Delist.ru

Развитие исторического центра крупного города как предмет социального проектирования (на примере Нижнего Новгорода) (17.08.2007)

Автор: Сериков Александр Алексеевич

В целом восприятие нижегородцами перспектив городского развития можно сформулировать как запрос на сохранение сложившегося исторического облика городского центра который дополняется требованием комфорта и благоустройства городской среды.

Исследование, проведенное по проблеме развития исторического центра, позволило выявить две группы нижегородцев – ориентированных на модернизацию (24%) и тех, в сознании которых доминируют историко-культурные ориентации (27%).

По отношению к стратегии развития города в целом и его исторического центра выявлены две группы горожан, преимущественно ориентированных на одну из данных стратегий: санации (34%) - ее придерживаются горожане, для которых первостепенными факторами привлекательности жизни в городе является наличие обустроенных мест отдыха (парков, скверов, пляжей), а также наличие торгово-развлекательных центров, кинотеатров или рекреации (22%) – где первостепенными задачами властей видятся наведение порядка и борьба с преступностью, наркоманией и алкоголизмом, оказание помощи социально-незащищенным слоям населения, повышение уровня занятости, благоустройство и наведение чистоты на улицах, решение проблем экологии, строительство дорог, активизация программ жилищного строительства, что соотносится с их общей установкой на социальную защиту и поддержку населения. Эти группы в сумме составляют более 100%, так как они между собой пересекаются.

Стратегия рекреации и стратегия санации не являются взаимоисключающими: 10% нижегородцев в равной мере считают важными и ту, и другую стратегию развития. Эти горожане являются группой, наиболее обеспокоенной городскими проблемами. Важно отметить, что пересечение стратегии санации с культурно-историческими установками показывает, что установки на сохранение исторического центра означают прежде всего гармоничное развитие всего города, сохранение всего ценного, что есть в нем и исправление, улучшение того, что мешает нормальной жизни города. Эти обстоятельства необходимо учитывать при постановке задач и разработке программ органов власти.

Глава 4 «Системные основания социального проектирования развития исторического центра крупного города» посвящена разработке эффективных механизмов решения проблем сохранения и развития исторического центра крупного города, причем направление поиска лежит в плоскости применения современных социальных технологий.

В параграфе 4.1 «Системное мышление как мировоззрение современного управления» изложена методологическая специфика системного мышления, определяемая тем, что оно ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов; выявление многообразных типов связей сложного объекта; сведение этих связей в единую теоретическую картину.

По отношению к историческому центру как особенной подсистеме крупного города имеет место конфликт интересов различных социальных групп: строительного бизнеса, стремящегося за счет привлекательности территории исторического центра увеличить прибыль, власти, заинтересованной в привлечении инвестиций в территорию, населения, озабоченного серьезными и необратимыми трансформациями привычной, создающей психологический комфорт среды обитания и жизнедеятельности. Преференции каких-либо частных или групповых интересов в управлении социальными процессами разрушает принцип системности, создавая угрозы целостности системы. Если при этом еще за счет ограниченного доступа к каналам обратной связи отдельных социальных групп (чаще всего это именно население, граждане) происходит искажение информации о состоянии объекта управления, то эти угрозы возрастают многократно.

Таким образом, анализ особенностей системного мышления показывает, что применительно к основным проблемам исторического центра города, определенного нами как социальный концепт крупного города, только на основе системного подхода возможно отыскание эффективной концепции сохранения и развития исторического центра. Концепции, которая органически увязывает нередко противоречивые интересы социальных групп по отношению к историческому центру. Заметим, что в современных условиях, когда управленческие структуры имеют дело с все более сложными системами и метасистемами (а исторический центр города в полной мере к таковым относится), наличие системного мышления становится важнейшим квалификационным требованием к ключевым фигурам структур управления городом и его историческим центром.

