Delist.ru

Транспортное обслуживание крупных торговых комплексов (17.04.2007)

Автор: Богачев Павел Сергеевич

Изучить историю появления, развития и принципы планировочной организации территории крупных торговых комплексов в России и за рубежом.

Определить место крупных торговых комплексов (в том числе и внегородских) в системе розничной торговли России с учетом действующих классификаций торговых объектов.

Изучить ранее выполненные научные труды, отражающие градостроительные аспекты при проектировании крупных торговых комплексов, в том числе принципы размещения торговых объектов в планировочной структуре городов.

Изучить принципы функционирования разных видов торговых комплексов.

Разработать рекомендации по транспортному обслуживанию, расчету требуемой емкости и планировочной организации автостоянок крупных торговых комплексов.

Объект исследования

В соответствии с поставленной целью объектом исследования являются крупные торговые комплексы общегородского значения, расположенные изолированно от мест проживания людей, на территориях, прилегающих к границе города. В качестве объектов исследования выбраны пять действующих внегородских торговых комплексов площадью торговой зоны не менее 15 тыс. кв. метров, имеющих разную специализацию, в том числе – включающие в свой состав гипермаркет.

Научная новизна

На основе анализа истории развития и планировочной организации внегородских торговых комплексов за рубежом, опыта проектирования и эксплуатации подобных объектов на территории России, а также на основе экспериментальных исследований, в диссертации сформулированы общие принципы транспортного облуживания крупных торговых комплексов, разработана имитационная модель, отражающая принципы планировочной организации территории внегородских торговых комплексов. Детально изучены вопросы функционирования внегородских торговых комплексов, разработана методика расчета требуемой емкости приобъектных автостоянок внегородских торговых комплексов в зависимости не только от их размеров, но и от специализации.

Практическое значение

Практическое значение работы заключается в возможности использования полученных результатов при расчете требуемой емкости автостоянок внегородских торговых комплексов, определении параметров отдельных элементов транспортной инфраструктуры на территории торгового комплекса и определении интенсивности движения в зонах въезда-выезда.

Представленная методика расчета требуемой емкости автостоянок является универсальной и при дополнительных исследованиях может быть применена к любым торговым комплексам.

Методы исследования

Методы исследования определены в соответствии с решаемыми задачами и включают в себя:

обобщение практического и научного опыта;

имитационное моделирование;

натурные обследования;

создание математической модели расчета посещаемости торговых комплексов и требуемой емкости приобъектных автостоянок.

Внедрение и апробация результатов исследования

Материалы диссертации использованы при проектировании крупных внегородских торговых комплексов, расположенных на территории, прилегающей к Московской кольцевой автомобильной дороге (далее МКАД) с внешней стороны, среди которых можно выделить: торговые комплексы французской фирмы «АШАН» и «Леруа Мерлен», торговый комплекс «Твой Дом», международный торгово-выставочный комплекс «Крокус-Сити».

Результаты работы опубликованы в журнале «Архитектура и строительство Москвы» и были доложены на V-й межвузовской конференции «Актуальные проблемы экономики, управления, права».

На защиту выносятся:

материалы обследований функционирования крупных торговых комплексов на территории Московской агломерации;

требования к емкости приобъектной автостоянки современного крупного торгового комплекса.

Объем и структура работы

Диссертация состоит из введения, четырех глав, общих выводов и рекомендаций и библиографического списка. Объем диссертации - 185 листов, включая 45 рисунков и 12 таблиц.

Содержание работы

Резкое увеличение уровня автомобилизации, отстающие темпы развития улично-дорожной сети, увеличение объемов жилищного строительства привели к значительному осложнению транспортной обстановки на улицах и дорогах крупнейших городов России. Появление новых видов торговых предприятий, формирование крупнейших торговых комплексов, на территориях, прилегающих к магистральным улицам и дорогам, а также на территориях ближайшего пригорода (внегородских торговых комплексов) привело к еще большему ухудшению транспортной обстановки на прилегающих к ним участках улично-дорожной сети. Практика проектирования и эксплуатация внегородских торговых комплексов на территории, прилегающей к Москве, показала несостоятельность действующих нормативов в части расчета требуемой емкости автостоянки только в зависимости от величины торговой площади комплекса.

В первой главе диссертации проведен анализ существующего иностранного и отечественного опыта эксплуатации крупных торговых комплексов, изучена история появления и развития крупных торговых комплексов, основные принципы классификации торговых предприятий. Отдельно рассмотрены принципы организации торговли новых для территории России видов торговых комплексов, а именно – гипермаркетов.

