Delist.ru

Повышение эффективности функционирования предприятий технического сервиса автомобилей (на примере участка приемки-выдачи) (16.05.2008)

Автор: Ахмеджанов Ринат Шамильевич

Предметом исследования являются методы организации производственных процессов на ПТС.

Научная новизна:

впервые эффективность функционирования ПТС определяется на основе оценки совокупности отдельно функционирующих и взаимовлияющих систем массового обслуживания;

выявлены и научно обоснованы различные формы приемки автомобилей в ремонт, доказано их влияние на пропускную способность ПТС с различным количеством рабочих постов;

установлена закономерность предпочтений владельцев автомобилей по отношению к конкретным ПТС в зависимости от уровня обслуживания.

Практическая ценность:

разработана методика, позволяющая провести оценку эффективности функционирования ПТС с учетом количества и оснащенности постов приемки автомобилей;

сформированы практические рекомендации по количеству постов приемки, оснащенности, функциональному спектру выполняемых работ в зависимости от обслуживаемых автомобилей.

Реализация результатов работы.

- Методика определения рационального количества и оснащения оборудованием постов приемки может быть использована при проектировании новых и реконструкции существующих ПТС.

- Полученные на основе проведенных исследований результаты позволили разработать и внедрить методические рекомендации, использованные при модернизации ряда ПТС.

Положения и результаты диссертационных исследований использовались при разработке «Концепции развития инфраструктуры технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в городе Москве до 2010 года»; внедрены в учебный процесс подготовки студентов по специальности 230100 «Сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)» в Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете).

Апробация работы.

Основные положения диссертационной работы обсуждены на 63-й, 64-й, 65-й и 66-й научно-методических и научно-практических конференциях МАДИ (ГТУ) (г. Москва, 2005-2008 гг.), на конференции «Качественное обслуживание как фактор, предопределяющий эффективность авторемонтного бизнеса. Роль профессиональных объединений и ассоциаций в формировании цивилизованного рынка технического сервиса», проведенной МАПТО в 2005 г., на III, IV международных специализированных выставках Autotec 2005,2006 «Автокомплектующие. Сервисное оборудование и технологии» (г. Москва 2005-2006 г.), на «Международной выставке «Интеравто» (г. Москва, 2006 г.), на «Международном автомеханическом салоне» (Москва, 2007г.), а также на заседаниях кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» в Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете).

Публикации. По материалам диссертационной работы опубликовано 11 научных статей, из них 2 работы опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

На защиту выносятся:

методические рекомендации по выбору форм организации приемки, количеству постов и уровня оснащения оборудованием в зависимости от производственной мощности ПТС;

методика расчета рационального количества постов приемки-выдачи и оптимального их оснащения;

интегральная целевая функция, оценивающая эффективность внедрения постов приемки на ПТС с различным спектром диагностического оборудования;

имитационная модель функционирования ПТС с различными законами распределения потока заявок.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, основных выводов, списка литературы и приложений. Объем диссертации составляют 296 с., 20 таблиц, 51 рисунок, список литературы из 155 источников и 11 приложений.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, формулируются цели и задачи исследования.

В первой главе проводится анализ состояния вопроса, тенденций в сфере автотехобслуживания и ремонта автомобилей с учетом динамично меняющегося автомобильного парка Российской Федерации, его количественного и качественного состава. Рассмотрены актуальные проблемы рынка технического обслуживания легковых автомобилей г. Москвы, неизбежно связанные с интенсивным ростом продаж автомобилей. Показано, что качество и продолжительность ремонта не соответствуют ожиданиям владельцев автомобилей, пользующихся услугами действующих ПТС. Как показал анализ производственных процессов, характерных для большинства ПТС, мнение потребителя о качестве обслуживания формируется культурой общения и технологиями, используемыми в процессе приема-выдачи автомобиля. От организации данного процесса зависят не только достоверность и объем выявляемых неисправностей автомобиля, определение и уточнение потребностей клиентов, но и в целом данное звено задает весь производственный ритм предприятия, оказывает влияние на доверие потребителя, что является одним из важнейших факторов конкурентоспособности ПТС.

