Delist.ru

Труд рабочей молодежи в промышленности Марийской, Мордовской и Чувашской республик: исторические уроки, социальный опыт середины 1950-х - середины 1980-х гг. (17.08.2007)

Автор: Комаров Дмитрий Евгеньевич

Дальнейшее развитие традиция изучения рабочей молодежи республик Волго-Вятского региона получила в трудах Ю. П. Смирнова, которые отличались соединением вопросов теории и практики, методов истории и социологии. В них были обобщены характерные черты рабочей молодежи, отражена такая важная для молодых рабочих проблема, как адаптация к производству, заложены основы изучения историографии рабочей молодежи Марийской, Мордовской и Чувашской республик.

И. И. Бойко создал ряд работ, посвященных различным проблемам истории рабочего класса Марийской, Мордовской и Чувашской республик (источники пополнения, культурно-технический уровень, трудовая активность). В них он рассматривал также черты социального облика рабочей молодежи, ее становление на производстве. Одно из направлений в его научной деятельности занимало наставничество. Для исследовательской деятельности И. И. Бойко было характерно расширение как хронологических, так и территориальных рамок, использование массовых исторических источников и математических методов их обработки.

В. Ф. Романов выявил вклад молодых рабочих в экономический потенциал Чувашской республики, проанализировал ряд аспектов их производственной деятельности, рассмотрел черты, характеризующие рабочих-интеллигентов в целом и молодежную прослойку в этой категории работников. В. В. Орлов в своих статьях раскрыл основные источники и направления использования средств на профессионально-техническое образование, выявил динамику количественных и качественных изменений учащихся ПТУ, подвел итоги работы профессионально-технической школы Чувашской республики. Проблемы подготовки и воспитания молодых рабочих кадров в Марийской, Мордовской и Чувашской республиках нашли отражение в работах Т. С. Сергеева, А. В. Арсентьевой, М. В. Румянцева. Ценная информация о рабочей молодежи была представлена в трудах представителей экономической науки. Л. П. Кураков посвятил целый ряд работ изучению роли общеобразовательной школы и системы профессионально-технического образования в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы. В. Н. Викторов показал роль молодежи в социально-демографических процессах, в изменении образовательной и профессионально-квалификационной структуры населения, описал особенности профессиональной ориентации и профессиональной адаптации молодых людей. Ученый-экономист раскрыл проблемы труда молодых рабочих промышленных предприятий.

В Марийской республике проблемами рабочей молодежи занимались К. Н. Сануков, С. В. Нефедов, С. Н. Исанбаев, О. В. Орлова. Они разрабатывали сюжеты, посвященные территориальному отряду рабочего класса и его составной части – рабочей молодежи.

В определенной степени рассматриваемая тема освещена в монографии Н. Е. Адушкина, в которой отмечается, что формирование рабочего класса Мордовии в основном шло за счет молодежи в возрасте до 25 лет. В работах С. В. Заварзина, Е. С. Ледяевой, Р. В. Шестаковой, В. М. Чугуновой, М. Ф. Полынова нашли отражение проблемы подготовка молодых рабочих кадров в системе профтехобразования и повышения культурно-технического уровня молодых производственников.

Таким образом, в 1960 – 1980-е гг. социально-экономическим проблемам рабочей молодежи Марийской, Мордовской и Чувашской республик было посвящено достаточно много исследований. В них был воспроизведены основные черты социального облика рабочей молодежи того времени, были выявлены свойственные ему изменения. Они были написаны в соответствии с идеологическими представлениями того времени. В частности, актуальным было освещение трудовой активности молодых рабочих. Данный сюжет рассматривался в специальной литературе с обязательным идеологическим подтекстом. Существенным недостатком научных публикаций были описательность и упрощение многообразия социальной действительности. Но приведенный в этих работах фактологический материал, данные социологических обследований имеют несомненную ценность и позволяют составить определенное мнение о социально-демографическом составе, профессионально-квалификационной структуре рабочей молодежи, ее культурно-техническом уровне, профессиональной подготовке.

«Перестройка» 1985 – 1991 гг. положила начало резким изменениям в изучении рабочего класса и рабочей молодежи России. В 1990-е гг. происходило то, что Б. Г. Литвак назвал «приватизацией» истории «ельцинской революцией. Она ничем не отличалась от «большой приватизации», была безалаберной и безумной, создавая этим условия для различных проходимцев «наловить рыбку в мутной воде». В начале XXI в. постепенно стали формироваться новые принципы исследования истории советского обществ, основанные на расширении источниковедческой базы, всестороннем и объективном анализе всех направлений и аспектов его развития.

