Delist.ru

Повышение эффективности функционирования предприятий технического сервиса автомобилей (на примере участка приемки-выдачи) (16.05.2008)

Автор: Ахмеджанов Ринат Шамильевич

При формировании алгоритма расчета математической модели в основу было положено то, что необходимо обеспечить возможность варьировать как можно большим количеством параметров, провести расчет и сформировать вывод расчетных данных для возможно большего количества выходных параметров и подготовить выходные массивы в виде таблиц и графиков с удобным прочтением и в тоже время с плотной подачей материала. В связи с этим был найден вариант формирования 3-х мерных графиков, при котором охватываются 3 задающих параметра – исходное количество постов ТО-Р на ПТС, степень насыщения постов приемки диагностическим оборудованием и организация приемки (сценарии развития насыщения диагностическим оборудованием) и, наконец, количество этих постов приемки.

Выходным параметром этих 3D графиков являются различные расчетные величины (4-я размерность отображаемого массива данных), в связи с чем принято решение для каждого количества постов приемки выдавать свою отдельную расчетную поверхность и на одних осях помещать поверхности, построенные для различного количества постов приемки.

Оптимизация расчетов проводилась по критерию экономической эффективности - максимуму целевой функции, представляющей собой интегральную

оценку рассматриваемых сочетаний 3-х главных задающих переменных.

Созданная модель дает возможность сравнивать различные варианты организации ПТС по значениям целевой функции. Также рассматривается разница по иным расчетным характеристикам системы массового обслуживания: параметр потока заявок, количество постов ТО-Р, среднее время обслуживания заявки и т.д.

Известно, что существует 2 основных направления повышения доходов: экстенсивное развитие (расширение производственных площадей) и интенсивное

развитие (переоснащение, модернизация существующих площадей).

Проведенный с учетом вышесказанного анализ позволил нам определить соотношения вариантов расчетов, проводимых по математической модели, и охватываемых случаев развития ПТС – структура формирования случаев (нумерованные стрелки) представлена на рис. 4.

В ходе исследования различных организационных схем приемки и диагностирования автомобиля, сочетаний оборудования, которое может быть рекомендовано к установке на таких постах, было сформировано решение провести расчеты по 3-м стратегиям функционального изменения характеристик постов, а именно:

«Одноступенчатая стратегия» - пост приемки-диагностирования, на котором проводится оформление заказа, внесение информации о клиенте и автомобиле в базу данных ПТС. При такой форме организации приемки опытный приемщик до определенной степени достоверности уточняет объем, спектр необходимых ремонтных работ путем опроса клиента, а также проведения тест-драйва, и выявляет необходимость проведения дополнительных ремонтных работ.

При «двухступенчатой стратегии» в добавление к указанному выше на первом шаге используется подъемник, а на втором – проводиться проверка не только на подъемнике, но и при помощи сканера, позволяющего выявлять и конкретизировать неисправности автомобиля в электронных блоках управления.

При «многоступенчатой стратегии» было принято 8 шагов последовательного наращивания оснащения постов приемки диагностическим оборудованием, добавляя на каждом шагу по отношению к уже существующему на предыдущем: 1) подъемник, 2) тестер суммарного схождения, 3) тестер проверки подвески и амортизаторов, 4) роликовый тормозной стенд, 5) сканер, 6) люфт-детектор, 7) газоанализатор/дымомер, 8) тестер проверки и регулировки фар.

Формирование основных результатов расчета по целевой функции для различных сочетаний исходных данных представлено на рис. 5 и рис. 6.

Для проверки результатов расчетов, проведенных по аналитической математической модели, описывающей функционирование ПТС как СМО со специфическими взаимосвязями между рассматриваемыми выделенными двумя каналами обслуживания, была создана имитационная модель. С помощью этой программной модели было проведено исследование на сравнимость результатов

расчетов эффективности работы моделируемой ПТС.

Исследование показало, что заложенный во второй главе подход к формированию логики построения математического аппарата, составляющего аналитическую математическую модель для данной работы, был правильным.

Сравнение экономических характеристик, рассчитанных обоими путями, показало, что по всему полю изменения входных параметров при задании простейших потоков поступления заявок и обслуживания различие не превышает 2%, а при задании иных вариантов законов распределения вероятностей, описывающих используемые случайные величины, разница аналитического и имитационного расчетов укладывается в коридор ±4%. В связи с этим можно сделать вывод, что комплексный расчет, проводимый по аналитической модели по широкому полю изменения входных базовых переменных, может быть признан достоверным и полученные результаты могут использоваться для реальных проектов, а разработанная методика может использоваться для проведения расчетов с данными, специфическими для каждых конкретных моделей автомобилей и для отдельных ПТС.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

В условиях динамично растущего парка автомобилей и быстро развивающегося рынка услуг автосервиса, нехватки производственных площадей, особенно в крупных городах, возникает необходимость для предприятий технического сервиса в изменении и обновлении подходов к обслуживанию с тем, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым как заводами–изготовителями, так и потребителями. В связи с этим, одним из важных направлений повышения эффективности функционирования ПТС является совершенствование процесса приемки-выдачи автомобилей.