В параграфе 4.2 «Методология социального проектирования в системе управления» установлено, что важнейший резерв научно обоснованного регулирования социально значимых процессов кроется в разработке технологий восстановления утраченных социальных связей и контактов между населением и властными органами, принимающими те или иные управленческие решения. Это возможно на основе использования методологии прогнозной социально-проектной деятельности как специфической социальной технологии, ориентированной на интеграцию гуманитарного знания в процесс выработки вариантных образцов решений социально значимых проблем с учетом данных социально-диагностических исследований, доступных ресурсов и намечаемых целей развития регулируемой социальной ситуации.

Методология социального проектирования опирается на принципы и механизмы становления социально приемлемых социокультурных образцов, учитывает условия, необходимые для их интегрирования в социальную практику. Выработка образцов решений социально значимых проблем осуществляется с учетом: а) специфики управляемых объектов и присущих данному классу объектов закономерностей развития и функционирования; б) специфики позиций по меньшей мере четырех субъектов управленческого взаимодействия, вступающих в контакт по поводу характера, истоков и путей преодоления проблемных социальных ситуаций: инвесторов, должностных лиц (управленцев), граждан и специалистов (профессионалов-практиков).

И хотя классы управляемых объектов могут различаться по своей природе и относиться к элементам социокультурной, социально-террито-риальной, ведомственно-отраслевой и (или) социально-институциональ-ной организации общества, основной единицей наблюдения в социальном проектировании всегда является человек – центральная фигура социально-воспроизводственного процесса.

Именно поэтому основной целью данного исследования определено отыскание механизмов и способов, позволяющих в социально значимых преобразованиях центральной фигурой сделать человека, жителя с его разнородными, нередко противоречивыми устремлениями и интересами.

Применительно к историческому центру крупного города как специфической городской подсистемы представлена методологическая основа, главные субъекты социальных коммуникаций, их характеристики, иерархическое взаимодействие социальных групп в среде жизнедеятельности, а также ключевые принципы социального проектирования в сфере решения проблем сохранения и развития исторического центра города.

В параграфе 4.3 «Иерархическая модель структуры городской системы» обосновано место исторического центра в трехуровневой иерархической модели функционирования и развития городской системы.

С точки зрения описания архитектурно-планировочных систем исторический центр представляет собой целостность, относящуюся к первому уровню городской среды, «элементарную порцию» этой городской среды, которая потребляется человеком целиком. В социальном же аспекте исторический центр города является системой второго уровня, так как именно исторический центр крупного города обеспечивает взаимосвязанное единство городской системы, в рамках которого реализуется комплекс основных социальных потребностей населения. В этом плане исторический центр города обеспечивает социальную синергию, являясь центром притяжения всех социальных функций.

Структуру модели процесса функционирования и развития исторического центра города можно отразить схемой, изображенной на рис. 1.

Разработана системная совокупность параметров развития исторического центра и комплекс количественных параметров и качественных характеристик его среды обитания и жизнедеятельности. Разработанные параметры необходимы как эффективные инструменты технологий социального проектирования, позволяющим не только интегрально осмыслить основные социально-экономические процессы, проходящие на этой специфической территории, но и дать им количественные оценки.

В параграфе 4.4 «Условия функционирования и развития исторического центра как подсистемы управления муниципального образования» на основе систематизации и анализа основных концепций развития (развитие как решение проблемы, развитие на основе управления предпринимательской активностью, развитие путем создания "машины роста", развитие через сохранение природной и социальной среды, развитие на основе эффективного использования человеческого потенциала, развитие как результат руководства, развитие в ключе поиска социальной справедливости) обосновано понимание, какие концепции могут синтезировать эффективные механизмы социально-экономических преобразований исторического центра города. Выявлена новая концепция, базирующаяся на возрождении святынь, понимаемых не только в узко-религиозном смысле, а как системы ценностей, присущих нашему народу.

