Delist.ru

Труд рабочей молодежи в промышленности Марийской, Мордовской и Чувашской республик: исторические уроки, социальный опыт середины 1950-х - середины 1980-х гг. (17.08.2007)

Автор: Комаров Дмитрий Евгеньевич

Михайлова Светлана Юрьевна

ТРУД РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ МАРИЙСКОЙ, МОРДОВСКОЙ И ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИК: ИСТОРИЧЕСКИЕ УРОКИ, СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ

СЕРЕДИНЫ 1950-х – СЕРЕДИНЫ 1980-х гг.

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Чебоксары 2007

Работа выполнена на кафедре документоведения и документационного обеспечения управления Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова».

Научный консультант: доктор исторических наук, профессор

Смирнов Юрий Петрович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Бойко Иван Иванович

доктор исторических наук, профессор

Тимофеев Петр Тимофеевич

доктор исторических наук, профессор

Юрчёнков Валерий Анатольевич

Ведущая организация: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Защита состоится 26 октября 2007 года в 10 00 часов на заседании регионального диссертационного совета ДМ 212.301.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» по адресу: 428034, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Университетская, 38 (учебный корпус № 1), ауд. 513.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Научной библиотеки Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова по адресу: 428034, Чувашская Республика. г. Чебоксары, ул. Университетская, 38.

Автореферат разослан 24 августа 2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор исторических наук, профессор Л. А. Таймасов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Главной целью государства является рост богатства страны и благосостояния населения. В результате рыночных преобразований на стыке ХХ – XXI веков в России произошло смещение акцентов с производящих на добывающие отрасли с последующим вывозом сырья за рубеж. Уменьшилась доля высокотехнологичных отраслей, работавших как на внутренний рынок, так и на экспорт. Одновременно произошло заметное разрушение человеческого потенциала в этой важной сфере жизни общества. Значительная часть рабочих либо трудится в неполную силу из-за отсутствия заказов, средств на закупку оборудования и материалов и выплату заработной платы, либо вынуждена становиться безработными или переходить в другие сферы деятельности. Нормальный процесс воспроизводства этой социальной группы нарушен, поскольку молодежь не стремится в промышленность. В ее среде наиболее престижной считается деятельность в сферах бизнеса, финансов, права и массовой культуры. Лишь незначительная часть молодых людей становится квалифицированными рабочими. Как следствие, происходит воспроизводство низкокачественной социально-профессиональной структуры населения. Данная проблема начинает вызывать все большую обеспокоенность со стороны общества и государства.

Поэтому необходимо многоаспектное изучение исторического опыта вовлечения молодежи в промышленное производство, реализации ее способности к труду. Сегодня многие из существовавших российских традиций актуализируются в работе с персоналом, прежде всего на предприятиях с участием инновационного отечественного и иностранного капитала. К этим формам относятся набор молодежи, имеющей квалификацию, с определенными личными качествами; введения испытательного срока при приеме, что позволяет без труда избавиться от неугодного работника, исправить ошибки подбора; использование системы тренингов – постоянного, систематического, разностороннего обучения и повышения квалификации кадров, при этом не только с целью совершенствования профессиональной подготовки, но и предоставления возможностей раскрытия способностей человека; воспитание «духа команды», преданности компании.

Объектом исследования является динамика социально-демографических характеристик рабочей молодежи Российской Федерации на примере Марийской, Мордовской и Чувашской республик, а предметом – внутренние и внешние факторы ее участия в производственных процессах, трудовая деятельность и активность рабочих в возрасте от 16 до 30 лет, занятых на предприятиях индустриального типа в условиях развертывания научно-технической революции.

Степень изученности проблемы. В историографии рассматриваемой проблемы можно выделить два этапа – советский период и постсоветский, на каждом из которых существовали, с одной стороны, определенные требования к молодежи и возможности для ее социализации, с другой стороны – только ему присущие признаки развития отечественной исторической науки.

Для исследователей второй половины 1950-х – 1980-х гг. изучение проблем социальной структуры общества всегда представляло большой теоретический и практический интерес. Первые попытки обобщения результатов изменения социальной структуры были сделаны в начале 1920-х гг. В 1920 – 1930-е гг. определенное внимание было уделено исследованию проблем труда молодежи. Результаты проведенных социологических исследований использовались советским государством при разработке и принятии ряда специальных решений, направленных на преодоление существующих проблем. Однако со второй половины 1930-х гг. научная разработка многих сюжетов, касавшихся молодых рабочих, фактически была свернута. Возобладал тезис о полной и окончательной победе над безработицей, ликвидации причин, ее порождающих, и снятии, таким образом, блока основных трудностей при полноценной социализации молодежи.

