Методические основы территориально-пространственного развития объектов олимпийских поселений (на примере транспортной инфраструктуры олимпийских объектов г.Сочи) (16.12.2010)
Автор: Солнцев Евгений Александрович
СОЛНЦЕВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТОВ ОЛИМПИЙСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ (на примере транспортной инфраструктуры олимпийских объектов г.Сочи) Специальность: 05.23.22 - «Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов» АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Москва - 2010 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московском государственном строительном университете Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Грабовый Петр Григорьевич Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор Шукуров Ильхом Садриевич кандидат архитектурных наук, профессор Волчок Юрий Павлович Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет Защита состоится 16 декабря 2010 года в 14 часов в на заседании диссертационного совета Д.212.138.09 при ГОУ ВПО Московском государственном строительном университете по адресу: 129337,г. Москва, Ярославское шоссе, д.26., ауд. № 601 «г». С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО Московского государственного строительного университета по адресу: 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26. Автореферат разослан «_____» _____________ 2010 г. Ученый секретарь диссертационного совета Ляпин А.В. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Важнейшим условием успешного экономического и социального развития городских поселений олимпийского назначения является эффективность архитектурно-планировочной организации селитебной территории, обоснованное градостроительное проектирование и оценка градостроительных рисков по рациональному размещению совокупности различных типов объектов в виде ограничений по функционированию недвижимости, устанавливаемых посредством выделения зон с особыми условиями использования территорий. Необходимость научной разработки проблемы территориального планирования развития крупных сложных объектов олимпийских поселений состоит в том, что при наличии органов власти всех трех уровней управления – объекты федерального, регионального и местного значения, необходимо найти рациональное сочетание различий через определение основных факторных составляющих по реализации градостроительных проектов: 1) политико-административной; 2) технической; 3) бюджетной. Применительно к объектам олимпийских поселений важным является такая область деятельности, как градорегулирование, прежде всего позиции гарантий прав и пределов свободы по дальнейшему использованию объектов недвижимости. Градорегулирование - это система, обеспечивающая создание правовой основы и информационных условий для градостроительной деятельности с разработкой механизма контроля за реализацией программы территориально-пространственного развития комплекса объектов недвижимости, в том числе олимпийских поселений реализуемого органами власти всех трех уровней управления и застройщиками (частными инвесторами). Для объектов олимпийских поселений, помимо политико-административной группы факторов, которая определяет престиж и имидж страны, важное место занимает «связка» технологической и бюджетной составляющих, т.е. технологические характеристики определенных объектов (например, линейные объекты инфраструктурного транспортного обеспечения, пропускная способность основных спортивных сооружений и т.д.) увязываются с устойчивым развитием территории и со способностью и объемом их «нагрузки на бюджет», обязанностью соответствующих субъектов бюджетного процесса (субъектов различных уровней публичной власти) нести эту нагрузку путем выделения соответствующих средств и обеспечение необходимыми ресурсами строительства соответствующих объектов олимпийских поселений. При этом в данном исследовании под устойчивым развитием территорий с комплексом, объектов и сооружений, входящих в олимпийское поселение, при осуществлении градостроительной деятельности автор понимает обеспечение необходимой безопасности, охраны и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной, коммерческой и иной деятельности на окружающую среду и рационального использования природных и бюджетных ресурсов (ресурсосбережении) в интересах настоящего и будущего поколений. В условиях рынка недвижимости город «ведет себя» подобно живому организму: на всем протяжении его развития основополагающая форма сохраняется, но параметры могут меняться. Это базовая закономерность имеет право быть методологическим ориентиром и гипотезой в данном исследовании. Как показали исследования, городское территориальное пространство большинства российских городов значительно отличается от той, которую можно наблюдать в городах развитых стран. Там действуют экономические механизмы рыночного регулирования и поэтому наиболее активно и интенсивно используется дорогая земля центра. Типичный российский город, напротив, представляет собой «недоиспользованный центр» и «парад» многоэтажных новостроек на окраинах. Административные решения вместо повышения интенсивности использования имеющихся территорий приводили к формированию нелогичной с точки зрения основных градостроительных законов структуры. Так, например, дорожная инфраструктура оказалась не в состоянии обеспечить возросший поток транспорта. Непропорциональное размещение основных масс населения на окраинах, а основных мест приложения труда в срединных и центральных зонах города создает избыточное транспортное перемещение и избыточное временные затраты на такие перемещения, что негативно сказывается на экономике города, его экологии и психологическом состоянии его жителей. В новых экономических и политических условиях с провозглашением поселений в соответствии с правовой базой страны самоуправляющимися территориями, город становится равноправным партнером во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами и государственными органами (федеральными и субъектами федерации). Он вправе самостоятельно заниматься территориальным планированием и упорядочением административных и иных границ; рассчитывать на компенсацию за нанесенный ущерб, причиняемого ему деятельностью предприятий и организаций или управляющих структур, которые представляют определенную опасность жизнедеятельности его жителей. Обладая главным ресурсом – муниципальными землями, город получает реальный инструмент для отстаивания своих интересов на основе эффективного территориально-пространственного планирования развития своей территории землепользования и застройки. В трудах ведущих ученых страны, к которым следует отнести работы А.А.Высоковского, В.Ф.Касьянова, О.К.Кудрявцева, Г.М.Лаппо, Г.А.Малояна, Т.Г.Маклаковой, В.Д.Могилевского, Л.И.Павловой, В.С.Румянцева, Э.К.Трутнева, Б.Л.Шмульяна, Е.В.Щербины, В.Н. Хлыстуна, А.Я.Якобсона и др., нашли отражение многие аспекты развития городских и иных поселений. В представляемой автором постановке эффективность организации городских зон с особыми условиями землепользований мало исследовалась. В связи с этим повышается актуальность научной разработки проблемы, посвященной совершенствованию методов и подходов к территориально-пространственному планированию организационных и инфраструктурных основ устойчивого развития олимпийских поселений. Цель диссертационной работы заключается в разработке и обосновании методического положения территориально-пространственного развития объектов олимпийских поселений, способствующего решению одной из важных градостроительных проблем стратегического приоритета – создание современной транспортной инфраструктуры на примере города-курорта Сочи и превращение его в устойчивый высокоэффективный деловой, спортивный и туристический центр мирового уровня. Реализация поставленной цели предопределила необходимость решения следующих задач: - раскрыть сущность и отличительные особенности взаимодействия системы градорегулирования и градостроительной деятельности с основными компонентами инфраструктуры рынка недвижимости и используемые организационные инструменты; - выполнить анализ существующего состояния и развития инфраструктур в транспортном секторе России и задач по градостроительной деятельности применительно к объектам олимпийских поселений; |