В новых исторических условиях изучение рабочей молодежи было продолжено, хотя его масштабы были существенно сокращены. Постсоветский период в историографии рабочей молодежи не богат историческими исследованиями. В опубликованной в 2005 г. книге А. С. Степанова описывается участие молодежи в строительстве промышленных предприятий, железных дорог, угольных шахт в восточных и северных районах страны, зарождение и развитие в комсомольско-молодежной среде новой формы социалистического соревнования – «Учиться работать и жить по-коммунистически», начинания комсомольцев, направленные на повышение производительности труда. Говоря о многочисленных фактах трудового героизма советской молодежи, автор анализирует и причины невыполнения плановых заданий, обращается к таким трагическим событиям, как выступления молодежи на строительстве Карагандинского металлургического комбината в 1959 г., где трудились молодые рабочие из автономных республик Поволжья.

В 1990-е гг. в изучении проблем молодых рабочих региональные историки ставили новые задачи более трезвого и многостороннего анализа проблем недавнего прошлого, места и роли рабочей молодежи в трансформации рабочего класса в целом, изменении экономической и общественно-политической ситуации в стране.

Ю. П. Смирнов показал, что во второй половине 1950-х – первой половине 1980-х гг. значительную роль в формировании трудового потенциала промышленных предприятий Марийской, Мордовской и Чувашской республик играла рабочая молодежь.

Проблемы рабочей молодежи Марийской, Мордовской и Чувашской республик были затронуты в монографии И. И. Бойко. В ней на основе материалов статистики, социологических исследований, а также более 5 тыс. личных учетных карточек автор проследил взаимосвязи основных компонентов производственного потенциала рабочих; выявил изменения их численности и состава; охарактеризовал источники пополнения; определил культурно-технический уровень индустриальных рабочих, выявив динамику профессионально-квалификационной и образовательной структуры; показал реалии и мифы социального творчества рабочих на примере участия в движении за коммунистическое отношение к труду и техническом творчестве.

Отличительная черта рассматриваемого период – появление диссертаций, посвященных рабочей молодежи Марийской, Мордовской и Чувашской республик. О. В. Орловой комплексно рассмотрено и обобщено социальное развитие молодых рабочих промышленности Марийской республики в 1980-е гг.. Работа Т. В. Юстус направлена на изучение материального благосостояния и культурного уровня рабочей молодежи в национальных республиках ВВЭР в 1970-е – первой половине 1980-х гг.. Применительно к трудовой сфере историк рассмотрел количественные и качественные изменения в составе рабочей молодежи, раскрыл динамику роста заработной платы молодых рабочих, выявил основные тенденции роста доходов. В диссертации О. В. Андреева изучены общественно-политические процессы в среде рабочей молодежи Чувашской АССР в 1970-е – первой половине 1980-х гг.. Автор затронул широкий круг вопросов, в том числе руководство комсомола общественно-политической деятельностью рабочей молодежи в рамках трудовых коллективов, направленной на повышение промышленного потенциала Чувашской республики, нравственный облик рабочей молодежи.

Постсоветская историография рабочей молодежи Марийской, Мордовской и Чувашской республик развивается под знаком идеологического и историографического плюрализма.

Таким образом, во второй половине 1950-х гг. – начале XXI в. проделана значительная работа по изучению социально-экономического развития рабочей молодежи. При многочисленности публикаций по данной проблеме до сих пор практически не изученным остается основная масса вопросов, отражающих труд рабочей молодежи, не проанализированы возможности исследования темы на уровне источниковедческого обобщения. Поэтому проблема требует дальнейшего анализа и является актуальной с позиции слабой научной разработки темы.

Исходя из степени изученности, в диссертационном исследовании поставлена цель – исследовать труд рабочей молодежи в индустрии Марийской, Мордовской и Чувашской республик, охарактеризовав «живой компонент» производственного процесса, установить общие и особенные черты в отдельных автономиях и промышленных отраслях в различные периоды времени, определив наиболее важные факторы его развития. Для достижения поставленной цели предстоит решить следующее задачи:

– рассмотреть источники, формы и социально-демографические аспекты количественного роста молодых рабочих;

– выявить динамику показателей культурно-технического уровня рабочей молодежи;

– изучить направления и результаты ее трудовой деятельности;

– раскрыть формы и факторы трудовой активности молодых рабочих;

– определить место и роль рабочей молодежи в управлении процессом труда на промышленном предприятии;

– обобщить исторические уроки и социальный опыт реализации молодежью своей способности к труду.

Хронологические границы исследования охватывают период с середины 1950-х до середины 1980-х гг. Выбор нижней границы обуславливается тем, что в это время в СССР в основном была завершена индустриализация в промышленности, начали проявляться коренные изменения в социально-демографической структуре общества (возрастание численности городского населения, снижение рождаемости и повышение смертности, старение населения). Хронологическим завершением изучаемого периода является 1985 г., когда начались радикальные структурные преобразования в политике, экономике, прежде всего, изменения производственных отношений, смены форм собственности, а также новых тенденций в развитии социальной структуры общества.

