Delist.ru

Труд рабочей молодежи в промышленности Марийской, Мордовской и Чувашской республик: исторические уроки, социальный опыт середины 1950-х - середины 1980-х гг. (17.08.2007)

Автор: Комаров Дмитрий Евгеньевич

????Наряду с достижениями в деятельности комсомола в производственной сфере в диссертации отмечаются трудности и недостатки: нехватка достоверной информации о работе цеховых организаций ВЛКСМ, об инициативах передовиков и новаторов производства. Успешному выполнению обязательств в отдельных организациях мешали формализм, отсутствие гласности и сравнимости результатов. В ряде случаев комитеты комсомола не устанавливали должного контроля за выполнением обязательств, не анализировали их, ограничиваясь регистрацией достигнутых результатов. Итоги соревнования, причины срывов, невыполнения обязательств порой обсуждались в узком кругу.

Диссертантом делается вывод о том, что в 1970-е гг. одним из характерных недостатков в организации соревнования было увлечение сбором всевозможных справок и сведений, составление которых отвлекало комсомольский актив от организаторской работы на местах. В некоторых комитетах развивалась другая вредная тенденция – безмерное число соревнований. Обязательства нередко вырабатывались в кабинетах. Однако отмеченные недостатки не умаляют большой и плодотворной организаторской работы комсомола, направленной на рост и укрепление промышленного производства.

В рассматриваемые годы ЦК ВЛКСМ, министерства и ведомства организовывали школы передового опыта и высшей производительности труда, семинары и конференции молодых передовиков производства. На предприятиях создавались школы передового опыта, университеты технических знаний, проводились научные конференции, выставки более совершенного инструмента и приспособлений, демонстрировались приемы труда передовиков. Вместе с тем, указанный фактор повышения производительности труда молодых рабочих часто игнорировался. Простои оборудования, затишье в начале и аврал в конце смены отрицательно влияли на психологию молодых рабочих.

В изучаемый период было немало примеров выполнения и перевыполнения производственных заданий молодыми рабочими. Во многом производственно-экономические показатели труда рабочей молодежи определялись характером выбора профессии. На ряде промышленных предприятий Марийской, Мордовской и Чувашской республик предпринимались попытки снизить отрицательное влияние случайности при выборе специальности. Так, на Саранском заводе «Электровыпрямитель» общественные организации совместно с отделом технического обучения разработали перечень основных профессий с указанием минимального общеобразовательного уровня, которым руководствовался отдел кадров при приеме новых рабочих, при повышении разряда. На Йошкар-Олинском заводе «Электроавтоматика» подбор происходил на основе обучения, подготовки и тренировки школьников в специальном учебном цехе. По существу была создана система, позволявшая на основе регулярных тренировок совершенствовать способности человека и отбирать высококвалифицированных рабочих по принципу успешности освоения профессией. Молодежь, проходящая тренировку в учебном цехе, находилась под тщательным наблюдением. Результаты ее деятельности анализировались. Подбор осуществлялся после консультации, в которой участвовали представители производственных цехов и мастера производственного обучения.

Во второй половине 1950-х – первой половине 1980-х гг. практиковались различные способы вовлечения молодых рабочих в борьбу за качество продукции (молодежные собрания, шефство над выпуском изделий с государственным Знаком качества, работа с комсомольской гарантией качества).

Производственно-экономическая деятельность рабочей молодежи включала улучшение использования рабочего времени и оборудования, снижение трудоемкости продукции, экономию сырья и материалов. В промышленности Марийской, Мордовской и Чувашской республик молодые рабочие участвовали в движении за экономию и бережливость «Комсомольские миллиарды», во всесоюзных рейдах по проверке расходования металла и использования оборудования, по выявлению неустановленного и излишнего оборудования на предприятиях, за сохранность социалистической собственности, сокращение потерь в народном хозяйстве. Молодые рабочие участвовали во внедрении современного оборудования в производство. С 1968 г. масштабы их привлечения к этому процессу ощутимо расширились: они активно участвовали в работе по внедрению электронно-вычислительной техники, автоматизированных систем управления производственными процессами.

