Delist.ru

Теоретические и организационные основы административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ в Российской Федерации (17.08.2007)

Автор: Долгополов Александр Александрович

С целью повышения эффективности реализации режимов оборота оружия и взрывчатых веществ в деятельности органа внутренних дел должен быть организован соответствующий контроль. В процессе контроля решаются следующие задачи: устанавливается соответствие реального положения дел на подконтрольном объекте режимным правилам; определяются отклонения в функционировании социальных систем от параметров, установленных административно-правовыми режимами; принимаются меры реагирования на выявленные отклонения, а также меры по приведению деятельности социальной системы в соответствие с режимными правилами, меры к лицам, виновным в нарушении режимных правил. В процессе реализации контрольных функций орган внутренних дел должен осуществлять внутриведомственный контроль, выявляя недостатки в собственном функционировании. При этом должны применяться меры по устранению недостатков и причин, их повлекших.

Автор делает вывод о том, что деятельность органа внутренних дел по осуществлению контрольных функций в процессе реализации административно-правовых режимов подлежит организационному упорядочиванию посредством издания соответствующих нормативных актов, которые должны устанавливать систему контроля, определять предмет и объем контроля, объекты контроля, периодичность контроля, порядок использования автоматизированных систем управления при осуществлении контроля, распределять контрольные функции между должностными лицами, их права и обязанности.

Контроль за оборотом оружия, взрывчатых веществ должен быть направлен на реализацию системы обеспечивающих мероприятий применительно к каждому административно-правовому режиму, с учетом специфических особенностей охраняемой сферы общественных отношений. Нормативные акты, определяющие контрольные функции органов внутренних дел по обеспечению реализации административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ, должны быть согласованы с нормативными актами, устанавливающими регламентацию порядка деятельности подконтрольных субъектов и объектов в режимных областях путем установления правил поведения и производства работ, которые в своей совокупности образуют определенные параметры этой деятельности, препятствующие совершению действий в ущерб государственной и общественной безопасности.

Для обеспечения эффективности реализации органами внутренних дел административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ должна быть сформирована функциональная структура органов внутренних дел, которая представляет собой совокупность функций, возложенных на орган внутренних дел, взаимоувязанных с оргштатным расписанием. Функциональная структура органа внутренних дел в сфере реализации режимов оборота оружия и взрывчатых веществ должна быть построена исходя из конкретных задач, возложенных на орган внутренних дел по реализации административно-правовых режимов таким образом, чтобы его контролирующей деятельностью охватывались все основные параметры режимных правил оборота оружия и взрывчатых веществ, и могли быть приняты меры по прекращению функционирования подконтрольных субъектов правоотношений в случае грубого нарушения ими административно-правового режима оборота оружия и взрывчатых веществ. При этом функциональная структура органа внутренних дел не должна выходить за пределы, установленные нормативными актами, регулирующими как функционирование режимов оборота оружия и взрывчатых веществ, так и деятельность органа внутренних дел. В формировании функциональной структуры органа внутренних дел, обеспечивающего реализацию административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ, должны учитываться помимо основных, также управленческие, ресурсные функции. Основные функции органа внутренних дел должны включать в себя непосредственную деятельность по реализации административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ. Управленческие функции должны быть направлены на планирование деятельности органа внутренних дел, его информационное обеспечение о состоянии дел по исполнению подконтрольными объектами режимных правил, организацию деятельности органа внутренних дел по обеспечению контроля и прогнозирования, кадровое, материально-хозяйственное, финансовое обеспечение. Функциональная структура органа внутренних дел в сфере реализации режимов оборота оружия и взрывчатых веществ должна строиться на основе нормативных актов, регулирующих деятельность органа внутренних дел в этой области, должна быть основой для разработки положений об органе внутренних дел его подразделений, должностных инструкций, формирования организационных структур органа внутренних дел.