Территориальные рамки исследования включают Республику Марий Эл, Республику Мордовия и Чувашскую Республику. Это исторически сложившийся географический регион, возникший на основе разделения труда, производственной специализации и опыта многовекового общения проживающих в нем народов. С 1960 г. республики входили в состав Волго-Вятского экономического района (ВВЭР) наряду с Горьковской и Кировской областями. Внутри каждой из республик выделялись промышленные районы с выраженной специализацией. Таким образом, рассматриваемый регион является целостной территориальной единицей, представляющей интерес для научного изучения в освещаемых аспектах.

Источниковая основа диссертации базируется на значительном массиве опубликованных и неопубликованных документов и материалов. Прежде всего, это сведения, выявленные автором в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), где изучены документы фонда Главного Управления переселения и оргнабора (ф. А-518), позволившие оценить интенсивность миграционных процессов, связанных с комплектованием трудовых коллективов. В Российском Государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) проанализированы материалы, характеризующие деятельность ЦК ВЛКСМ (ф. М-1). Особую ценность представляют сведения, освещающие деятельность Отдела рабочей молодежи, позволяющие проанализировать динамику основных показателей.

Существенное значение для научного освещения темы имеют сведения архивов рассматриваемых республик. В Государственном архиве Республики Марий Эл (ГА РМЭ) изучены ценные сведения 13 фондов, главным образом, партийных и комсомольских организаций республики и ведущих промышленных предприятий. Их обработка и интерпретация позволили диссертанту представить социальный портрет объекта исследования. В Центральном Государственном архиве Республики Мордовия (ЦГА РМ) проанализированы документы 11 фондов. Исследования велись, в основном, в том же направлении, что и в Республике Марий Эл. Такой подход позволил параллельно осуществлять сравнительно-оценочный анализ. В Государственном архиве современной истории Чувашской Республики (ГАСИ ЧР) было изучено 14 фондов областных и городских комитетов КПСС и ВЛКСМ, первичных комсомольских организаций предприятий, что дало возможность выявить особенное в развитии рабочей молодежи республики. Ощутимо дополнить картину рассматриваемого явления позволила работа с материалами 4 фондов Государственного исторического архива Чувашской Республики (ГИА ЧР): Совета Министров (ф. Р-203), Госкомитета по статистике (ф. Р-872), Министерства просвещения (ф. Р-221), Госкомитета по профтехобразованию (ф. Р-1914).

В итоговых трактовках диссертанта нашли отражение результаты социологического обследования рабочей молодежи, проведенного в 1972 г. в ведущих промышленных центрах СССР, содержащиеся в личном архиве И. Л. Корнаковского. Рассмотрены материалы социологического исследования рабочей молодежи автономных республик РСФСР 1982 г., находящиеся в архиве Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова.

Важную совокупность источников по рассматриваемой проблеме составляют опубликованные материалы, которые можно условно разделить на следующие подгруппы:

1. Законодательные акты, правительственные и партийные постановления, нормативные и ведомственные материалы отражают явления социально-экономической жизни, деятельность государства по регулированию жизнедеятельности конкретных социальных групп и общества в целом, позволяют выявить приоритетные направления в государственной политике в трудовой сфере, изучить ход их реализации, в том числе в регионах. Анализ государственных и партийных документов, имеющих отношений к изучаемой теме, позволяет сделать вывод о том, что во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. подходы к проблеме повышения эффективности труда молодежи носили комплексный характер. Они были нацелены на улучшение качества рабочей силы и совершенствование организации производства. С начала 1970-х гг. произошел отход от понимания важности комплексного подхода. Упор стал делаться на идеологический фактор. Увеличилось количество документов, имевших отношение к социалистическому соревнованию, опыту работы конкретных предприятий, отраслей, регионов. Они имели преимущественно декларативный характер, чаще всего не выполнялись или выполнялись формально. Поэтому многие актуальные направления, несколько изменяясь, переходили из одного документа в другой из года в год.

2. В исследовании широко представлены статистические материалы. В содержательном плане публикации официальных статистических органов были весьма ограничены. В первую очередь это относится к сборникам, которые посвящены итогам пятилеток в республиках или юбилейным датам. Кроме общих данных о развитии народного хозяйства Марийской, Мордовской и Чувашской республик из них были почерпнуты лишь сведения о подготовке новых рабочих, повышении квалификации, динамике рационализаторства и изобретательства, некоторые материалы Всесоюзных переписей населения. Более полно учитывать человеческий фактор в производственном процессе позволяют сведения социальной статистики. В них помещены данные о численности, уровне образования, занятости молодежи в деятельности общественных организаций, состоянии здоровья, отдельных аспектов уровня жизни молодых семей, организации досуга и использования свободного времени, а также охарактеризовано противоправное поведение молодежи.