Во втором параграфе освещается участие молодых рабочих в промышленных предприятиях Марийской, Мордовской и Чувашской республик в трудовых починах и инициативах, а также в их распространении. В регионе проявили себя последователи бригадира КМБ Вышневолоцкого хлопчатобумажного комбината В. Гагановой, которая перешла из передовой бригады в отстающую и за короткое время вывела ее в число лучших. В 1971 г. эта инициатива нашла продолжение в почине молодежи и кадровых рабочих Вышневолоцкого хлопчатобумажного комбината, направленном на достижение каждым молодым тружеником уровня производительности труда передовиков. В 1970-е – первой половине 1980-х гг. рабочая молодежь поддержала почины выполнить пятидневное задание за четыре дня, развернуть движение «Пятилетке эффективности и качества – энтузиазм и творчество молодых», разработать и реализовать встречные планы под лозунгом «Даешь комсомольский встречный!», трудиться в год 30-летия Победы под девизом «За себя и за того парня», создать и распространить опыт работы сквозных бригад качества, претворить в жизнь девиз «XXVI съезду КПСС – двадцать шесть ударных недель!», начать массовое движение «Одиннадцатой пятилетке – ударный труд, знания, инициативу и творчество молодых!», трудовое патриотическое движение «60-летию образования СССР – шестьдесят ударных трудовых недель!».

Молодые рабочие промышленных предприятий рассматриваемых республик становились инициаторами трудовых начинаний. В честь 50-летия ВЛКСМ комсомольско-молодежная бригада Шарафутдинова, трудившаяся на Канашском вагоноремонтном заводе, выступила с инициативой: план 1968 г. выполнить к 25 октября, изготовить к юбилею комсомола сверх плана 200 бортов. Обязательство по выпуску сверхплановой продукции было выполнено досрочно, в первом квартале. Молодой токарь завода «Химтекстильмаш» Ю. Иванов выступил с почином выполнить пятилетний план к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Большое внимание привлек почин комсомольцев и молодежи Новочебоксарского химического комбината под девизом «Один плюс два», означавший, что каждый опытный молодой производственник на добровольных началах берет обязательство научить своему мастерству двух новичков. Вместе с тем, несмотря на массовый энтузиазм, в полной мере реализовать плановые задания основной массе работников не удавалось.

В третьем параграфе обосновывается положение о том, что по мере усложнения промышленного производства возрастало значение трудовой дисциплины. Диссертантом подчеркивается, что укрепление порядка и дисциплины имело важное значение не только для выполнения правил внутреннего распорядка, но и для повышения производительности труда, улучшения качества продукции, соблюдения технологической дисциплины, требований по охране труда, техники безопасности и производственной санитарии. В рассматриваемый период особенно большую озабоченность руководства предприятий, комсомольских и партийных организаций вызывало состояние трудовой дисциплины молодых рабочих, на которых приходилась значительная доля нарушений.

Материалы социологических обследований позволили выявить обобщенный тип работника, наиболее часто нарушавшего трудовую дисциплину, – это молодой рабочий в возрасте до 25 лет с образованием 9 – 10 классов, с низкой квалификацией и трудовым стажем до 5 лет. Подобное состояние дисциплины рабочей молодежи объяснялось сложностью процесса становления ее представителей. С одной стороны, сказывались пробелы в воспитании, неорганизованность и социальная незрелость, с другой, – на поведение молодежи отрицательно влияли упущения в организации труда и производства, неблагоприятный психологический климат в коллективе и недостаточное внимание к новичкам. Существовала тесная связь между нарушениями дисциплины и ритмом работы предприятия.