Глава четвертая – «Организационные основы реализации административно-правовых режимов в обеспечении контроля за оборотом оружия и взрывчатыми веществами» - состоит из трех параграфов: «Особенности внутриорганизационных управленческих отношений в органах внутренних дел по реализации административно-правовых режимов в обеспечении контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ»; «Основы организации взаимодействия органов внутренних дел с иными субъектами органов исполнительной власти по реализации административно-правовых режимов в обеспечении контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ»; «Применение автоматизированных информационных технологий в обеспечении контроля за оборотом оружия».

В первом параграфе анализируются особенности внутриорганизационных управленческих отношений в органе внутренних дел по реализации исследуемых режимов. Комплексный подход в формировании и организации реализации административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ позволяет выработать концепцию, которая заключается в том, что для того, чтобы могли быть реализованы режимы в обеспечении контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ, одновременно должны быть образованы согласованные по основным параметрам режимы, регулирующие деятельность органов внутренних дел в этой сфере и, соответственно, деятельность лицензионно-разрешительных подразделений. Функционирование лицензионно-разрешительных подразделений должно быть регламентировано административно-правовыми режимами и до такой степени детализировано, в какой необходимо обеспечить неотвратимое достижение цели, установленной правотворческим органом.

В составе лицензионно-разрешительных подразделений органов внутренних дел должны быть образованы структуры по выдаче лицензий и разрешений, входящих в компетенцию соответствующего органа внутренних дел, подразделения по контролю за оборотом оружия, подразделения по контролю за оборотом взрывчатых веществ, подразделения по контролю за частной детективной и охранной деятельностью, подразделения по контрольно-методическому обеспечению деятельности подчиненных органов внутренних дел (для лицензионно-разрешительных подразделений МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации), информационно-аналитические подразделения. Такое организационное построение лицензионно-разрешительных подразделений органов внутренних дел обеспечит выполнение функций по реализации административно-правовых режимов в обеспечении контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ.

Административно-правовой статус подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел должен соответствовать тем видам режимов оборота оружия и взрывчатых веществ, которые им предписано реализовывать. Во взаимосвязи с административно-правовым статусом лицензионно-разрешительных подразделений органов внутренних дел должны быть разработаны их функции, структура, выстраиваться внутриорганизационная деятельность, организовываться контроль за предметами и объектами разрешительной системы. Основные права, обязанности, которые определяют административно-правовой статус лицензионно-разрешительных подразделений органов внутренних дел в сфере реализации режимов оборота оружия и взрывчатых веществ, должны быть закреплены законодательно.

Во втором параграфе рассматриваются основы взаимодействия органов внутренних дел с иными субъектами исполнительной власти по реализации административно-правовых режимов в обеспечении контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ. Автор отмечает, что взаимодействовать с точки зрения организации означает связывать, объединять, гармонизировать действия и усилия. Органы внутренних дел в своей деятельности по реализации режимов в обеспечении контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ взаимодействуют с различными субъектами правоотношений. Организация взаимодействия подразделений лицензионно-разрешительной работы с другими службами органов внутренних дел вытекает из их задач и функций, организационного построения, правового положения, оперативной обстановки и др..

Автор, исследуя организацию взаимодействия органов внутренних дел с иными субъектами исполнительной власти по реализации режимов в обеспечении контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ, приходит к выводу о том, что если взаимодействие в этой деятельности обосновано общностью целей и государственных задач, это не означает однородности этих субъектов. Напротив, это предполагает отличие в их формах и методах работы. Конкретные полномочия органов внутренних дел по решению задач взаимодействия должны быть охвачены правовыми и организационными основами, которыми определяется их место в системе взаимодействия по реализации правовых режимов, регулирующих оборот оружия и взрывчатых веществ. Регулирование административно-правовых отношений между различными субъектами, осуществляющими правоохранительную деятельность в указанной сфере, необходимо совершенствовать на законодательном уровне, с дальнейшей детализацией в нормативных актах федеральных органов исполнительной власти.

Совокупность нормативных актов, регламентирующих взаимодействие органов внутренних дел с иными субъектами исполнительной власти по реализации административно-правовых режимов в обеспечении контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ, должна образовывать юридические конструкции соответствующих административно-правовых режимов, целью которых является обеспечение неуклонного взаимодействия органов исполнительной власти там, где оно необходимо для обеспечения общественной безопасности.

