Delist.ru

Транспортное обслуживание крупных торговых комплексов (17.04.2007)

Автор: Богачев Павел Сергеевич

хозяйственная зона: зона погрузки-выгрузки товаров и зона инженерных сооружений;

пешеходная зона;

зона размещения автостоянок, основных, второстепенных и внутристояночных

зоны въезда-выезда с территории торгового центра (в том числе «зона накопления») и зоны примыканий к внешним улицам и дорогам;

зона сезонной торговли.

Наибольшую площадь территории крупных торговых комплексов (до 50% и более) занимает зона автостоянок и проездов.

В главе рассмотрены общие подходы и рекомендации планировочной организации и формирования транспортного каркаса территории торговых комплексов с точки зрения транспортного облуживания.

Транспортный каркас территории торгового комплекса представляет собой сеть основных, второстепенных и внутристояночных проездов. Задачей основных проездов является разделение легковых и грузовых транспортных потоков, связь между различными планировочными зонами территории торгового комплекса, а также обеспечение концентрированного и упорядоченного выезда на внешние улицы и дороги. Второстепенные проезды обеспечивают равномерное распределение транспортных потоков по территории торгового комплекса и организованный выезд транспорта из различных планировочных зон на основные проезды. Внутристояночные проезды обеспечивают маневрирование транспортных средств при въезде на парковочное место и выезде с него, а также выезд на второстепенные проезды. В диссертации приводятся рекомендуемые значения параметров отдельных планировочных элементов территории крупных торговых комплексов.

В третьей главе диссертации представлены материалы натурных обследований действующих внегородских торговых комплексов, на примере предприятий торговли, расположенных на территории прилегающей к МКАД с внешней

Основные вопросы, освещенные в данной главе, направлены на исследование закономерностей посещения крупных внегородских торговых комплексов, расположенных на территории, прилегающей к Москве. В главе представлены следующие сведения:

неравномерность посещаемости крупных торговых комплексов в течение года, недели и наиболее загруженного дня недели;

особенностей посещаемости объектов в предпраздничные и праздничные дни;

зависимость продолжительности посещения крупного торгового комплекса от его площади и специализации.

Неравномерность посещения торговых комплексов в течение года, недели, а также праздничных и предпраздничных дней изучена на основе анализа отчетных документов о посещаемости внегородских торговых комплексов.

Особенности посещаемости торговых комплексов в течение отдельных дней недели изучены на основе выборочного обследования интенсивности въезда и выезда транспортных средств в течение часа на территорию торгового комплекса.

Продолжительность посещения торговых комплексов в зависимости от их размеров и специализации, а также в будни и выходные дни изучена на основе натурных транспортных обследований в зонах въезда-выезда внегородских торговых комплексов, в результате которых осуществлялась фиксация государственных регистрационных номеров въезжающих и выезжающих транспортных средств.

В качестве объектов исследования выбраны действующие внегородские торговые комплексы, имеющие разную торговую площадь и специализацию, расположенные на территориях, прилегающих к границе города Москвы. Всего обследовано семь действующих торговых объектов.

Установлено что максимальная посещаемость крупных внегородских торговых комплексов наблюдается в декабре - 11% всех посетителей за год (см. рис. 2). В течение недели максимум посещаемости приходится на субботу -20-25% всех посетителей за неделю (см. рис.3). Абсолютная максимальная посещаемость торгового комплекса в течение дня превышает среднюю посещаемость по субботам в течение декабря примерно на 25–30 %, а среднюю посещаемость по субботам за год – на 108 %.

Неравномерность посещаемости обследованных торговых комплексов в течение субботы (кривые въезда транспортных средств) имеет сходные закономерности (см. рис.4).

На основе проведенных обследований установлено, что распределение продолжительности нахождения транспортных средств на территории крупных внегородских торговых комплексов описывается кривой бета-распределения (см. рис.5). Примерно 98% транспортных средств находятся на территории торговых комплексов не более четырех часов. Примерно 8% въезжающих на территорию гипермаркета автомобилей покидают его в течение первых десяти минут, что формирует транзитный поток через территорию торгового комплекса. Для торговых комплексов, специализирующихся на реализации непродовольственных товаров подобной особенности не наблюдается.

Кривая распределения продолжительности посещения торговых комплексов описывается следующими формулами:

для торговых комплексов, включающих в свой состав гипермаркет

для торговых комплексов, специализирующихся на реализации непродовольственных товаров

- время пребывания транспортного средства на территории торгового комплекса, мин;

- коэффициенты;

. Значение вероятности, получаемое по формуле, выражается в относительных величинах.

Установлено, что средняя продолжительность посещения торговых комплексов имеет прямую зависимость от площади торговой зоны комплекса и зависит от его специализации. Среднее время пребывания транспортных средств на территории гипермаркетов значительно превышает время пребывания на территории торговых комплексов, реализующих непродовольственные товары. В результате обследований установлено, что продолжительность посещения не зависит от расположения торговых комплексов, а зависит только от специализации и размеров торговой площади объектов.