В диссертации показано, что наибольшее число нарушений приходилось на первую и третью декады месяца. При этом если для первой декады были характерны прогулы и опоздания, преждевременные уходы с работы, то для третьей – брак, нарушения правил техники безопасности, противопожарной обороны и технологии производства. Многие факты нарушения дисциплины труда были связаны с тем, что в организации заработной платы имелись серьезные недостатки. Наиболее распространенным из них была уравниловка. Из-за нарушения ритмичности работы, простоев руководители шли на приписки, «выравнивание» заработной платы до средней величины, т. к. молодым рабочим платили ощутимо меньше, чем рабочим с большим стажем. Поэтому значительная часть молодых производственников стремилась перейти на другие предприятия.

В исследуемые годы в стране были широко распространены случаи отвлечения молодых рабочих от исполнения прямых обязанностей: совещания, конференции, концерты художественной самодеятельности, спортивные соревнования, смотры, фестивали. Были велики потери рабочего времени из-за отпусков с разрешения администрации.

В диссертации отмечено, что распространенной причиной опозданий на работу и преждевременных уходов с нее была неудовлетворительная работа городского транспорта, чрезмерная его загруженность, особенно в часы «пик». Все это приводило к массовому снижению ответственности на рубеже 1970 – 1980-х гг. Общее снижение трудовой дисциплины стало одним из факторов, ускоривших заметное и прогрессировавшее снижение фондоотдачи.

В рассматриваемом разделе диссертант позитивно оценивает роль «Комсомольского прожектора» (КП), созданного в 1962 г. В ЦК ВЛКСМ, обкомах комсомола, на предприятиях действовали его штабы, одной из задач которых была борьба с непроизводительными потерями рабочего времени, сырья и материалов. Молодые рабочие промышленных предприятий участвовали в рейдах по борьбе с потерями рабочего времени, принимали активное участие во Всесоюзном общественном смотре использования резервов производства и режима экономии. Если в начале функционирования КП оказывал существенное содействие трудовому процессу, то к концу рассматриваемого периода его деятельность в значительной мере формализовалась.

В пятой главе «Трудовая активность рабочей молодежи: управление, его формы и факторы» рассматриваются коллективистские формы организации труда молодежи в промышленности Марийской, Мордовской и Чувашской республик в изучаемый период, определяются место и роль молодых рабочих в трудовом соревновании и движении за коммунистическое отношение к труду, исследуются их техническое творчество и участие в борьбе за технический прогресс, обобщается опыт наставничества и трудового воспитания рабочей молодежи.

Первый параграф наглядно иллюстрирует положение о том, что когда люди отождествляют свой интерес с интересами своих предприятий, организаций и государства, у них пробуждается огромная творческая энергия. В рассматриваемые годы было принято считать, что трудовой коллектив – это рабочая семья, живущая общими заботами и радостями. Одна из главных ее забот – воспитание подрастающей смены, рост мастерства и повышение трудовой активности молодых рабочих, причем их становление рассматривалось как дело общегосударственное. Принципы социалистического коллективизма включали сплоченность, слаженность, дружную работу, обстановку взаимного участия, доброты и доверия во взаимоотношениях в сочетании с требовательностью, высокой принципиальностью. Товарищество считалось не только этической категорией, но и объективной характеристикой самих производственных отношений.

Трудовой социализации молодых рабочих способствовала работа в комсомольско-молодежных коллективах (КМК) и комсомольско-молодежных бригадах (КМБ), получивших широкое распространение со второй половины 1960-х гг. Однако с начала 1980-х гг. в руководстве ими стали проявляться негативные моменты. Хозяйственные органы нарушали установленные экономические нормативы, перераспределяли доходы, изымали заработанные средства. Молодежные и профсоюзные организации не ставили перед администрацией предприятий вопросов о работе КМК. Руководители рассматривали рабочих как исполнителей планов, заданий и распоряжений, спускаемых «сверху».