В третьем параграфе исследуются вопросы применения автоматизированных информационных технологий в обеспечении контроля за оборотом оружия. Автор отмечает, что между информацией и управлением существует прямая связь, поскольку для функционирования любой системы необходимо собрать сведения о состоянии системы и окружающей ее среды, передать эту информацию по каналам связи в место ее переработки; на основе полученных результатов выработать команды управления и передать их исполнительным органам для реализации; осуществить соответствующий контроль.

В обеспечении устойчивого функционирования административно-правовых режимов одной из основных гарантий является информационная гарантия. Информация в структуре административно-правового режима должна быть полной, объективной, своевременной, достоверной, необходимой и достаточной для обеспечения функционирования режима. Для устойчивого функционирования режима недостаточно наличия информации только об оружии и его владельце, поскольку правомерность владения оружием, а также само его существование в статусе объекта правоотношений, неразрывно связано с субъектом правоотношений в сфере оборота оружия. Для решения этой задачи необходим системный подход.

В том случае, если субъект правоотношений в области оборота оружия утрачивает свой статус владельца оружия, то оно подлежит изъятию. В своевременном информировании об этом факте органа внутренних дел и заключается сущность информационных гарантий функционирования административно-правовых режимов. Таким образом, к сведениям об оружии в информационный массив должны быть приобщены сведения, которые могут повлиять на правовой статус субъектов, владеющих оружием, то есть сведения об обстоятельствах, исключающих владение им.

Для обеспечения устойчивого функционирования режимов оборота оружия должны быть реализованы информационные гарантии, для чего в задачу органов внутренних дел должны входить, с одной стороны – организация автоматизированного учета оборота оружия и его владельцев с момента приобретения оружия физическими или юридическими лицами до его утилизации, с другой стороны – автоматизированный контроль за владельцами оружия в части отслеживания возникновения обстоятельств, при которых владение оружием становится неправомерным и оно подлежит изъятию. Указанные обстоятельства определены Федеральным законом «Об оружии». Другими словами, органы внутренних дел должны обеспечить сбор, систематизацию и реализацию информации о нарушениях правил оборота оружия, других правонарушениях, а также обстоятельствах, исключающих владение оружием. К такой информации относятся сведения о нарушениях оборота оружия, об административных, уголовных правонарушениях, об изменениях в месте жительства владельцев оружия, состоянии их здоровья. Для решения указанных задач МВД России должен быть принят ряд организационных и практических мер по созданию единого информационного программного обеспечения, позволяющего производить выборки из банков данных органов внутренних дел, органов Федеральной миграционной службы, органов здравоохранения, для чего должен быть издан соответствующий нормативный правовой акт.

Указанный подход к решению задачи автоматизированного контроля за оборотом оружия обеспечивает регулирование маршрутов перемещения информации об оружии и субъектах, им владеющих, объем информационных массивов, позволяет установить формы документов, необходимых для управленческого процесса и другие информационные данные, необходимые для информационного обеспечения. В результате объединения вышеуказанных информационных блоков образуется информационная система, которая обеспечивает функционирование режима в качестве информационной гарантии.

Комплекс технических средств, обеспечивающих функционирование информационной системы оборота оружия, должен обеспечивать реализацию всех этапов ввода информации, ее обработки, эксплуатации и потребления. Технические средства должны быть совместимы между собой по всем техническим параметрам.

Для обеспечения эффективности автоматизированной информационно-поисковой системы учета оружия необходимо создать достаточное количество автоматизированных рабочих мест, единое информационное пространство, единую телекоммуникационную систему движения информации. Органы внутренних дел всех уровней должны быть оснащены современными средствами коммуникации, серверами, компьютерной техникой. Нормативными актами должен быть установлен порядок предоставления в органы внутренних дел информации на магнитных носителях о перемещении оружия юридическими лицами – владельцами служебного и гражданского оружия. Должно быть обеспечено представление информации из банков данных в режиме прямого доступа. Эти и другие меры, в том числе организационно-штатные, позволят обеспечить устойчивое функционирование информационных гарантий административно-правового режима оборота оружия.

