Delist.ru

Разработка метода оптимального проектирования размещения сооружений для средств механизации в аэропортах (17.02.2009)

Автор: Сокольников Александр Николаевич

) начала технологической операции, проводимой для данного объекта.

) нижнего левого и верхнего правого углов прямоугольника.

Определение 4. Элементами аэропорта или просто элементами будем называть существующие элементы аэропорта, расположение которых нельзя изменять.

Граница аэропорта задается в виде ломаной линии, составленной из вертикальных и горизонтальных отрезков прямых линий.

не принадлежит полностью или частично ни одной из областей запрета:

- точка оптимума;

nz - число областей запрета, включая границу аэропорта.

и радиусом Rj:

- максимальное значение радиуса окружности;

- шаг изменения радиуса окружности (точность определения координат площадки);

- дуги, принадлежащие концентрическим окружностям:

Площадки не должны полностью или частично принадлежать ни одной из областей запрета, поэтому должны выполняться следующие условия:

, значение которого задает проектировщик.

, на которых можно найти размещение, удовлетворяющее критериям экономичности, эстетичности и гармонии с окружающей средой.

с учетом ограничений на размещение внутри областей запрета.

Для автоматизации процесса поиска допустимых решений в соответствии с изложенным выше алгоритмом была разработана программа OPLAM (Optimization of PLacing of the Areas of Mechanization). Она предназначена для построения множества вариантов размещения на территории аэропорта сооружений, расположенных на минимальном расстоянии от центра выполнения технологических операций, с учетом ограничений. Универсальное задание исходных данных позволяет использовать ее при поиске вариантов размещения любых объектов на некоторой территории, имеющей области запрета.

Программа OPLAM написана на языке Delphi и состоит из процедур ввода, генерации размещения площадки и проверки его на перекрытие одной из областей запрета.

Рис. 6. Размещение максимально приближенной к точке оптимума площадки с учетом областей запрета

В итоге разработанный метод оптимального проектирования размещения сооружений для средств механизации сводится к следующим действиям:

Определение интенсивности воздушного движения.

Выбор типов средств механизации.

Определение количества средств механизации.

Определение размеров площадей сооружений для размещения средств механизации.

Определение критериев оптимальности проектного решения.

Определение зон запрета для размещения средств механизации.

Расчет вариантов размещения сооружений с помощью программы OPLAM.

8. Выбор оптимального варианта размещения сооружений проектировщиком.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Одним из основных факторов, определяющих количество средств механизации в аэропортах, является интенсивность движения воздушных судов. В результате обработки суточных планов полетов построены диаграммы распределения взлетов и посадок в аэропортах различных классов. Определены интенсивности воздушного движения в этих аэропортах с учетом коэффициентов неравномерности. Статистический анализ взлетно-посадочных операций показал, что случайная величина прилёта воздушного судна практически вовремя имеет нормальное распределение, случайная величина задержки прилёта имеет экспоненциальное распределение. Полученные в результате статистического анализа характеристики интенсивности движения используются при расчете количества средств механизации наземного обслуживания воздушных судов и эксплуатационного содержания аэродромов.

, но и от распределения этих случайных величин в течение суток.

3. На основе исследований интенсивности воздушного движения и технологии наземного обслуживания воздушных судов разработана методика расчета средств механизации, для автоматизации которой составлена программа Mech, предназначенная для построения суточного графика обслуживания воздушных судов различными средствами механизации и определения количества машин, одновременно занятых обслуживанием в любой момент времени суток.

являются функциональные критерии безопасности, совместимости, гибкости, технологической связности; экономические критерии затрат на отчуждение территории, на строительство коммуникаций, эксплуатацию и ремонт коммуникаций.

5. Разработан метод оптимизации размещения сооружений для средств механизации в аэропорту. В настоящее время в большинстве методов многокритериальной оптимизации используется понятие относительной или сравнительной важности критериев. Важность критериев определяет лицо, принимающее решение (ЛПР). Метод оптимизации основан на «сотрудничестве» ЛПР с компьютером, выполняющим поиск допустимых вариантов размещения по разработанной программе Oplam. ЛПР выбирает окончательное решение по критериям, которые невозможно формализовать, например, экономичности, эстетичности, гармонии с окружающей средой. Метод оптимизации может быть использован при проектировании размещения сооружений для средств механизации новых аэропортов и при реконструкции существующих элементов служебно-технической территории.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ:

Сабуренкова В. А., Сокольников А. Н., Метелица А. А. Статистический анализ отклонений прилетов воздушных судов от расписания // Вестник МАДИ (ГТУ): вып. 4(11) – М.: МАДИ (ГТУ), 2007. – С. 105-108.

Сабуренкова В. А., Сокольников А. Н. Исследование интенсивности взлетно-посадочных операций в аэропортах // Проектирование, строительство и эксплуатация аэродромов: сб. науч. тр. – М.: МАДИ (ГТУ), 2007. – С. 21-33.

Сокольников А. Н. К расчету численности средств механизации для наземного обслуживания воздушных перевозок // Материалы международной научно-технической конференции «Современное состояние и инновации транспортного комплекса» 17-18 апреля 2008г. / Пермский государственный технический ун-т. – Пермь: Изд-во ПГТУ, 2008. – С. 41-45.

Сокольников А. Н. Оптимальность порождает экономию // Автомобильные дороги: № 8 – М.: Дороги, 2008. – С. 90-92.

Сокольников А. Н. Оптимизация размещения площадок и сооружений для средств механизации в аэропортах // Транспортное строительство: № 11 – М.: ЦентрТрансстройиздат, 2008. – С. 18-19.

загрузка...