В результате проведения теоретических исследований разработана мате-

матическая модель, позволяющая осуществлять расчет экономической эффективности функционирования ПТС как комплекса, состоящего из отдельных взаимовлияющих систем массового обслуживания, представляющих собой отдельный канал обслуживания по работам ТО-Р и отдельный канал – по проведению первичного диагностирования автомобилей.

3. Разработана методика, позволяющая обоснованно сформировать практические рекомендации для ПТС по организации участка приемки-выдачи, отражающие количество данных постов, их оснащенность и функциональный спектр выполняемых работ.

4. Доказано, что оснащение ПТС дополнительными постами приемки-диагностики становится экономически выгодным только с определенного количества исходных постов в зависимости от возможностей ПТС по единовременному вкладыванию средств в развитие и степень оснащения постов.

5. В случае недозагрузки постов ТО-Р существующего ПТС создание дополнительного поста приемки с диагностикой дает возможность привлекать клиентов и насыщать заявки большим объемом работ и тем самым повысить эффективность работы ПТС в целом. В этом случае оптимальное количество постов ТО-Р на один пост приемки-диагностики находиться в пределах от 7 до 12;

Практическое внедрение результатов расчетов при оценке путей технической модернизации участка приемки на действующем ПТС позволит увеличить прибыль до 8% от существующей за счет дополнительных объемов работ и более совершенной организации производства.

Дальнейшие исследования целесообразно проводить в направлении изучения влияния человеческого фактора при оказании услуг ТО-Р с выработкой рекомендаций для ПТС.

Основные положения диссертационной работы отражены в следующих публикациях:

В изданиях по перечню ВАК:

Ахмеджанов Р. Ш., Ременцов А. Н. Многофакторный анализ уровня обслуживания автомобилей на ПТС. // Вестник МАДИ (ГТУ). – Вып. №3. – М, 2007. – С. 33-39.

Ахмеджанов Р. Ш., Ременцов А. Н. Процесс приемки-выдачи автомобилей на предприятиях технического сервиса. Маркетинговый аспект. // Автотранспортное предприятие. - №2. – М., 2008. –С. 48-51.

В прочих изданиях:

Ременцов А. Н., Ахмеджанов Р. Ш. Логистический подход к процессу приёмки автомобилей на предприятиях технического сервиса. // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта: – Сб. науч. тр. МАДИ (ГТУ). - М., 2006. – С. 48-55.

Ахмеджанов Р.Ш. Взгляд со стороны на развитие автобизнеса в России. // Автомобиль и Сервис (АБС-авто). - №8. – 2006. – С. 59-58.

Ременцов А. Н., Ахмеджанов Р. Ш. Некоторые подходы к оптимизации производственных процессов на ПТС (на примере процесса приемки-выдачи автомобилей). // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта: – Сб. науч. тр. МАДИ (ГТУ). - М., 2007. – С. 207-218.

Формирование подходов к построению модели функционирования станции технического обслуживания автомобилей с постами приемки, оснащенными средствами диагностирования / Егоров В.А., Ременцов А.Н., Ахмеджанов Р.Ш. Московский, автом.-дорожн. ин-т (госуд. техн. ун-т). - М., 2007. - 24 с.:ил. - Рус. -Депонир. в ВИНИТИ. 26.12.07, №1245-В2007.

Определение целевой функции оптимизации потерь, связанных с типом организации зоны приемки с диагностированием на станции технического обслуживания автомобилей / Егоров В.А., Ременцов А.Н., Ахмеджанов Р.Ш. Московский, автом.-дорожн. ин-т (госуд. техн. ун-т). -М., 2007. - 27 с.:ил. - Библ. 1 наим. - Рус. - Депонир. в ВИНИТИ. 26.12.07, №1246-В2007.

Оценка эффективности организации постов приемки с диагностикой на станции технического обслуживания автомобилей / Егоров В.А., Ременцов А.Н., Ахмеджанов Р.Ш. Московский, автом.-дорожн. ин-т (госуд. техн. ун-т). -М., 2007. - 46 с.:ил. - Библ. 2 наим. - Рус. - Депонир. в ВИНИТИ. 26.12.07, №1247-B2007.

Опыт построения имитационной модели, описывающей функционирование станции технического обслуживания автомобилей как сложной системы массового обслуживания / Егоров В.А., Ременцов А.Н., Ахмеджанов Р.Ш. Московский, автом.-дорожн. ин-т (госуд. техн. ун-т). -М., 2007. - 25 с-ил. - Библ. 3 наим. - Рус. - Депонир. в ВИНИТИ. 26.12.07, 1248 – В2007.

Егоров В А., Ременцов А.Н., Ахмеджанов Р.Ш. Опыт сравнения результатов расчетов по имитационной и аналитическим моделям, описывающим функционирование предприятия технического сервиса автомобилей как сложной системы массового обслуживания. // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта: - Сб. науч. тр. МАДИ (ГТУ). - М., 2008. – С. 115-121.

Ахмеджанов Р.Ш., Ременцов А.Н., Егоров В А. К вопросу применения постов приемки с первичным диагностированием автомобилей на ПТС. // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта: - Сб. науч. тр. МАДИ (ГТУ), М., 2008. – С. 122-129.

загрузка...