В результате проведенного анализа установлено, что на развитие торговых предприятий оказывают влияние несколько факторов. Во-первых, изменения технологии торговли, появление новых форм торговли. Вторым источником изменений служит сам контингент потребителей. Так, быстрый рост числа личных автомобилей и увеличение уровня автомобилизации создало предпосылки для появления сверх крупных торговых предприятий на прилегающих к городам территориях.

Огромное значение на формирование и развитие торговли оказало развитие транспорта и в первую очередь – массового пассажирского транспорта, что значительно увеличило мобильность населения и привело к укрупнению объектов розничной торговли. Появились многоэтажные здания для организации оптовой торговли, широкое распространение получили универмаги. Наиболее перспективным и конкурентоспособным видом торговых предприятий стали супермаркеты.

В классификации отмечается традиционный подход в разделении торговых предприятий в зависимости от их значения в структуре розничной торговли. Классическая система классификации подразделяет все объекты розничной торговли на три уровня: местный уровень, торговые предприятия районного и общегородского значения. В последствии, с развитием торговли предприятия стали классифицировать по дополнительным признакам, таким как: виды реализуемого товара, уровень цен, местоположение, методы продажи и т.д.

Традиционно предприятия розничной торговли в отечественной практике проектирования размещались по принципу максимального приближения к потребителю. В отношении крупных торговых комплексов общегородского значения рассматривались три варианта размещения: в общегородском центре, в общественных центрах районов, в районе транспортно-пересадочных узлов. Принципы планировочной организации территории предприятий розничной торговли, архитектурные решения зданий и организации внутреннего пространства торговых комплексов широко освещены в действующих нормативных документах и достаточно хорошо изучены в более ранних трудах отечественных ученых, таких как: Шумилкин С.М., Лаптев В.А., Мудров Л.В., Тер-Восканян О.Ш., Михайлов Н.П., Максимов В.П., Емец В.В., Канунников М.Н., Голубев Г.Е., Ставничий Ю.А., Стрельников А.В., Вагаршакян Ф.Ш., Боровик Е.Н., Губина М.В., Барчугова Е.В. и др. Обднако, в отечественной практике проектирования не рассматривалась возможность размещения торговых комплексов общегородского значения на территориях, изолированных от мест проживания людей, удаленных от станций скоростных видов транспорта и пересадочных

С увеличением уровня автомобилизации, привлечением в сферу розничной торговли иностранных капиталов, уменьшением свободных территорий и повышением стоимости земли в пределах границ городов появились совершенно новые для отечественной практики градостроительства торговые объекты, а именно - внегородские торговые комплексы, наибольшее распространение среди которых получили гипермаркеты.

В классическом понимании для трехуровневой системы торговых комплексов характерно частичное перекрывание функций торговых объектов более низкого уровня торговыми комплексами более высокого уровня. Подобная ситуация совершенно не характерна для внегородских торговых комплексов, размещенных вне пешеходной доступности от мест проживания людей. Эпизодический характер посещения, изолированное расположение и значительный объем единовременных покупок объясняет тот факт, что 98% посетителей внегородских торговых комплексов прибывают на личном транспорте, что значительно отличает внегородские торговые комплексы от подобных объектов, размещенных в пределах границ городов.

Использование действующих нормативов по расчету требуемой емкости приобъектных автостоянок дает удовлетворительный результат только применительно к внутригородским торговым комплексам, в то время как для внегородских торговых комплексов полученные результаты не соответствуют реальным эксплуатационным требованиям.

Во второй главе диссертации рассмотрены принципы проектирования крупных торговых комплексов и размещения их в структуре городов, разработана имитационная модель планировочной организации территории крупных торговых комплексов, систематизированы общие принципы транспортного обслуживания крупных торговых комплексов.

@я явилось отсутствие приобъектных автостоянок требуемой емкости. Таким образом, решение вопросов транспортного обслуживания, и в первую очередь обеспечение требуемой емкости автостоянок для многих крупных торговых объектов предопределила успешность их функционирования, а также во многом предопределила возможность размещения их на той или иной территории.

Планировочная структура территории достаточно устойчива для любых крупных торговых комплексов. Таким образом, можно выделить несколько функциональных зон:

зона размещения торговых зданий;

загрузка...