Delist.ru

Автоматизация процесса подготовки персонала промышленных предприятий с использованием интегрированной среды (17.04.2009)

Автор: Рябикин Александр Леонидович

Анализ показал, что для успешного применения ИС наиболее критичны следующие этапы: определение требований к системе, установка ПО, эксплуатация ИС.

Реализованный прототип системы содержит рабочие версии административного и тестирующего компонентов. Программный код (на PHP-скрипте) составляет около 15 000 строк (53 файла), таблиц БД MySQL – 26. Код системы является полностью открытым и может быть модифицирован.

Для внедрения системы был разработан курс «Строительные нормы и правила» и контрольные задания к нему. Дистанционный доступ к серверу ИС был организован с рабочих мест, где в качестве клиента использовался Internet Explorer версий 5.х, 6.0. На данный момент обучение прошли около 50 сотрудников, которые успешно сдали финальный контрольный тест, показав высокие результаты.

Адаптивная тестирующая система получила высокие оценки слушателей как по механизму работы, так и по удобству использования. Контролирующая система позволила существенно повысить скорость и глубину усвоения материала, а также сократило время, необходимое для проверки знаний (в среднем на 35-50% по сравнению со «сплошным» тестированием).

Для реализации ИС в вузах были разработаны курс «Базы Данных» и контрольные задания к нему. По данному курсу проходили обучение студенты кафедры «АСУ» МАДИ (ГТУ). Дистанционный доступ к серверу был организован из лабораторных аудиторий института. Помимо обучения и тестирования по данному курсу, студенты изучали структуры БД ИС, архитектуру и состав ПО системы, производили настройку и изменения программного кода под собственные нужды.

В целом, система получила ряд положительных отзывов и после реализации всех компонентов может считаться законченным программным продуктом.

В итоге выполнения диссертации получены следующие основные результаты, определяющие научную новизну и ее практическую значимость:

На основе анализа исследований в области автоматизированного обучения и существующих ИС сформулированы основные требования и обоснована необходимость разработки адаптивной ИС для обучения и тестирования персонала промышленных предприятий.

Для достижения главной цели диссертационной работы были формализованы основные функции и разработана архитектура ИС. Ее основными компонентами являются: база данных учебного материала, позволяющая обеспечивать накопление и многоаспектное применение разнообразных данных по проблемной области обучения; база данных учебных курсов, содержащая информацию об учебных курсах; административная база данных, обеспечивающая управление системой; база данных системы адаптивного тестирования, предназначенная для реализации процесса адаптивного контроля знаний и хранения модели обучаемого; интерфейсы и компоненты для административной, авторской, преподавательской деятельности и непосредственно обучения; блок управления.

В ходе исследования разработаны семантические модели основных компонентов ИС на логическом уровне, выполнено их формализованное описание. Обосновано использование двух моделей (учебного материала и учебных курсов) для представления предметных знаний. Построена обобщенная семантическая модель ИС. Полученная модель обеспечивает полноту представления знаний и информации для системы. Выполнено отображение концептуальной схемы в реляционные схемы для СУБД MySQL.

Осуществлено формулирование требований к компонентам и интерфейсам комплексной ИС, а также к выполняемым ими функциям.

Разработан подход и алгоритмы адаптивной тестирующей подсистемы. На их основе разработан ее прототип на языке PHP. Система учитывает интегральные и динамические параметры модели обучаемого, а также реализует различные режимы контроля знаний обучаемого.

На основе теоретических положений диссертации спроектирован и реализован инструментальный комплекс, предназначенный для разработки и поддержки адаптивных Интернет ИС, с использованием которого проведено экспериментальное исследование предложенных в диссертации методов и алгоритмов. Прототип системы использовался для проведения занятий по курсам «Базы и банки данных и знаний» (Кафедра «АСУ», МАДИ), «Строительные нормы и правила», «English on Business» (АСМАП). Его применение позволило существенно сократить время обучения с заданным качеством на 14-18%.

Основные положения и результаты диссертационной работы отражены в следующих публикациях:

Рябикин А.Л. Автоматизация мониторинга состояния среды промышленных предприятий / Остроух А.В., Ветлугин М.М., Колдашев К.С. // Журн. «Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика», №2 – М.: 2007. – С. 13-15.

Рябикин А.Л. Итерационная процедура сетевой маршрутизации с обеспечением QoS / Дибб К., Подпорин Д.И. // Методы и модели автоматизации управления. Сб науч. тр. МАДИ (ГТУ) М., 2006. С. 41-45.

Ryabikin A.L. Basic criteria of tests in adaptive testing / D.I. Astakhov // 4-th International Conference On Information and Telecommunication Technologies in Intelligent System. May 27- June 03-06, Catania, Italy. – P. 95-96

Ryabikin A.L. The realization of distributed information system “City transportation network” in internet / Budikhin A.V., Welens A.R. // Second International Conference On Information and Telecommunication Technologies in Intelligent System. May 27-29, Barcelona, Spain. – P. 158-162.

загрузка...