Вопросам повышения эффективности функционирования предприятий сферы автотехобслуживания и ремонта посвящены труды многих отечественных и зарубежных авторов. Основной вклад в исследование процесса приемки автомобилей на ПТС внесла работа Канина В. И. Помимо данной работы, посвященной проблемам, связанным с качеством ТО-Р автомобилей, следует отметить работы Афанасьева С. В., Муравкиной Г. Ш., Рыжкова А. И. и других.

Тем не менее, анализ научно-исследовательских и научно-практических работ показал, что процесс обслуживания заявок владельцев автомобилей на ПТС исследован недостаточно. Слабо изучено влияние различных форм организации производства на эффективную работу ПТС в целом.

Действующие в настоящее время документы, регламентирующие деятельность ПТС, определяют основные положения и устанавливают перечни работ, выполняемых при приемке, а также правила приемки автомобилей. Однако в них не рассматриваются вопросы организации проведения приемки, не определены оптимальные организационные формы процесса приемки, даны лишь указания на то, что на предприятиях автотехобслуживания должны быть организованны специализированные участки приемки и выдачи АТС. Отсутствуют рекомендации по количеству постов для комплексной проверки автомобиля с учетом их влияния на работу зоны ТО-Р.

Отметим, что качественное обслуживание автомобиля невозможно организовать без достоверной диагностики их технического состояния. В связи с этим был проведен анализ научно-исследовательских работ, посвященных процессу диагностирования автомобиля.

На современном этапе, применительно к ПТС, важно обеспечить не только правильно организованный процесс диагностирования автомобиля, но и проявить заботу о клиенте – продемонстрировать высокий профессионализм сотрудников, обеспечить приятную обстановку. Можно отметить, что существующие посты диагностики, помимо диагностических функций, приобретают консультативную направленность.

Однако методики, позволяющие оценить эффективность применения диагностического оборудования, а также провести расчет технической стратегии модернизации ПТС с позиции повышения уровня удовлетворенности клиентов, не достаточно адаптированы для сферы автосервиса. В связи с этим рассмотрены возможные подходы по использованию существующих математических методов оптимизации организации ТО-Р автомобилей, а также технологий первичного диагностирования.

Вышеуказанные обстоятельства подчеркивают необходимость разработки методических рекомендаций по формированию оптимальных организационно - производственных структур участка приемки-выдачи, а именно: определить количество данных постов, их оснащенность и функциональный спектр выполняемых работ для различных ПТС, отличающихся производственной мощностью и спецификой обслуживаемых автомобилей.

На основании проведенного анализа состояния вопроса, выбора направления исследований, поставленной цели диссертационного исследования в работе решались следующие задачи:

Комплексный анализ методов организации производственного процесса на ПТС.

Формирование целевой функции, отражающей эффективность функционирования ПТС.

Оценка влияния процесса приемки-выдачи автомобиля на эффективность взаимодействия структурных подразделений ПТС.

Разработка имитационной модели производственного процесса ТО-Р автомобилей на ПТС.

Формирование научно обоснованных форм и методов организации процесса приемки-выдачи автомобилей в зависимости от размера ПТС.

Вторая глава носит теоретический характер в аспекте построения математической модели оценки эффективности использования постов приемки с диагностикой на ПТС. Поэтапное решение поставленных задач базировалось на использовании методов теории вероятностей, теории массового обслуживания, теории графов, аналитического и имитационного моделирования.

Следуя общей методике исследований, в начале были проанализированы внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность ПТС.

Затем для комплексного рассмотрения особенностей работы предприятия с постом приемки была сформирована модель функционирования ПТС (рис. 1), а также граф-схема структуры состояний СМО, описывающая функционирование зоны ТО-Р с участком приемки-выдачи.

загрузка...