В конце 1950-х – начале 1960-х гг. произошло оживление интереса к социальным проблемам развития советского общества. В этом контексте во второй половине 1950-х гг. в рамках научного направления по исследованию рабочего класса начала формироваться традиция изучения рабочей молодежи. Рост внимания к ней объяснялся тем, что молодежь выступала основным источником пополнения рабочего класса, представляла значительную часть населения, отличалась высокой социальной активностью, психологической мобильностью, была способна оказывать существенное воздействие на характер социально-экономического и общественно-политического развития страны.

В конце 1960-х гг. изучение рабочей молодежи получило новый импульс. Во всем мире резко возрос интерес к молодежи. Впервые в истории на VII Всемирном конгрессе социологов, состоявшемся в сентябре 1970 г. в Варне (Болгария) работала специальная секция «Молодежь как фактор изменения». В СССР вышло огромное количество книг, посвященных проблемам подрастающего поколения. Это объяснялось внешними и внутренними причинами. К первым из них относилась волна молодежных акций протеста («бунты молодых»), оказавших заметное влияние на социальные и культурные процессы: идеологическая борьба между двумя мировыми общественными системами. Западная пропаганда постоянно варьировала мысль о «кризисе молодежи в Советском Союзе», выражавшемся в конфликте со старшим поколением или бездумном подражании «золотой молодежи Запада». Советские исследователи критически оценивали исследования «буржуазных фальсификаторов и ревизионистов» Р. Арона, К. Беднарика, Д. Белла, Р. Гароди, Ж. Гурвича, Б. Майснера, Г. Маркузе, Ф. Фишера, которые писали о «новом типе» молодого рабочего, невосприимчивого к традициям старших поколений борцов за коммунизм. Начали достаточно широко использоваться достижения эмпирической социологии времен «хрущевской оттепели» и социальный заказ властных структур, в первую очередь ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ.

Широкомасштабное изучение вопросов развития рабочей молодежи началось с создания творческой группы в Институте истории СССР АН СССР при активном участии ЦК ВЛКСМ. В 1970-е – 1980-е гг. она провела социологические обследования рабочей молодежи ведущих промышленных центров СССР. Их результаты легли в основу первой в СССР научно обоснованной монографии, в которой дан обобщенный социальный портрет рабочей молодежи – профессионально-производственная структура, образовательный и культурно-технический уровень, духовный облик, трудовая активность, общественно-политическая деятельность, а также материальное положение и культурно-бытовые условия жизни. Сравнительный анализ результатов исследований, охватывающих почти четыре десятилетия, позволил авторам глубоко раскрыть основные тенденции формирования социального облика молодого рабочего, отразить коренные изменения, которые произошли между 1936 и 1972 г.

Рост интереса к рабочей молодежи сопровождался увеличением количества публикаций по этой тематике и возникновением новых научных центров по ее изучению. Один из них сформировался в республиках Волго-Вятского региона. Наряду с вышеуказанными причинами этому способствовал ряд факторов:

1. В конце 1950-х – первой половине 1960-х гг. началось интенсивное развитие промышленности Марийской, Мордовской и Чувашской республик.

2. К середине 1950-х гг. в них был накоплен определенный опыт изучения рабочего класса, который постоянно пополнялся.

3. Новый импульс развитию рассматриваемого научного направления дало становление и развитие национальных университетов в Марийской, Мордовской и Чувашской республиках.

4. Большую роль в становлении рассматриваемого направления сыграли научные связи историков Марийской, Мордовской и Чувашской республик с Институтом истории СССР АН СССР.

Таким образом, исследование рабочей молодежи республик ВВЭР середины 1950-х – середины 1980-х гг. как научное направление было неотъемлемой частью истории рабочего класса автономных республик РСФСР. Его зарождение было обусловлено как основными тенденциями развития советской исторической науки, так и закономерностями социально-экономического и культурного развития Марийской, Мордовской и Чувашской республик.

Одним из первых к изучению рабочей молодежи республик Волго-Вятского региона приступил И. Д. Кузнецов. В своих работах по истории промышленности и рабочего класса Чувашии он показал огромное значение рабочей молодежи в экономическом и социальном развитии общества, дал ей объективную историческую характеристику.

загрузка...