Delist.ru

нормирование маршрутного ресурса шин городских автобусов в эксплуатации (16.10.2009)

Автор: Сидельников Геннадий Васильевич

1 – средняя длина перегона; 2 – скорость сообщения; 3 - удельное число поворотов; 4 - коэффициент использования пассажировместимости,

5 – средняя плотность транспортного потока; 6 - конструкционные, технологические, производственные и природно-климатические факторы

Суммарное влияние факторов условий эксплуатации составляет 27%. Остальное влияние (73%) на ресурс шины 11/70R-22,5 городского автобуса ЛиАЗ-5256.25 оказывают конструкционные, технологические, производственные и природно-климатические факторы.

Следует отметить, что построенная регрессионная модель маршрутного ресурса шин городского автобуса ЛиАЗ-5256.25 с высокой точностью подтвердила результаты экспертизы. По оценкам экспертов влияние факторов условий эксплуатации на ресурс шин оценивается в 20%, а модель

оценивает это влияние в 27%.

Исследование полученной регрессионной модели маршрутного ресурса шин городского автобуса ЛиАЗ-5256.25 на главных компонентах с помощью коэффициента эластичности показало, что среди факторов условий эксплуатации по отношению к маршрутному пробегу шины до списания наибольшей эластичностью обладает коэффициент использования пассажировместимости. При изменении его на 1% маршрутный ресурс шины городского автобуса ЛиАЗ-5256.25 изменяется на 0,12%. Далее по эластичности идут – средняя плотность транспортного потока на маршруте – 0,054%, средняя длина перегона – 0,028%, скорость сообщения – 0,02% и удельное число поворотов на маршруте – 0,006%.

С использованием полученной регрессионной модели маршрутного ресурса шин городских автобусов (формула 13) была разработана методика нормирования маршрутного ресурса шин городских автобусов.

Результаты опытного внедрения «Методики…» в условиях филиала «16 автобусный парк» ГУП «Мосгортранс» в 2007 году показали, что фактический средний маршрутный ресурс шин автобусов ЛиАЗ с АБС составил 86960 км (рис. 5).

Таким образом, в среднем при интервальном нормировании увеличение ресурса шин для условий филиала «16 автобусный парк» ГУП «Мосгортранс» составило 15%.

Следовательно, если объективно учитывать факторы условий эксплуатации при нормировании маршрутного ресурса шин, то эксплуатационные расходы автобусного парка по статье «ремонт и восстановление шин» снизятся до (1,17-2,3)% от общей суммы эксплуатационных расходов. В условиях филиала «16 автобусный парк» ГУП «Мосгортранс» это даст экономию около 1,7 млн. руб. в год.

В целом по автобусным паркам ГУП «Мосгортранс» это приведет к экономии затрат на ремонт и восстановление шин в размере 30,6 млн. руб. в год.

Рис. 5. Гистограмма и соответствующая ей теоретическая кривая распределения маршрутного ресурса шин автобуса Лиаз-5256.25 с АБС для условий филиала «16 автобусный парк» ГУП «Мосгортранс»

Основные результаты и выводы

1. Решена важная научная и практическая задача, связанная с нормированием маршрутного ресурса шин городских автобусов в эксплуатации на основе отчетной статистической информации с использованием математического аппарата компонентного анализа.

3. Разработан теоретически и практически апробирован методический подход к определению и нормированию маршрутного ресурса шины городского автобуса в эксплуатации.

4. При однофакторном регрессионном анализе было установлено, что наиболее значимыми факторами, влияющими на ресурс шин городских автобусов, являются средняя длина перегона, скорость сообщения, средняя эксплуатационная скорость, коэффициент использования пассажировместимости, удельное число поворотов на маршруте и средняя плотность транспортного потока. При этом по каждому предварительно отобранному параметру были построены и проанализированы модели линейного, логарифмического, полиномиального, степенного и экспоненциального вида.

5. Анализ построенной многофакторной модели ресурса шин 11/70R-22,5 автобуса ЛиАЗ-5256.25 без АБС на главных компонентах показал, что она является адекватной исследуемому процессу (средняя ошибка аппроксимации составляет 5,03%) и исходным данным (коэффициент детерминации равен 0,77, а критерий Фишера – 7,798, что больше его табличного значения, равного 2,66). При этом доминирующее влияние на ресурс шины из факторов условий эксплуатации оказывает скорость сообщения – 12%, далее идут коэффициент использования пассажировместимости – 8%, средняя плотность транспортного потока – 4%, средняя длина перегона – 2% и удельное число поворотов – 1%.

6. Суммарное влияние факторов условий эксплуатации составляет 27%. Остальное влияние (73%) на ресурс шины 11/70R-22,5 городского автобуса ЛиАЗ-5256.25 без АБС оказывают конструкционные, технологические, производственные и природно-климатические факторы. Следует отметить, что построенная регрессионная модель маршрутного ресурса шин городского автобуса ЛиАЗ-5256.25 без АБС с высокой точность подтвердила результаты экспертизы. По оценкам экспертов, влияние факторов условий эксплуатации на ресурс шин оценивается в 20%.