В изучаемый период трудовая активность рабочей молодежи проявлялась, главным образом, через участие в социалистическом соревновании. Молодые рабочие вовлекались в различные его формы: проведение общественных смотров резервов производства, принятие встречных, личных и коллективных творческих планов, создание счетов экономии, организация конкурсов по профессиям, трудовых вахт навстречу знаменательным датам в жизни страны, партии, комсомола, борьба за право подписать рапорты съездам партии и комсомола, быть сфотографированным у Знамени Победы, на крейсере «Аврора». Участие молодых рабочих в трудовом состязании способствовало росту производства. Соревнование среди молодежи отличалось такими чертами, как творческое начало, новаторство, массовость. Для рассматриваемого периода особенно характерным стало планомерное развитие соревнования, принятие обязательств на длительный период. Главным недостатком организации социалистического соревнования был формальный подход к составлению обязательств и подведению итогов. Зачастую они не отражали специфики профессии молодых рабочих, уровня их квалификации и общеобразовательной подготовки, носили декларативный характер.

Во втором параграфе исследуется участие молодых рабочих промышленных предприятий Марийской, Мордовской и Чувашской республик в движении «За коммунистическое отношение к труду». Эта инициатива зародилась в 1958 г. в КМБ (мастер В. И. Станилевич) цеха ремонта тепловозов депо Москва-Сортировочная Московской железной дороги, где в 1919 г. был проведен первый коммунистический субботник. Движение «За коммунистическое отношение к труду» было призвано решать задачи создания материальных и духовных предпосылок коммунизма. Развитие движения направлялось на дальнейшее усиление борьбы за наивысшую производительность, повышение качества выпускаемой продукции, сокращение материальных затрат на единицу продукции.

Составной частью мотивации участников движения являлось повышение общего и специального образования, что отражало социальную задачу общества, отвечало требованиям НТР. Особое значение имел призыв участников движения проявлять социалистические отношения в быту, внедрять в повседневную жизнь коммунистические нормы и правила, соблюдать требования морального кодекса строителя коммунизма. Вместе с тем, при зарождении движения некорректно определялись его рубежи, с забеганием вперед говорилось о коммунистическом быте и формировании человека качественно нового общества. Для этого объективно не созрели условия, а, следовательно, и само движение испытывало серьезные концептуальные трудности. На его развитии негативно сказывалось и сосредоточение внимания со стороны партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Зачастую движение осуществлялось поверхностно, с преобладанием внешних проявлений. Социалистическое соревнование и движение за коммунистический труд нередко смешивались и становились практически неразличимыми. Не были определены критерии оценки деятельности соревнующихся коллективов.

В Чувашской республике у истоков движения за коммунистическое отношение к труду стояли молодежные бригады Золотовой (Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат) и Матвеевой (Чебоксарский электроаппаратный завод), в Марийской республике – молодежный участок мастера Сигачева (завод п/я 42) и молодежная бригада Желобова (Марийский целлюлозно-бумажный комбинат), в Мордовской республике – молодежные бригады Медведева (Саранский завод «Электровыпрямитель») и Иконникова (Саранский кабельный завод).

За успехи в труде значительная часть молодых рабочих была отмечена общественностью. Вокруг них создавалась атмосфера одобрения и уважения. Молодежным коллективам вручались переходящие Красные знамена и почетные вымпелы, дипломы и денежные премии. Ощутимым стимулом в соревновании было присвоение почетного звания «Лучший рабочий своей профессии». Досрочно выполнившие годовые обязательства молодые рабочие отмечались нагрудным знаком «Трудовым успехам – слава!». В качестве морального стимулирования использовались награждение значками ЦК ВЛКСМ «Молодому передовику производства», пользовавшиеся наибольшей популярностью, записи в «Летопись трудовых дел комсомола» и Книгу почета, награждение Почетной грамотой. Наряду с моральным поощрением широко практиковалось материальное: наибольшую популярность получил такой его вид, как денежная премия.