Полученные результаты позволяют рассчитать максимальную суточную посещаемость при известной средней посещаемости торговых комплексов за определенный период времени. Кроме того, полученные закономерности посещаемости позволяют смоделировать посещаемость обследованных торговых комплексов в течение дня, построить графики въезда и выезда при заданной суточной посещаемости торговых комплексов.

В четвертой главе диссертации представлены результаты моделирования посещаемости торговых комплексов, разработаны рекомендации по организации транспортного облуживания крупных торговых комплексов, а также по нормированию требуемой емкости автостоянок внегородских торговых комплексов разной специализации, определена область возможного применения действующих нормативов при расчете емкости автостоянок внегородских торговых комплексов.

Решение вопросов транспортного обслуживания торговых комплексов направлено на снижение негативного влияния торговых комплексов на прилегающую территорию и обеспечение безопасного движения транспорта и пешеходов на территории объекта.

Беспрепятственный въезд на территорию торговых комплексов обеспечивается путем устройства примыканий к внешним улицам и дорогам требуемой пропускной способности, устройством переходно-скоростных полос.

Безопасное движение транспортных средств и пешеходов на территории крупного торгового комплекса достигается путем соблюдения действующих нормативов проектирования, положения которых в общем виде отражены в диссертации.

Емкость автостоянок у торговых объектов в настоящее время рассчитывается в зависимости от величины торговой площади объекта и определяется, в среднем, из расчета 1 машино-место на автостоянке на каждые 15-25 кв. метров торговой площади. Подобные расчеты дают удовлетворительный результат для торговых объектов расположенных в пределах границ города. Однако, действующие нормативы в части расчета требуемой емкости автостоянок дают ошибочные результаты, применительно к внегородским торговым комплексам, распложенным изолированно от мест проживания людей. При расчете требуемой емкости автостоянок гипермаркетов, полученные результаты являются значительно заниженными, что приводит к негативному воздействию на прилегающую территорию. В случае непродовольственных торговых комплексов – наоборот, полученные результаты завышены, что приводит к нерациональному использованию территории.

При решении вопросов транспортного обслуживания крупных торговых комплексов следует учитывать их специализацию торговых комплексов. Как правило, необходимо устройство дополнительных зон погрузки-выгрузки товаров в соответствии с ассортиментом реализуемого товара, а также организации отдельной парковки и зоны погрузки-выгрузки для большегрузного транспорта посетителей.

Одной из основных задач при решении вопросов планировочной организации территории крупных торговых комплексов является формирование системы пешеходных дорожек и пешеходных зон, обеспечивающих безопасное передвижение пешеходов. Кроме того, дополнительных мер организации движения транспорта требуют места пересечения основных транспортных и пешеходных потоков.

Описанные выше рекомендации по транспортному обслуживанию крупных торговых комплексов формируют лишь общие принципы и не определяют конкретных технических решений тех или иных элементов транспортной инфраструктуры крупных торговых комплексов.

В диссертации представлены рекомендации по определению основных расчетных параметров элементов транспортной инфраструктуры, а именно: требуемой пропускной способности зон въезда-выезда и нормативного показатель расчета требуемой емкости автостоянки. Значения параметров определены на основе математического моделирования посещаемости крупных торговых комплексов с учетом закономерностей, полученных в предыдущей главе. Схема расчетов при моделировании посещаемости торговых комплексов представлена на рисунке 6.

По результатам моделирования посещаемости торговых комплексов были построены графики въезда и выезда транспортных средств для всех обследованных объектов в день наибольшей посещаемости. Сопоставляя полученные графики, поострены кривые изменения количества транспортных средств на территории торговых комплексов, получены сведения о потребной емкости автостоянок для обследованных объектов. На основании полученных закономерностей посещаемости определена максимальная часовая интенсивность въезда транспортных средств на территорию внегородских торговых комплексов, эта величина равна 10% от суточной посещаемости. Рекомендации по нормированию требуемой емкости автостоянки внегородских торговых комплексов представлены в виде графиков, отражающих зависимость удельной емкости автостоянки от торговой площади объекта и его специализации (см. рис.7, рис.8). Установлено, что показатель удельной емкости автостоянки, зависит не только от величины торговой площади объекта, но и от его специализации.

Основные выводы и рекомендации

1. В диссертации проведен анализ развития крупных торговых комплексов в России и за рубежом, принципов их размещения в планировочной структуре городов. Определены ранее не изученные виды и принципы размещения крупных торговых комплексов, а именно – внегородские торговые комплексы, размещаемые изолированно, вне зоны пешеходной доступности от мест проживания людей и остановок скоростного общественного транспорта. Выявлено несовершенство действующих нормативных документов в части расчета требуемой емкости их приобъектных автостоянок применительно к внегородским торговым комплексам.

загрузка...