Delist.ru

Нечеткие модели и методы управления образовательной траекторией в системе переподготовки персонала промышленных предприятий (17.04.2009)

Автор: Белоус Валентина Владимировна

Решая систему уравнений, получаем:

Проведены численные расчеты и показано, что для широкой вариации параметрами функции принадлежности уровня знаний и параметрами логистической кривой ошибки аппроксимации не превышаю 2%.

Сравнительный анализ функций принадлежности

Таким образом, задаваясь значениями «уровня знаний» и «сложности задания» вместе с их неопределенностями получаем вероятность правильного ответа при указанных параметрах с указанием его разброса или в случае первичного задания логистической кривой определяем меру неопределенности доли решенных задач.

Кроме того, существует взаимосвязь между случайной величиной, распределенной по бета-закону и биномиальным распределением, что согласуется с задачей оценивая неопределенности количества решенных заданий заданной сложности:

Это также соответствует выбору функции принадлежности вероятностей ответов в классе кривых бетта-распределения, а функций принадлежности уровня знаний в классе нормального распределения.

. В случае оценки связности модулей и тестовых заданий в работе предлагается использование не только min(max-композиции, но и других: max-(-композиция (R1(R2(x,z)= (y[(R1(( R2], max-(-композиция (R1(R2(x,z) = (y[(R1(( R2].

Композиционное правило вывода

Начальный вариант анализа тестового контроля предполагает оценку правильности решения тестовых заданий. Эта оценка может быть определена как да/нет о определяться либо как 0/1. В более общей модели ответа на задание может быть введена большая дифференциация, как доля правильного соответствий, что также будет определять лингвистическую переменную правильности решения тестовых заданий.

Степени принадлежности включения модулей

Более адекватной моделью формирования образовательной траектории является нечеткая композиция отношений (O(U)=(O(T)((T(U)((U(U), которая учитывает связность учебных материалов (U(U). Отношение порядка E((U(U) на множестве модулей также представляет нечеткое отношение. Нечеткое отношение более высокого порядка связности определяется композицией нечетких отношений, т.е. в конечном счете реализуется транзитивное замыкание нечеткого отношения. При этом:

В результате получена формальная модель управления образовательной траекторией как нечеткой переменной включения модулей. Переход к детерминированному варианту учебного плана может быть выполнен на основе задания порогового значения уровня значимости, который будет определять границу включения.

), интегрирующая учебный план, тестовые задания, результаты выполнения и характеристики доступа к учебно-методическим материалам. Комплекс реализован в рамках единой оболочки с универсальным интерфейсом и возможностью интеграции со стандартными пакетами.

Разработанный программный комплекс, реализует среду консультанта, который наряду с другими функциями обеспечивает реализацию механизмов управления образовательной траекторией по результатам выполнения обучаемыми тестовых заданий.

Анализ результатов переподготовки для предприятий промышленности и транспортного комплекса по различным блокам показал существенную связь между типом профессиональной деятельности и непосредственно содержательной частью блока.

Инфологическая модель базы данных связности учебных модулей

Проведенный анализ показал, что в рамках рассматриваемых типов производственной деятельности наиболее высоким уровнем практических навыков характеризуются работники Корпоративного Центра. По данной группе средняя оценка составляет 65,8 баллов, что соответствует высокому уровню практических навыков. Самую низкую среднюю оценку, приближающуюся к верхней границе среднего уровня, – 48,0 баллов - получили работники Корпоративного управления и науки.

Следует отметить, что по всем типам производственной деятельности, за исключением Корпоративного управления и науки, работники показали уровень практических навыков, существенно превышающий уровень знаний, определенный по результатам экзамена. Это может свидетельствовать о более практической направленности деятельности работников.

Средние оценки по типам производственной деятельности

Название блока Тип производственной деятельности В среднем

по всем работникам

Корпоративный центр Блок геологии и добычи нефти и газа Блок маркетинга, продаж и переработки Блок сервисов Корпоративное управление

и наука

Управление финансами 65,0 55,1 62,1 59,8 45,2 59,2

Экономика 70,8 65,3 64,5 70,6 43,3 67,0

Бухгалтерский учет и аудит 65,8 59,6 65,4 61,7 46,9 62,1

Юридические основы финансово-экономического управления 60,6 50,3 57,6 55,2 52,9 54,8

Организационные основы современного финансово-экономического управления 66,6 56,2 58,9 59,3 47,6 58,7

Информационные технологии 66,1 55,7 57,0 60,4 51,9 58,6

Финансово-экономический блок в целом 65,8 57,0 60,9 61,2 48,0 60,1

Полученные результаты анализа свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к формированию кадров переподготовки, что приводит к задам оценки связности базовых знаний персонала (профессиональная деятельность) с программами переподготовки. При этом также важна оценка взаимосвязи между всеми курсами и блоками, входящими в цикл переподготовки.

В заключении представлены основные результаты работы.

Приложение содержит документы об использовании результатов работы.

Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано 10 печатных работ, основные из которых приведены в списке публикаций.

Основные выводы и результаты работы

Проведен системный анализ задач подготовки и переподготовки кадров в системе управления персоналом промышленных предприятий, определены классы методов и моделей формализованного представления компонент процесса обучения.

Определен круг проблем, связанных с автоматизацией системы переподготовки и моделирования процесса обучения.

Реализовано формализованное представление компонент учебного плана. Обоснована необходимость создания базы термов, которая является основой оценки связности модулей и дисциплин в модели нечеткой логики.

Построены нечеткие количественные оценки эффективности учебного плана в зависимости от начального «уровня знаний». Разработаны адаптивные алгоритмы управления образовательной траекторией.

Разработаны модели преобразования уровня знаний и логистической кривой в вероятность правильного ответа на тестовое задание в нечеткой постановке.

загрузка...