Вместе с тем, в развитии творческой инициативы молодых производственников проявились существенные недостатки, принявшие к концу рассматриваемого периода массовый характер. Некоторые обязательства принимались формально. Подобное отношение к вовлечению в соревнование новых участников приводило к тому, что отдельные молодые рабочие, имея на руках обязательства или договоры, не считали себя участниками соревнования. Формальный подход нередко был присущ заключительному этапу соревнования. При подведении итогов, присвоении звания ударника или коллектива коммунистического труда на выполнение пунктов о повышении образования, культурного уровня, участии в общественной работе обращалось гораздо меньше внимания, чем на производственные показатели, хотя во время принятия обязательств все их разделы считались равноценными. К середине 1960-х гг. движение за коммунистическое отношение к труду потеряло свою значимость и приобрело номинальное звучание: возобладали внешние, ритуальные составляющие: принятие обязательств, торжественное подведение итогов, парадные отчеты и чествования.

В третьем параграфе говорится о том, что в изучаемый период рабочая молодежь Марийской, Мордовской и Чувашской республик внесла заметный вклад в технический прогресс. Рационализаторство и изобретательство молодых рабочих способствовало росту их квалификации и производственных знаний, повышению эффективности производства. Участие в техническом творчестве за пределами выполнения основных трудовых функций было важным компенсирующим фактором для тех молодых рабочих, чья производственная деятельность по объективным техническим причинам была лишена элементов творчества. В середине 1950-х гг. на промышленных предприятиях республик участие молодых рабочих в рационализаторстве находилось в зачаточном состоянии. Важной вехой в развитии технического творчества рабочей молодежи стало создание в 1958 г. Всесоюзного общества рационализаторов и изобретателей, проведение в 1956 – 1957 гг. первых всесоюзных конкурсов молодежи на лучшее рационализаторское предложение и изобретение. Они прошли в обстановке романтики научного поиска, изобретательства, поощряемой высоким авторитетом и социальным престижем науки и техники, особенно космонавтики, атомной энергетики, лазерной и радиоэлектронной технологии.

Во второй половине 1950-х – 1960-е гг. численность молодых рационализаторов на промышленных предприятиях республик увеличивалась. Рост числа молодых рационализаторов сопровождался появлением новых приемов и методов работы с молодежью на промышленных предприятиях. К ним относились общественные конструкторские, технологические, патентные бюро, бюро экономического анализа, нормирования, помогавшие осуществлять технические новшества. Действенной формой коллективного сотрудничества рабочих и инженеров в решении актуальных проблем стали комплексные творческие бригады, советы новаторов, создаваемые для выявления, пропаганды и распространения наиболее ценных новшеств, организация обмена опытом. Для обеспечения успешной работы молодежи в комплексных творческих бригадах организовывались школы молодых рационализаторов. Все большую значимость приобретали технические конференции. В 1966 г. был проведен Всесоюзный смотр научно-технического творчества молодежи «Пятилетке – мастерство и поиск молодых». С 1967 г. функционировала Центральная выставка технического творчества молодежи. В 1968 г. ЦК ВЛКСМ совместно с заинтересованными организациями объявил о движении научно-технического творчества молодежи (НТТМ), определил принципы участия в нем молодых производственников и молодежных коллективов. Для поощрения наиболее активных из них использовались премии Ленинского комсомола в области науки, техники и производства, учрежденные в 1967 г.

