Delist.ru

нормирование маршрутного ресурса шин городских автобусов в эксплуатации (16.10.2009)

Автор: Сидельников Геннадий Васильевич

Значимой считалась компонента, имеющая собственное число больше единицы.

В третьей главе представлены общая и частные методики проведения экспериментальных исследований, включающие в себя следующие этапы:

первый - разработка общей и частных методик проведения эксперимента с учетом анализа литературных источников, НИР и передового опыта по вопросам исследования факторов, влияющих на ресурс шин городских автобусов в эксплуатации;

второй - выбор полигона проведения исследований, сбор и предварительная обработка статистического материала по факторам, влияющим на ресурс шин городских автобусов в условиях функционирования автоматизированной системы контроля проезда;

третий – исследование факторов, влияющих на ресурс шин городских автобусов в условиях ГУП «Мосгортранс», и разработка на этой основе однофакторных и многофакторных регресионных моделей;

четвертый - проверка работоспособности полученных регрессионных моделей для условий ГУП «Мосгортранс» и разработка методики априорного ранжирования факторов, влияющих на ресурс шин городских автобусов в эксплуатации, и методики нормирования ресурса шин городских автобусов с учетом сложности маршрута движения;

пятый - нормирование ресурса шин городских автобусов с учетом сложности маршрута движения.

В качестве полигона эксперимента были выбраны производственные условия и маршрутная сеть двух автобусных парков города Москвы, в частности, 14 и 16 автобусных парков ГУП «Мосгортранс» (св. 50 маршрутов и св. 600 автобусов), поскольку указанные предприятия являются типовыми и стабильно работающими на протяжении ряда лет.

При построении регрессионной модели маршрутного ресурса шины городского автобуса в эксплуатации на главных компонентах были решены следующие задачи:

предварительный выбор и классификация факторов;

сбор и анализ статистического материала по выбранным факторам;

отбор наиболее значимых факторов;

построение главных компонент и выбор наиболее значимых из них;

построение регрессионной модели маршрутного ресурса шины городского автобуса на главных компонентах.

Анализ статистического материала, используемого при построении модели маршрутного ресурса шины городского автобуса в эксплуатации на главных компонентах, осуществлялся по стандартным методикам.

Построение главных компонент осуществлялось по стандартным программам математической статистики для ПЭВМ - SPSS 11.0.

Поскольку исходные факторы имеют разную размерность или являются безразмерными величинами, то при обработке определялись их стандартизованные значения:

- среднее квадратическое отклонение i-го признака.

В четвертой главе приведены обобщенные результаты теоретических и экспериментальных исследований.

Анализ результатов исследований в основном подтвердил значимость выбранных на предварительном этапе факторов (табл. 2).

Для оценки комплексного влияния факторов на ресурс шин городских автобусов ЛиАЗ была построена и проанализирована регрессионная модель

ресурса шины 11/70R-22,5 на главных компонентах. При этом в начале были

определены главные компоненты и из них выбраны три (V1, V2 и V3) наиболее значимые (формулы 9-11).

Таблица 2

Коэффициенты парной корреляции факторов, влияющих на ресурс шин городских автобусов ЛиАЗ

-0,670 -0,286 -0,281 -0,025 0,677 1,00 -0,333

Vc 0,781 0,896 0,717 -,127 -0,343 -0,333 1,00

Далее была построена регрессионная модель маршрутного ресурса шин на главных компонентах, имеющая следующий вид:

Затем был осуществлен переход с использованием формул 8-11 от модели на главных компонентах (формула 12) к модели на исходных факторах (формула 13):

- средняя плотность транспортного потока, авт.\100м.

Анализ статистических характеристик полученной регрессионной модели (табл. 3) говорит о том, что она является адекватной исследуемому

процессу и исследуемым исходным данным.

Таблица 3

Статистические характеристики регрессионной модели маршрутного ресурса шин городского автобуса на главных компонентах

Коэффи-циент множест-венной корреляции Коэффи-циент

детерми-нации Критерий

Фишера Табличное значение критерия Фишера Средняя ошибка аппрокси-мации,

0,877 0,77 7,798 2,66 5,03

Анализ многофакторной регрессионной модели ресурса шин 11/70R-22,5 автобуса ЛиАЗ-5256.25 на главных компонентах показал (рис. 4), что доминирующее влияние на ресурс шины из факторов условий эксплуатации оказывает скорость сообщения – 12%, далее идут коэффициент использования пассажировместимости – 8%, средняя плотность транспортного потока – 4%, средняя длина перегона – 2%, и удельное число поворотов – 1%.

Рис. 4. Влияние факторов на ресурс шины 11/70R-22,5 автобуса ЛиАЗ-5256.25:

загрузка...