В заключении формулируются основные выводы и предложения автора, направленные на решение исследованных в диссертации теоретических и прикладных проблем.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора (общим объемом свыше 19 п.л.):

1. Долгополов А.А. Нормативно-правовая регламентация административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ // Российский следователь. 2007. № 12. (0,3 п.л.).

2. Долгополов А.А. Теоретические и организационные основы административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ в Российской Федерации: Монография. - М., ВНИИ МВД России, 2007 (9 п.л.).

3. Долгополов А.А. Место и роль органов исполнительной власти в системе обеспечения реализации административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ: Ученые записки юридического факультета. Выпуск 5. Краснодар: КубГУ, 2007 (0,4 п.л.).

4. Долгополов А.А. Классификация административно-правовых актов, регламентирующих оборот оружия и взрывчатых веществ // Административное право и процесс. 2007, № 1 (0,3 п.л.).

5. Долгополов А.А. Теоретические основы административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ в Российской Федерации: Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2006. (3,5 п.л.).

6. Долгополов А.А. Правовая регламентация административно-правовых режимов // Вестник Московского университета МВД России. 2006, № 6 (0,5 п.л.).

7. Долгополов А.А. Понятие и виды нормативных правовых актов, образующих административно-правовые режимы // Российский следователь. 2006, № 9 (0,6 п.л.).

8. Долгополов А.А. Классификация административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ // Российский следователь. 2006, № 3 (0,79 п.л.).

9. Долгополов А.А. Роль правовой регламентации административно-правовых режимов в формировании антикоррупционных общественных отношений. Актуальные проблемы противодействия коррупции: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (12-14 октября 2006 г.). - Краснодар: КубГУ, 2006. (0,5 п.л.).

10. Долгополов А.А. Оборот оружия и взрывчатых веществ как объект административно-правового регулирования. Некоторые вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях: Сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. М., 2006 (0,4 п.л.).

11. Долгополов А.А. Административно-правовые режимы как форма административно-правового регулирования // Проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в особых условиях: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 2006 (0,25 п.л.).

12. Долгополов А.А. Теоретические основы административно-правового регулирования оборота оружия и взрывчатых веществ // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности: Сборник № 13. М.: ДООП МВД России, ВНИИ МВД России, 2006 (0,37 п.л.).

13. Долгополов А.А. Аспекты административно-правового регулирования порядка хранения оружия и взрывчатых веществ // Актуальные проблемы права: теория и практика: Сборник научных работ юридического факультета. Выпуск 5. Краснодар: КубГУ, 2006 (0,25 п.л.).

14. Долгополов А.А. Правовые аспекты построения юридической конструкции административно-правовых режимов в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ // Российский следователь. 2005, № 11 (0,6 п.л.).

15. Долгополов А.А. Теоретические основы административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ // Российский следователь. 2005, № 8 (0,6 п.л.).

16. Долгополов А.А. Сущность административно-правового регулирования объектов и предметов деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел // Ученые записки. Краснодар: КубГУ, 2005 (0,45 п.л.).

17. Долгополов А.А. О некоторых аспектах административно-правового статуса подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел // Актуальные проблемы права: теория и практика: Сборник научных работ юридического факультета. Вып. 4. - Краснодар: КубГУ, 2005 (0,4 п.л.).

18. Долгополов А.А. «Горячий» край // Мир безопасности. 2003, № 2 (0,16 п.л.).

19. Долгополов А.А. Реализовать огромный потенциал, богатый опыт // Мир безопасности. 2001 (0,14 п.л.).

20. Долгополов А.А. Меры, принимаемые ГУВД Краснодарского края по внедрению и совершенствованию автоматизированной системы учета и контроля за оборотом оружия // Новые информационные технологии в практике работы правоохранительных органов: Материалы международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 1998 (0,18 п.л.).

загрузка...