Delist.ru

Методические основы территориально-пространственного развития объектов олимпийских поселений (на примере транспортной инфраструктуры олимпийских объектов г.Сочи) (16.12.2010)

Автор: Солнцев Евгений Александрович

- выполнить анализ привлекаемых ресурсов и взаимоотношений основных участников градостроительной деятельности при реализации стратегии развития градостроительных транспортных проектов;

- осуществить выбор эффективной модели морфологии городского пространства применительно к объектам олимпийского поселения на основе проведенного анализа моделей устойчивого циклического развития городов;

- разработать концептуальную модель формирования градостроительных проектов в сфере транспортной инфраструктуры;

- осуществить выбор факторов территориально-пространственного развития крупных сложных объектов олимпийских поселений и разработать интегральную оценка градостроительного риска;

- разработать методические положения по определению ценности территории и механизм управления рисками девелопмента территории, как процесса синхронизации выполнения различных взаимосвязанных проектов и ресурсов на объектах олимпийского поселения при партнерстве застройщиков-девелоперов и органов судебной власти;

- разработать организационный механизм интеграции градостроительного проекта транспортной инфраструктуры в существующую территориально-пространственную структуру с учетом задач комплексного обновления сочинского транспортного узла и факторов устойчивого развития территорий города с особыми условиями их использования.

Объектом исследования является территория городского поселения, обремененная посредством выделения зон с особыми условиями использования и развития объектов недвижимости и среды транспортной инфраструктуры.

Предмет исследования – процесс территориального планирования транспортной инфраструктуры как составной части привлекательности и устойчивости развития города.

Основные научные результаты, полученные лично автором, состоят в развитии теоретических основ пространственно-территориального градостроительного развития транспортной инфраструктуры в системе градорегулирования и разработке практических рекомендаций по выбору и определении ценности территории с учетом градостроительных рисков.

Научные результаты состоят в том, что в ходе исследования:

1. На основе анализа и систематизации научных взглядов предложены авторская трактовка «ценность территории» и «градостроительный риск» в системе градорегулирования.

2. Научно обоснованы роль и направления стратегии развития транспортной инфраструктуры олимпийского поселения с привлечением бюджетных и частных инвестиций на принципах государственно-частного партнерства.

3. Разработана классификационная модель градорегулирования объектов и сооружений транспортной инфраструктуры, которая позволила сформировать концептуальную модель реализации социально-значимых градостроительных проектов в этой сфере на примере развития олимпийского города-курорта

4. Систематизированы основные проблемы и противоречия в функционировании территориально-пространственных городских моделей, определены пути их эволюционного развития при формировании градостроительных проектов в сфере транспортной инфраструктуры и девелопмента территории с особыми условиями использования.

5. Осуществлено формирование факторного пространства с использованием неравномерно районированной модели, влияющего на градостроительную ценность территории, что позволило разработать интегральный показатель коммерческого потенциала территории.

6. Разработан интегральный метод выбора девелопера-застройщика государственного заказа по реализации комплексного градостроительного проекта транспортной инфраструктуры для олимпийского поселения.

7. Разработаны производственные и эксплуатационные модели оценки надежности государственного девелопера-застройщика и уровня риска всей системы градорегулирования территориально-пространственного развития объектов транспортной инфраструктуры.

Теоретической и методологической основой исследования являются положения общей теории систем, современные теории и фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по актуальным проблемам градостроительства, организации, содержания и управления недвижимостью, законодательные акты Российской Федерации и нормативные документы, определяющие градорегулирование и стратегию развития экономики страны. В процессе исследования использованы методы системного, логического, корреляционно-регрессионного, экономико-статистического, математического и имитационного моделирования, экспертных оценок, использованы результаты анализа управления организационным и производственным потенциалом предприятий и организаций различных форм собственности, участвующих в возведении олимпийского поселения г.Сочи.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее отдельные результаты непосредственно связаны с анализом проблем приморских портовых городов и содержат прямые рекомендации по их решению. Часть из этих предложений уже реализована в практике градорегулирования при разработке стратегической целевой Программы строительства объектов и сооружений олимпийской транспортной инфраструктуры г.Сочи.

Материалы диссертационного исследования могут представлять практическую ценность для использования их в учебном процессе в рамках курса «Городское строительство и хозяйство» и «Экспертиза и управление недвижимостью», читаемого в Московском государственном строительном университете.

Проведенное исследование может представлять практический интерес для органов власти и управления крупных и крупнейших российских городов, ученых, изучающих проблемы территориального планирования стратегии развития и обновления сложившейся застройки.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные материалы исследования были представлены в публикациях и докладах на научно-технических конференциях в 2008 и 2009 гг., на ежегодной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов Воронежского государственного архитектурно-строительного университета.

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 7 печатных работ, общим объемом 5,5 п.л., в т.ч. лично автором 3,5 п.л.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, основных выводов и предложений, списка литературных источников по теме исследования. Объем диссертации составляет 147 страниц, в том числе 17 таблиц, 16 рисунков. Список использованной литературы содержит 145 наименований научных трудов отечественных и зарубежных авторов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В главе 1 «Особенности функционирования и территориально-пространственного развития объектов градорегулирования» автор рассматривает разделы:

- анализ существующего состояния и развития инфраструктур в транспортном секторе Российской Федерации;

- анализ состояния и развития транспортной инфраструктуры олимпийских объектов г.Сочи;

- градорегулирование как основа совмещении интересов органов местного самоопределения и частных застройщиков-девелоперов на основных этапах жизненного цикла недвижимости;

- территориально-пространственные городские модели строения и эволюции как основа концептуальной модели формирования градостроительных проектов в сфере транспортной инфраструктуры.

Объекты градорегулирования — это образования, неразрывно сочетающие в себе и формы, и функции.

На уровне города, связанного с возведением олимпийских объектов, неизбежно возникает локальная функция градорегулирования.

По этой причине могут возникать два типа систем градорегулирования:

трехуровневая, когда каждому уровню соответствует свой субъект градорегулирования на муниципальном, региональном и общенациональном

унитарная, когда субъект градорегулирования муниципального уровня замещается полностью или частично субъектом градорегулирования регионального и общенационального уровней.

Морфология городского пространства - это сочетание двух неотъемлемых компонентов распределения в пространстве: 1) земельных участков с различными функциями (различным назначением); 2) плотности, интенсивности использования территории (совокупностей земельных участков в зависимости от их месторасположения).

Особенности такого сочетания автором были рассмотрены при анализе моделей Тюнена, Берджеса, Хойта, Гарриса — Ульмана, Высоковского.

Главный результат анализа состоит в том, что обнаружены два принципиально различных типа эволюционного поведения городов.

Первый тип эволюционного поведения — циклический тип развития. Это «дыхание городского организма»: вдох — структурные преобразования, выдох — количественные изменения. Дыхание — это проявление способности адаптироваться к меняющимся условиям, способности к саморазвитию. Цикличный процесс - это процесс, состоящий из периодически повторяющихся циклов, каждый из которых начинается смещением баланса сил в сторону внешних сил, а завершается поглощением внешнего внутренним — сохранением идентичности, обогащаемой внешним.

загрузка...