Эффективные технологические параметры компенсационного нагшнетания в тоннелестроении (16.11.2010)
Автор: Кравченко Виктор Валерьевич
Эффективные технологические параметры компенсационного нагнетания в тоннелестроении 05.23.11 – Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Москва 2010 Работа выполнена в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) на кафедре мостов и транспортных тоннелей. Научный руководитель: кандидат технических наук, профессор Маковский Лев Вениаминович Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор Шилин Андрей Александрович кандидат технических наук, Конюхов Дмитрий Сергеевич Ведущая организация: НПО «Космос» Защита диссертации состоится 16 декабря 2010 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.126.02 ВАК РФ при Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) по адресу: 125319, г. Москва, Ленинградский проспект, 64, ауд. 42. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). Отзывы на автореферат в двух экземплярах с подписью, заверенные печатью, просим направлять в адрес диссертационного совета. Копию отзыва просим присылать по e-mail: uchsovet@madi.ru Телефон для справок 8 (499) 155 - 93 - 24. Автореферат разослан «15» ноября 2010 года. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат технических наук, профессор Борисюк Н.В. ОбщАЯ характеристика работы Актуальность работы. Актуальность диссертационной работы обусловлена увеличением объемов подземного строительства в сложных градостроительных и инженерно-геологических условиях, требующих применения специальных мер по улучшению физико-механических свойств грунтов основания и минимизации нарушений зданий и сооружений. Среди таких мер особое место занимает укрепление грунтового массива методом компенсационного нагнетания. Высокая эффективность этой технологии, подтвержденная практикой подземного строительства, способствует расширению сферы ее применения в крупных городах России. Однако вопросы по применению данной технологии в отечественной практике тоннелестроения изучены недостаточно, теоретические и экспериментальные исследования не проводились. В связи с этим, в настоящее время такие исследования являются весьма актуальными. Цель и задачи диссертации. Цель диссертации – установление эффективных технологических параметров компенсационного нагнетания. Для этого должны быть определены: размеры зоны нагнетания, положение этой зоны относительно вертикальной оси тоннеля, шаг инъекционных скважин, давление нагнетания, состав строительного раствора, величина объемного расширения скважины компенсационного нагнетания, необходимая для «поднятия» сооружения и др. В соответствии с поставленной целью определены задачи исследований: анализ существующего опыта применения метода компенсационного нагнетания; разработка пространственных конечно-элементных моделей системы, включающей в себя грунтовый массив, зону компенсационного нагнетания, строящийся тоннель и защищаемое сооружение (в дальнейшем, «тоннель-укрепление-массив»); проведение численных экспериментов для выявления НДС системы «тоннель-укрепление-массив»; обработка и анализ экспериментальных исследований; учет результатов экспериментальных исследований для корректировки теоретических исследований; разработка методики определения основных параметров компенсационного нагнетания. Методика исследований. Методы исследований предусматривают комплексный подход, включающий научный анализ, обоснование и обобщение материалов по вопросам применения технологии компенсационного нагнетания в тоннелестроении с целью снижения осадок зданий и сооружений В теоретических исследованиях использовано математическое моделирование на основе метода конечных элементов (МКЭ). Разработаны численные плоские и пространственные конечно-элементные модели для расчета системы «тоннель-укрепление-массив». ), Делфт, Нидерланды, в Кембриджском университете (Cambridge University), Кембридж, Англия, в Университете La Sapienza (La Sapienza University of Rome), Рим, Италия, в Роял Хасконинг (Royal Haskoning), Неймеген, Голландия. |