в России на современном этапе выступает государственная власть. Это в полной мере относится к процессам, связанным с сохранением и развитием исторического центра города, поскольку именно формирование и успешное развитие общественных институтов, элементов гражданского общества должно стать реальным информационным ресурсом в решении проблем исторического центра города.

В свете изложенного инновационные социальные проекты, направленные на решение проблем сохранения и развития исторического центра крупного города, приобретают особую значимость, поскольку их осуществление позволит сформировать механизмы современных социальных технологий, направленных на консолидацию общества, на осмысление и нахождение того, что сегодня принято называть «национальной идеей».

В главе 6 «Система инновационых социальных проектов как механизм сохранения и развития исторического центра города» на основе изложенной в главе 4 методологии социального проектирования автором была разработана и внедрена в практику система инновационных проектов, направленных на решение проблем содержания духовной самоидентификации жителей крупного города, тесно коррелирующей с вопросами сохранения и развития его исторического центра. Эта система проектов была реализована в Нижнем Новгороде, и явилась своего рода экспериментальным полем отработки универсальных социальных технологий в рамках методологии и принципов социального проектирования в системе управления сложным социально-экономическим объектом, каковым является исторический центр города.

В параграфе 6.1 «Институциональная основа гражданских социальных проектов в сфере градостроительной деятельности» показано, как в рамках реализации социальных проектов в сфере градостроительной деятельности создана их организационно-правовая основа в виде депутатских слушаний; создания специальных рабочих групп; разработки правил землепользования и застройки; организации экспертного совета при Законодательном Собрании Нижегородской области по культурному наследию; проведения работ по созданию целевого бюджетного фонда «Сохранение культурного наследия Нижегородской области»; работы по формированию принципов порядка участия граждан, их объединений и юридических лиц в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности и информированности населения о принимаемых градостроительных решениях и т.д.

Одним из важнейших результатов такой деятельности можно считать работу по созданию концепции и программы сохранения и развития исторического центра Нижнего Новгорода. Отличие этой программы от многих прежних состоит в том, что впервые проблемы центра города рассматриваются с позиций системного подхода, а вся работа ведется при непосредственном участии и под контролем местного сообщества, жизненно заинтересованного в позитивных изменениях уникальной детали сложнейшего механизма – центра города.

В параграфе 6.2 «Содержание и организационные особенности социального проекта «Старый Нижний. Люди. Улицы. Дворы» представлено содержание и организационные особенности осуществляемого под научным и организационным руководством автора масштабного социально-культурного проекта «Старый Нижний. Люди. Улицы. Дворы».

Работа проекта стала социально востребованной, не утрачивает своей актуальности, а мероприятия проекта становятся в жизни города событиями. Эффективность работы проекта его автор и инициаторы видят в том, что проблемы исторического центра получили искренний отклик в городском сообществе. Старый Нижний как образ, символ малой исторической родины стал объединяющим началом. В недрах проекта рождается новый формат взаимодействия между властью, творческой интеллигенцией, бизнес-элитой и горожанами: обсуждение проблем в открытом режиме, вовлечение в работу по реализации идей проекта жителей всего города.

В свете реализации предлагаемых автором концептуальных положений представляется целесообразным через систему инновационных социальных проектов, осуществляемых как органами власти, так и общественными организациями, организовать процессы восстановления, сохранения и развития культурных традиций, системы духовных ценностей, присущих нашему пассионарному народу.

Опыт по осуществлению таких проектов в Нижегородской области демонстрирует их высокую эффективность, доказывает, что и в новых условиях возможно и необходимо с использованием инновационных социальных технологий добиваться весомых результатов в глубоких трансформационных процессах. Подавляющее большинство участников проектов, давая положительные отклики, обычно отмечают повышенную эффективность воздействия таких проектов, особенно при высоком уровне массовости.

В параграфе 6.3 «Самоидентификация поколений и социальная синергия проектов «Ветеран, живущий рядом» и «Поклонись до земли своей матери» изложено содержание и организационные особенности проектов «Ветеран, живущий рядом» и «Поклонись до земли своей матери», направленных на самоидентификацию поколений и получение эффекта социальной синергии.

В течение 2004-2005 г.г. автором был подготовлен и осуществлен к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне социальный проект «Ветеран, живущий рядом». Его активными участниками стали более 18000 жителей Нижегородского района. Благодаря социальному проекту «Ветеран, живущий рядом» было привлечено масштабное внимание к ветеранам, участникам войны, труженикам тыла и тем, чья юность пришлась на военные годы.

Социальная и общественная значимость проекта в том, что он был одинаково полезен и ветеранам и детям, устанавливал связь поколений, способствовал самоидентификации поколений. В соответствии с технологиями проекта, дети, общаясь с ветеранами, узнавали многое о героизме простого нижегородца из первых уст. Ветераны получили подтверждение тому, что их фронтовые и трудовые подвиги не забыты и по-прежнему высоко ценятся молодым поколением нижегородцев. Такого рода масштабное социальное взаимодействие, затронувшее более 20% населения территории исторического центра, способствовало интеграции интересов людей, как субъектов социальных отношений.

Продолжением определения и усиления связи поколений, весомым и социально значимым явился осуществленный по инициативе и под руководством автора проект «Поклонись до земли своей матери». Участниками проекта помимо школьников Нижегородского района и их родителей были ведущие ученые и педагоги Нижнего Новгорода.