Социологические исследования 1970 – 1980-х гг. показали, что наиболее активно участвовали в рационализаторстве и изобретательстве рабочие старше 30 лет. Меньшая доля новаторов фиксировалась среди молодежи, которая, в свою очередь, также могла быть дифференцирована по более дробным возрастным категориям: чем моложе рабочий и меньше его производственный стаж, тем меньшей была вероятность его участия в техническом творчестве. Рабочие, не достигшие 25 лет, заметно отставали от старших коллег по уровню творческой активности, что объяснялось недостаточным производственным опытом, относительно слабым знанием техники и технологии. В то же время, многие из тех, кто начинал трудиться на производстве, проявляли интерес к рационализаторству. Во время проведения обследования в 1977 г. в Чувашии почти треть респондентов в возрасте до 25 лет, проработавших на предприятии менее одного года, заявила о своем желании участвовать в техническом творчестве. Но реально практически никто из них не был вовлечен в это движение.

Развитию технического творчества молодых рабочих способствовала пропаганда технических знаний и распространение соответствующей литературы. Например, на Чебоксарском электроаппаратном заводе были организованы радиопередачи, выпуски «Листка передовиков» и «Листка рационализаторов», которые вывешивались в цехах, пропагандировались по профессиям. Но в целом в промышленности Марийской, Мордовской и Чувашской республик работа по информированию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники была организована на низком уровне.

В изучаемый период многие разработки молодых рационализаторов и изобретателей оставались не внедренными в промышленное производство. Работа по развитию технического творчества рабочей молодежи нередко сводилась к составлению отчетов и проведению формальных мероприятий.

В четвертом параграфе определяется роль движения наставничества в трудовом становлении молодого рабочего. Чаще всего наставники работали со следующими группами рабочей молодежи: выпускниками средних школ, приходивших на производство без профессиональной подготовки (возраст в основном до 18 лет); подростками, не окончившими среднюю школу, в том числе трудными, устраиваемыми по направлению исполкома городского (районного) Совета народных депутатов; выпускниками технических, профессионально-технических училищ (возраст в основном старше 18 лет); рабочими предприятия, возвратившимися после службы в рядах Советской Армии (возраст

20 – 22 года); рабочими, менявшими специальность, причем они могли быть как кадровыми рабочими данного предприятия, так и вновь принятыми с других (возраста обычно от 20 до 30 лет).

В зависимости от условий производства и специфики труда существовало несколько форм наставничества. Широкое распространение получило индивидуальное, когда к молодому рабочему прикрепляли опытного производственника. Нередко использовалась и коллективная форма, при которой бригадир-наставник подбирал группу подростков примерно одного возраста и интересов. В таких условиях они намного легче осваивались на производстве. В бригадах удобнее было проводить воспитательную работу. Эту форму использовали КМБ, которые принимали в свой состав несколько подростков, постепенно приобщая их к профессии.

На промышленных предприятиях рассматриваемых республик многие наставники делали все от них зависящее, чтобы их подшефные быстрее адаптировались в трудовом коллективе. Например, член совета наставников Чебоксарского электроаппаратного завода фрезеровщик Н. А. Королев подготовил свыше 40 молодых рабочих. Многие его воспитанники стали передовиками производства, были награждены правительственными наградами. Наставники Саранского ПО «Светотехника» В. И. Бубнов и Н. В. Федорова организовали соревнование под девизом «Каждому рабочему – рубеж своего наставника». На Йошкар-Олинском заводе полупроводниковых приборов заслуженным авторитетом среди рабочей молодежи пользовалась Н. Казаринова, начавшая свой трудовой путь на предприятии в годы Великой Отечественной войны.

В движении наставничества были и проблемы, главной из которых являлись формализм, казенный подход к делу. На многих предприятиях отсутствовали советы наставников не только на цеховом, но и на заводском уровне, не проводилось обучение наставников основам психологических, педагогических и правовых знаний. Не изучались, не анализировались и не систематизировались причины невыполнения молодыми рабочими норм выработки и, как следствие, не принимались меры к их устранению. Некоторые советы наставников неоправданно расширяли сферу своей деятельности. Они брали на себя многие функции, особенно в области массовой работы, комиссии профкома по работе среди молодежи, комитета комсомола, организаций общества «Знание». В итоге в стороне оставалась главная цель наставничества – индивидуальная работа с молодыми рабочими. Заводские комитеты ВЛКСМ нередко рассматривали деятельность наставников как работу с трудновоспитуемыми подростками, что приводило к прикреплению наставников лишь к этому ограниченному контингенту молодежи. Другим очевидным недостатком стало сведение целей движения к производственным нуждам. Продолжение учебы молодыми рабочими, их общественная активность, нормальное поведение в быту многим наставникам представлялись выходившими за рамки их обязанностей.