Предложены структурные инструменты, которые способствуют развитию в историческом центре делового климата, привлекают капитал, активизируют предпринимательство, удерживают расходуемые населением деньги в данной местности и вследствие этого способны содействовать эффектному решению проблем сохранения и развития исторического центра города.

Глава 5 «Компоненты ресурсного обеспечения управления развитием исторического центра города» посвящена определению системной совокупности ресурсов, необходимых для решения проблем сохранения и развития исторического центра крупного города.

В параграфе 5.1 «Структура ресурсного обеспечения программно-целевого управления» показано, что ресурсное обеспечение программно-целевого управления следует понимать в широком смысле, следует рассматривать полную структуру ресурсов, все компоненты ресурсного обеспечения, а не только материальные (или еще более упрощенно – финансовые) ресурсы. Это важно не только с точки зрения полноты, системности подхода к ресурсному обеспечению, но и по той причине, что в сложном системокомплексе ресурсов в полной мере могут проявляться эффекты синергии, когда недостаток в одном или нескольких ресурсах восполняется за счет других компонентов ресурсного обеспечения.

Определена структура ресурсного обеспечения программно-целевого управления социально-экономическим развитием территории и показано, что спектр компонентов ресурсного обеспечения значительно шире, чем традиционные финансовые (акционерный капитал, налоговые поступления, привлечение инвестиций, арендные отношения, передел собственности) и материально-технические ресурсы (земля, производственная инфраструктура, транспортная инфраструктура, структура застройки территории). В современных условиях все более значимую роль играют ресурсы, которые в той или иной мере относятся к нематериальным активам. Это структура и потенциал людских ресурсов, информационное, организационное и социальное обеспечение управления.

Людские ресурсы, рассматриваемые сегодня как человеческий капитал, характеризуются уровнем профессионализма и мотивацией, базирующейся на системе ценностей, что вызывает необходимость оптимизации кадрового обеспечения программно-целевого управления.

Немалую роль играет и организационное обеспечение управления, поскольку в структуре управления, в оптимизации управленческих процессов, в совершенствовании процедур принятия управленческих решений кроются огромные резервы, позволяющие за счет эффектов синергии существенно повышать ресурсное обеспечение социальных проектов.

В параграфе 5.2 «Инвестиционная привлекательность объектов культурного наследия на территории исторического центра» показано, что крупные города России, к которым, в частности, относится Нижний Новгород, имеющие выраженные исторические центры, располагают настоящими сокровищницами объектов культурного наследия. Это и памятники архитектуры, важные с позиций идентификации городской среды, и исторические памятники, совершенно необходимые для самоидентификации жителей города и страны в целом; это и объекты социальной среды городской системы, создающие психологический каркас для населения, будучи тем устойчивым компонентом среды обитания, который не позволяет развиваться состоянию размытости, неопределенности бытия в современных условиях, характеризующихся высоким динамизмом изменений.

В целом в Нижегородской области находятся 3326 объектов культурного наследия, из них 396 федерального значения. Эти объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность и являются неотъемлемой частью культурного наследия всего многонационального народа России. Обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений народа Российской Федерации должно стать одной из приоритетных задач органов государственной власти Нижегородской области.

Задача управления на исторической территории состоит в том, чтобы ценность объектов культурного наследия трансформировать в капитал, придав им как материальным носителям социокультурных явлений необходимые значения и нормы и рассматривать культурное наследие не как потребителя ресурсов, источника постоянных проблем и затрат, а как дополнительный ресурс социально-экономического развития, создающий новые стоимости в широком смысле. Одним из эффективных путей такой трансформации является использование инвестиционной привлекательности объектов культурного наследия.

Именно современный маркетинговый подход к управлению территорией дает возможность рассматривать культурное наследие не как затратный компонент территориальной структуры, а как перспективную, открывающую практически безграничные ресурсные возможности сферу синергической деятельности властных структур.

