Методические основы территориально-пространственного развития объектов олимпийских поселений (на примере транспортной инфраструктуры олимпийских объектов г.Сочи) (16.12.2010)
Автор: Солнцев Евгений Александрович
- выполнить анализ привлекаемых ресурсов и взаимоотношений основных участников градостроительной деятельности при реализации стратегии развития градостроительных транспортных проектов; - осуществить выбор эффективной модели морфологии городского пространства применительно к объектам олимпийского поселения на основе проведенного анализа моделей устойчивого циклического развития городов; - разработать концептуальную модель формирования градостроительных проектов в сфере транспортной инфраструктуры; - осуществить выбор факторов территориально-пространственного развития крупных сложных объектов олимпийских поселений и разработать интегральную оценка градостроительного риска; - разработать методические положения по определению ценности территории и механизм управления рисками девелопмента территории, как процесса синхронизации выполнения различных взаимосвязанных проектов и ресурсов на объектах олимпийского поселения при партнерстве застройщиков-девелоперов и органов судебной власти; - разработать организационный механизм интеграции градостроительного проекта транспортной инфраструктуры в существующую территориально-пространственную структуру с учетом задач комплексного обновления сочинского транспортного узла и факторов устойчивого развития территорий города с особыми условиями их использования. Объектом исследования является территория городского поселения, обремененная посредством выделения зон с особыми условиями использования и развития объектов недвижимости и среды транспортной инфраструктуры. Предмет исследования – процесс территориального планирования транспортной инфраструктуры как составной части привлекательности и устойчивости развития города. Основные научные результаты, полученные лично автором, состоят в развитии теоретических основ пространственно-территориального градостроительного развития транспортной инфраструктуры в системе градорегулирования и разработке практических рекомендаций по выбору и определении ценности территории с учетом градостроительных рисков. Научные результаты состоят в том, что в ходе исследования: 1. На основе анализа и систематизации научных взглядов предложены авторская трактовка «ценность территории» и «градостроительный риск» в системе градорегулирования. 2. Научно обоснованы роль и направления стратегии развития транспортной инфраструктуры олимпийского поселения с привлечением бюджетных и частных инвестиций на принципах государственно-частного партнерства. 3. Разработана классификационная модель градорегулирования объектов и сооружений транспортной инфраструктуры, которая позволила сформировать концептуальную модель реализации социально-значимых градостроительных проектов в этой сфере на примере развития олимпийского города-курорта 4. Систематизированы основные проблемы и противоречия в функционировании территориально-пространственных городских моделей, определены пути их эволюционного развития при формировании градостроительных проектов в сфере транспортной инфраструктуры и девелопмента территории с особыми условиями использования. 5. Осуществлено формирование факторного пространства с использованием неравномерно районированной модели, влияющего на градостроительную ценность территории, что позволило разработать интегральный показатель коммерческого потенциала территории. 6. Разработан интегральный метод выбора девелопера-застройщика государственного заказа по реализации комплексного градостроительного проекта транспортной инфраструктуры для олимпийского поселения. 7. Разработаны производственные и эксплуатационные модели оценки надежности государственного девелопера-застройщика и уровня риска всей системы градорегулирования территориально-пространственного развития объектов транспортной инфраструктуры. Теоретической и методологической основой исследования являются положения общей теории систем, современные теории и фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по актуальным проблемам градостроительства, организации, содержания и управления недвижимостью, законодательные акты Российской Федерации и нормативные документы, определяющие градорегулирование и стратегию развития экономики страны. В процессе исследования использованы методы системного, логического, корреляционно-регрессионного, экономико-статистического, математического и имитационного моделирования, экспертных оценок, использованы результаты анализа управления организационным и производственным потенциалом предприятий и организаций различных форм собственности, участвующих в возведении олимпийского поселения г.Сочи. Практическая значимость работы заключается в том, что ее отдельные результаты непосредственно связаны с анализом проблем приморских портовых городов и содержат прямые рекомендации по их решению. Часть из этих предложений уже реализована в практике градорегулирования при разработке стратегической целевой Программы строительства объектов и сооружений олимпийской транспортной инфраструктуры г.Сочи. Материалы диссертационного исследования могут представлять практическую ценность для использования их в учебном процессе в рамках курса «Городское строительство и хозяйство» и «Экспертиза и управление недвижимостью», читаемого в Московском государственном строительном университете. Проведенное исследование может представлять практический интерес для органов власти и управления крупных и крупнейших российских городов, ученых, изучающих проблемы территориального планирования стратегии развития и обновления сложившейся застройки. Апробация и внедрение результатов исследования: Основные материалы исследования были представлены в публикациях и докладах на научно-технических конференциях в 2008 и 2009 гг., на ежегодной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 7 печатных работ, общим объемом 5,5 п.л., в т.ч. лично автором 3,5 п.л. Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, основных выводов и предложений, списка литературных источников по теме исследования. Объем диссертации составляет 147 страниц, в том числе 17 таблиц, 16 рисунков. Список использованной литературы содержит 145 наименований научных трудов отечественных и зарубежных авторов. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В главе 1 «Особенности функционирования и территориально-пространственного развития объектов градорегулирования» автор рассматривает разделы: - анализ существующего состояния и развития инфраструктур в транспортном секторе Российской Федерации; - анализ состояния и развития транспортной инфраструктуры олимпийских объектов г.Сочи; - градорегулирование как основа совмещении интересов органов местного самоопределения и частных застройщиков-девелоперов на основных этапах жизненного цикла недвижимости; - территориально-пространственные городские модели строения и эволюции как основа концептуальной модели формирования градостроительных проектов в сфере транспортной инфраструктуры. Объекты градорегулирования — это образования, неразрывно сочетающие в себе и формы, и функции. На уровне города, связанного с возведением олимпийских объектов, неизбежно возникает локальная функция градорегулирования. По этой причине могут возникать два типа систем градорегулирования: трехуровневая, когда каждому уровню соответствует свой субъект градорегулирования на муниципальном, региональном и общенациональном унитарная, когда субъект градорегулирования муниципального уровня замещается полностью или частично субъектом градорегулирования регионального и общенационального уровней. Морфология городского пространства - это сочетание двух неотъемлемых компонентов распределения в пространстве: 1) земельных участков с различными функциями (различным назначением); 2) плотности, интенсивности использования территории (совокупностей земельных участков в зависимости от их месторасположения). Особенности такого сочетания автором были рассмотрены при анализе моделей Тюнена, Берджеса, Хойта, Гарриса — Ульмана, Высоковского. Главный результат анализа состоит в том, что обнаружены два принципиально различных типа эволюционного поведения городов. Первый тип эволюционного поведения — циклический тип развития. Это «дыхание городского организма»: вдох — структурные преобразования, выдох — количественные изменения. Дыхание — это проявление способности адаптироваться к меняющимся условиям, способности к саморазвитию. Цикличный процесс - это процесс, состоящий из периодически повторяющихся циклов, каждый из которых начинается смещением баланса сил в сторону внешних сил, а завершается поглощением внешнего внутренним — сохранением идентичности, обогащаемой внешним. |