3. Большое значение для раскрытия темы имели сборники документов, в которых нашла отражение деятельность государственных органов, партийных и комсомольских организаций. В этих документах проявляются признаки текущего момента, когда они принимались, поэтому им свойственна актуальность. Как правило, это не констатирующие, а постановляющие документы, позволяющие оценить масштабы и важность задач.

4. Богатую информацию о непосредственных участниках событий содержат труды и воспоминания государственных и общественных деятелей, знатных производственников. В них приводятся малоизвестные факты, обобщается опыт работы и показываются трудности, недостатки и меры по их преодолению. Подчеркивается воспитательное воздействие данных процессов на молодых рабочих. Наряду с этим, следует отметить, что общим для многих из подобных трудов, изданных в 1960-е – 1980-е гг., является оптимизм официального характера, стремление не заострять внимание на упущениях, а если это необходимо по логике развития мысли, показывать не их причинно-следственную природу, а итоговые проявления и интерпретировать, как отдельные и, в силу этого, – случайные.

5. Важным условием корректности научного исследования выступают словари, справочники, энциклопедии, среди которых выделяются общие, специальные и имеющие узкую направленность. Эти издания позволяют исследователям оставаться в пределах единого логического поля, особенно словари и справочники по теме, расширяющие представление о понятиях «молодежь» и «рабочая молодежь».

6. Для более полного освещения проблемы использованы материалы периодической печати. Это журналы – профильные и массовые, академические и популяризаторские, содержащие как глубокую теоретическую постановку различных аспектов развития рабочей молодежи, так и многочисленные факты, выступления ведущих специалистов, передовиков производства, новаторов, наставников. Насыщенным источником информации являются газеты. Для рассматриваемого периода характерно доминирование официальных изданий в праве на подачу сведений, имевших государственное значение. Гласность заметно перекроила информационное поле. Появились СМИ, принципиально новые не только по названиям, но и по тактике деятельности, публикующие немало сведений, проливающих свет на многие, прежде закрытые страницы истории рабочей молодежи.

Таким образом, выявлен и использован комплекс исторических документов и материалов, позволивших рассмотреть предмет исследования как многоуровневую систему и комплексно решить поставленные задачи.

Методологическая основа диссертации определяется характером познаваемой реальности, а также исследовательской программой автора и строится на проблемно-хронологическом анализе выделенных аспектов. Применение сравнительно-исторического метода позволяет сопоставить основные тенденции развития рабочей молодежи в стране и выявить региональные особенности с учетом характера экономического развития ВВЭР.

Наиболее полно понятие «молодежь» было изучено в социологической науке. В 1960 – 1980-е гг. советская социология использовала социально-классовый подход к проблемам молодежи. Современные ученые используют более широкий по сравнению с предыдущим периодом арсенал средств и методов изучения молодежи. Видный представитель этого направления В. И. Чупров сводит многообразие теорий и концепций в социологическом изучении молодежи к четырем направлениям.

Возрастной показатель объединяет молодежь в единую группу. Методологически важно при изучении рассматриваемой проблематики в аспекте ее исторической динамики учитывать как черты, присущие молодежи в целом, так и специфику, свойственную отдельным группам. В исследуемый период наиболее значительной по составу и общественным функциям была рабочая молодежь. В концепции В. Е. Полетаева и И. Л. Корнаковского она рассматривается как базисная основа развития и составная часть рабочего класса, которая отражает его признаки и черты, оказывает существенное влияние на социальный облик рабочего класса в плане повышения общеобразовательного и культурно-технического уровня.

Наряду с вышеназванными положениями в диссертации использованы интерпретационные конструкты И. Д. Ковальченко, В. З. Дробижева, А. К. Соколова, Л. И. Бородкина, Т. И. Славко, Е. И. Пивовара.

Таким образом, на протяжении второй половины ХХ – начала XXI в. социологи, историки, педагоги, психологи, правоведы, философы, экономисты проделали значительную работу по уточнению понятий «молодежь» и «рабочая молодежь». Понятийно-категориальный аппарат определялся предметом каждой конкретной науки, но неизменным оставалось признание ведущей роли различных групп молодежи в развитии общества. В целом методологическая основа диссертации базируется на законах и принципах материалистической диалектики, на фундаментальных общенаучных методах – историческом и логическом, восхождении от абстрактного к конкретному и восхождении от конкретного к абстрактному.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые проведено комплексное исследование исторической ретроспективы рабочей молодежи Марийской, Мордовской и Чувашской республик с середины 1950-х до середины 1980-х гг. на основе междисциплинарного подхода:

загрузка...