В коллективах промышленных предприятий проводилась значительная работа по трудовому воспитанию молодых рабочих. В этом большую помощь оказывали музеи и комнаты трудовой славы, фотоиллюстрированные книги истории, фонотеки с записями выступлений ветеранов труда, передовиков производства и почетных гостей. Пропагандировался положительный пример трудовых династий путем присвоения звания почетной династии, установления переходящих вымпелов, памятных призов имени почетных династий, создания любительских кинофильмов, плакатов и стендов. Специально для молодых рабочих проводились трудовые праздники – первый рабочий день, посвящение в рабочие, получение первой заработной платы, присвоение разряда, совершеннолетие, проводы в армию. Распространялись новые трудовые традиции, в том числе: включение в состав КМБ героев Великой Отечественной войны, организация накануне Дня Победы трудовых вахт КМК, молодых рабочих совместно с кадровыми, наставниками, ветеранами войны и труда.

Итоги и выводы исследования представлены в заключении. В середине 1950-х – середине 1980-х гг. рабочая молодежь промышленных предприятий являлась значительной социально-демографической группой населения как в целом по стране, так и в Марийской, Мордовской и Чувашской республиках. Благодаря ей происходило обновление рабочей силы, совершенствовался образовательный и профессиональный состав работников, происходило обеспечение кадрами новых производств и оптимизация половозрастной структуры в промышленности и по отдельным профессиям. Социально-экономическое развитие рабочей молодежи прошло два этапа, для которых характерны следующие признаки: вторая половина 1950-х – конец 1960-х гг. были отмечены подъемом социальной активности молодого рабочего на производстве; с начала 1970-х гг. участились и к концу рассматриваемого периода стали типичными такие явления, как нарушение трудовой дисциплины, выпуск бракованной продукции, пренебрежение трудовой моралью. Кроме того, в экономике не осуществлялись радикальные перемены. Следствием этого к середине 1980-х гг. стало падение интереса молодежи к самореализации в производственной сфере. В конце 1980-х гг. для многих молодых людей труд утратил общественную значимость и стал средством удовлетворения личных потребностей. Перемены в социально-экономической жизни России в конце

ХХ – начале XXI в. требуют новых подходов к эффективной интеграции в общество молодых людей, составляющих почти треть населения страны. Сегодняшней молодежи присуще неполное включение в социально-экономические отношения. В связи с этим предлагается ряд рекомендаций, направленных на улучшение молодежной и трудовой политики:

1. Государственным органам необходимо обеспечить для молодежи постоянный информационный доступ к данным о рынке труда, содержании профессий, условиям производства, возможностям личностного роста. Целесообразно восстановить систему профориентационной работы в школах и профессиональных учебных заведениях.

2. Значительный эффект даст общественный контроль над СМИ, препятствование пропаганде идеала «легкого успеха», снижающей у молодежи мотивацию к труду. Есть смысл возобновить на государственном уровне пропаганду достижений промышленности и трудовой морали в молодежной среде.

3. При принятии значимых для молодого поколения решений следует проводить предварительную общественную экспертизу. Адекватным ответом на развитие кризисных явлений будет установлений персональной ответственности лиц, занятых во властных структурах, за социальные последствия их действий.

4. В числе национальных приоритетов заявлена программа по формированию жизнесохранительного поведения молодежи, по стимулированию здорового образа жизни на производстве.

загрузка...