В параграфе 5.3 «Культура как ресурс социально-экономического развития» предложен новый концептуальный подход к пониманию культуры как синергического ресурса социально-экономического развития. В этом разрезе проанализирована структура человеческого капитала и показано, что культура как базис системы ценностей и мотивации является при условии сохранения культуры не расходуемым, а непрерывно пополняющимся ресурсом.

В свете описанных процессов и значимости культурных ценностей в реальной экономике страны, следует рассматривать культуру как практически неисчерпаемый информационный синергический ресурс эффективного экономического и социального развития нашего отечества.

Разработана современная концепция практического управления сферой культуры, содержащая в себе два начала: бережное сохранение и обогащение глубинных традиций плюс грамотное использование современных подходов к управлению. Эта концепция содержит пять ключевых взаимоувязанных компонентов: 1) Осуществление системной связи сферы культуры со сферами образования и науки; 2) Создание в регионе механизма генерации информационных потоков, обеспечивающих сохранение и развитие в условиях социальной трансформации процессов региональной и общенациональной самоидентификации; 3) Повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере культуры, в том числе через внедрение проектного управления; 4) Повышение доходности деятельности учреждений и организаций в сфере культуры, в том числе – через развитие внебюджетного финансирования; 6) Обеспечение соответствующими кадрами управленческого аппарата сферы культуры.

В параграфе 5.4 «Организационно-правовое обеспечение процессов управления сохранением и развитием исторического центра города» проанализировано организационно-правовое обеспечение процессов управления сохранением и развитием исторического центра города, представлена технология разработки управленческих решений.

Процесс принятия решений представляется довольно сложной процедурой, которую можно рассматривать в качестве задачи проектирования управляющего решения. Соединение современных достижений науки в области методологии управления и проектирования, психологии творчества, системных исследований и философии позволило создать целый комплекс методов, активизирующий творческую деятельность.

На основе этих методов созданы технологии разработки управленческих решений, среди которых одной из наиболее эффективных схем является представленный в работе пятиэтапный процесс, синтезирующий управленческий процесс как целенаправленное воздействие по переводу объекта управления в новое состояние, характеризующее достижение желаемого результата.

Предложен перечень показателей, характеризующих состояние городских территорий и показано, что обобщенным показателем для использоваться в инвестиционных процессах, связанных с развитием исторического центра города, косвенно учитывающим локальные показатели, может выступать цена земли.

Немаловажным фактором решения проблем исторического центра города является правовое обеспечение управления его сохранением и развитием. Правовое обеспечение представляет собой структуру иерархически соподчиненных нормативно-правовых документов, включая федеральные и региональные законы, а также постановления региональных органов законодательной власти и акты местного самоуправления.

По проблемам, относящимся к сохранению и развитию исторических центров городов, эта нормативно-правовая база преимущественно содержит документы, регулирующие статусное положение объектов культурного наследия (памятников истории, архитектуры и культуры), а также устанавливающие их территории и зоны охраны.

Несмотря на достаточно развитую нормативно-правовую базу, касающуюся проблем сохранения и развития исторического центра города, реалии таковы, что нередко ценные объекты культурного наследия оказываются недостаточно защищенными законодательно. Это в значительной мере связано с тем, что в действующем законодательстве и в реальной практике управления территорией исторического центра города отсутствует средовой подход, для обеспечения которого требуется дальнейшее совершенствование правового обеспечения.

В параграфе 5.5 «Информационное обеспечение управленческих решений в задачах функционирования и развития исторического центра» проведена оценка места и значимости информационного обеспечения управленческих решений в задачах функционирования и развития исторического центра и показано, что грамотное использование информационного ресурса открывает практически неисчерпаемые возможности в повышении эффективности управления социальными процессами территории.

Высокий контекст социальной ответственности власти при выполнении ею регулирующей роли через государственное управление в реальных условиях современной России формирует смысл действий органов управления по созданию информационной среды социума, который практически становится неотделимым от политики, поскольку принимаемые решения определяют сценарий развития как общества в целом, так и жизнь отдельного региона.

загрузка...