Целью проекта явилось привлечение внимания общества к проблемам семьи, ознакомление нижегородцев с лучшим опытом семейной педагогики. Технологии реализации задач проекта предусматривали механизмы вовлечения в число участников большей части населения центра.

Социальная значимость проекта в том, что он был одинаково полезен и родителям и детям. Дети, общаясь с родителями, родственниками узнавали многое об истории своей семьи, о своих корнях, предках, соотносили исторические события своей семьи с событиями и судьбами своей страны.

По откликам многих участников проект «Поклонись до земли своей матери» позволяет осознать, что все мы имеем единые корни, традиции и обычаи, и основа всего - это семья. Именно в семье мы находим поддержку и опору, и именно поэтому проект нашел отклик в ученической, родительской, педагогической и научной среде.

В параграфе 6.4 «Гражданский договор в избирательном процессе как инструмент формирования гражданского общества» разработана социально-проектная основа Гражданского договора в избирательном процессе, являющегося эффективным инструментом формирования гражданского общества.

Альтернативой информационной войне с политическими конкурентами, ставшей неотъемлемой приметой нижегородских региональных выборов, автором был предложен к внедрению социальный проект с позитивным целеполаганием – «Гражданский договор». Суть данного проекта заключалась в том, что каждому избирателю предлагалось заключить с кандидатом в депутаты письменное соглашение, собственно гражданский договор, предметом которого было то, что «Гражданин поручает, а Исполнитель (в данном случае кандидат в депутаты) принимает на себя, при условии избрания его депутатом по округу № 13, выполнение обязанностей по полному представлению гражданских прав и интересов Гражданина в Законодательном Собрании Нижегородской области».

Новизна предлагаемого социального проекта потребовала тщательной юридической экспертизы с тем, чтобы ни текст документа, равно как и ни одно из связанных с ним коммуникативных мероприятий не повлекли за собой нарушения избирательного закона. Социальный проект имел важный результат в виде созданного центра доверия общественных ожиданий.

В параграфе 6.5 «Программное решение проблемы патриотического воспитания на современном этапе» проанализировано содержание понятия патриотизма на современном этапе развития общества. На уровне социума патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Генеральной целью патриотического воспитания, объявляемой в рамках региональной программы должно быть развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и важнейшими качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Описан социально значимый проект по решению проблемы патриотического воспитания на современном этапе, приведено его программное решение и практически доказана важность реализации таких проектов на основе четких целевых ориентаций и количественных критериев оценки результатов в сфере патриотического воспитания.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования, намечаются возможные направления дальнейшей разработки проблемы, обозначается область применения полученных результатов исследования.

Главными итогами данной работы можно считать следующие:

на базе проведенных социологических исследований выявлены основные особенности и проблемы специфической подсистемы города – его исторического центра, проанализировано отношение, позиция населения и возможные активные действия в процессах его развития, предложены варианты управленческих действий, а также определена база социальной поддержки сторонников сохраняющей и разрушающей его модернизации.

сформированы методологические принципы согласования управленческих и общественных интересов на основе применения социальных технологий, обеспечивающих при разработке концепции развития исторического центра крупного города сохранение его идентичности.

на основе методологии сохранения исторического центра разработаны методики социального проектирования (включая ресурсное обеспечение), направленные на формирование самоидентификации горожан.

исследованные и выявленные принципы, структуры, концепции и методы управления использованы в разработке и практической реализации системной совокупности социальных проектов, направленных на решение проблем сохранения и развития исторического центра города. Эти проекты, опирающиеся на концепцию обращения к системе ценностей, присущих нашему народу, дали возможность выявить механизмы эффективного управления историческим центром города на основе широкого участия в этих процессах населения, активных слоев общественности, что является важным этапом в становлении в нашей стране гражданского общества.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК:

Сериков А.А. Культура как синергетический ресурс социально-экономического развития/ Государственная служба, № 3(41), 2006, с.

Сериков А.А. Ресурсное обеспечение социальных инноваций в государственном управлении/ Бажин И.И., Сериков А.А. - «Власть» № 8, М.:2006, С.20-24.

Сериков А.А. Особенности ресурсного обеспечения управления сферой культуры/ Проблемы теории и практики управления», № 8, М.:2006, с. 95-101

Сериков А.А. Социальные проблемы в реализации стратегии городского развития/ Государственная служба, № 5, 2007

Монографии и статьи в научных сборниках:

Сериков А.А. Социальные технологии в управлении развитием исторического центра крупного города: Монография.- Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2007. - 185 с.

Сериков А.А. Управление развитием исторического центра крупного города: методологические аспекты. Монография / Бажин И.И., Сериков А.А..- Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лоба-чевского, 2005.- 136 с.

Сериков А.А. Нижний и нижегородцы: проблема идентичности. Монография / Иудин А.А., Сериков А.А..- Нижний Новгород: НИСОЦ, 2007. – 60 с.

Сериков А.А. Система инновационных социальных проектов как механизм сохранения культурного наследия/ Социальные технологии: Актуальные вопросы теории и практики, Международный межвузовский сборник научных работ.- Запорожье: изд. ГУ «ЗИГМУ», 2006, вып. 32, с. 397-404.

загрузка...