7. С учетом результатов теоретических и экспериментальных исследований разработана методика нормирования маршрутного ресурса шин городских автобусов в условиях ГУП «Мосгортранс», позволяющая решать конкретные практические задачи нормирования ресурса шин в условиях автобусных парков ГУП «Мосгортранс». Анализ результатов нормирования, выполненные по этой «Методике…», показывает, что расчетное среднее максимальное значение нормативного ресурса шины 11/70R-22,5 городских автобусов ЛиАЗ без АБС и с АБС для условий филиалов «14 автобусный парк» и «16 автобусный парк» ГУП «Мосгортранс» составляет 59938 км и 73938 км соответственно. Результаты опытного внедрения «Методики…» в условиях филиала «16 автобусный парк» ГУП «Мосгортранс» в 2007 году показали, что фактический средний маршрутный ресурс шин составил 86960 км. Таким образом, в среднем при интервальном нормировании увеличение ресурса шин для условий филиала «16 автобусный парк» ГУП «Мосгортранс» составило 15%. Это даст сокращение затрат на ремонт и восстановление шин по автобусным паркам ГУП «Мосгортранс» на 30,6 млн. руб. в год.

Положения диссертации опубликованы в научных трудах:

1. В изданиях из Перечня ВАК РФ

1. Исмаилов Р.И., Максимов В.А., Сидельников Г.В. Методика нормирования маршрутного ресурса шин городских автобусов. Автотранспортное предприятие. №4, - М., 2007. С. 35-38.

2. Исмаилов Р.И., Максимов В.А., Сидельников Г.В. Методический подход к определению и нормированию маршрутного ресурса шин городских автобусов в эксплуатации. Автотранспортное предприятие. №8. – М., 2008. с. 51-54.

3. Исмаилов Р.И., Максимов В.А., Сидельников Г.В. Объекты инновационной деятельности на уровне автобусного автотранспортного предприятия. Автотранспортное предприятие. №7. – М., 2008. с. 49-53.

II. Учебном пособии

4. Особенности эксплуатации шин в условиях автобусных парков ГУП «МОСГОРТРАНС»: учебное пособие/ Исмаилов Р.И., Максимов В.А., Сарбаев В.И., Сидельников Г.В. / Под ред. д.т.н., проф. Максимова В.А. и д.т.н., проф. Сарбаева В.И. - М.: МАДИ-ГТУ., 2008. 98 с.

III. Основные научные статьи

5. Классификация факторов, влияющих на ресурс шин городских автобусов в эксплуатации /Сидельников Г.В., Максимов В.А. Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет). - М., 2007 г. 6 с. - Библиогр. 2 назв. - Рус. деп. в ВИНИТИ 23.03.07г. №290--В 2007.

6. Максимов В.А., Сидельников Г.В. Оценка эксплуатационной надежности линейных автобусов в условиях филиала «16 автобусный парк» ГУП «Мосгортранс». В кн.: Актуальные проблемы управления качеством производства и эксплуатации автотранспортных средств. Материалы Х1 Международной научно-практической конференции 24-26 июня 2006г. - Владимир, 2006. – с.155-158.

7. Максимов В.А., Сидельников Г.В. Современное состояние и проблемы филиала «16 автобусный парк» ГУП «Мосгортранс». Материалы 64-ой научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ-ГТУ. Секция: Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта. - М.: МАДИ (ГТУ), 2006. – с. 223-228.

8. Построение и анализ многофакторной модели маршрутного ресурса шин городских автобусов на главных компонентах /Сидельников Г.В., Максимов В.А. Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет). - М., 2007г. 7 с. - Библиогр. 5 назв. - Рус. деп. в ВИНИТИ 23.03.07г. №288-В 2007.

9. Построение и анализ однофакторных моделей маршрутного ресурса шин городских автобусов/Сидельников Г.В., Максимов В.А. Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет). - М., 2007г. 13 с. - Библиогр. 2 назв. - Рус. деп. в ВИНИТИ 23.03.07г. №289--В 2007.

10. Сидельников Г.В., Максимов В.А. Методический подход и оценка эффективности работы автобусного АТП. Материалы 65-ой научно-методической и научно-исследова-тельской конференции МАДИ-ГТУ. Секция Проблем ТЭ и автосервиса ПС АТ. М.: МАДИ (ГТУ), 2007. – с. 200-206.

11. Сидельников Г.В., Максимов В.А. Методический подход к нормированию ресурса шин городских автобусов в эксплуатации. Материалы 67-ой научно-методической и научно-исследова-тельской конференции МАДИ-ГТУ. Секция Проблем ТЭ и автосервиса ПС АТ. М.: МАДИ (ГТУ), 2009. – с. 76-78.

12. Сидельников Г.В., Максимов В.А., Сарбаев В.И. К вопросу оценки эффективности функционирования автобусного автотранспортного предприятия. Сборник научных докладов международной конференции. – М.: МГИУ, 2006. С .659-664.

Анализ состояния вопроса

Цель и задачи исследования

Экспериментальные исследования

Теоретические

исследования

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8