Обоснование рациональных конструкций дорожных одежд с учетом региональных условий работы (на примере Западного Кахахстана) (15.09.2008)
Автор: Салимбаев Ермек Кайсаевич
САЛИМБАЕВ Ермек Кайсаевич ОБОСНОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ (НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНОГО КАЗАХСТАНА) (05.23.11 – Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Москва 2008 Работа выполнена на кафедре «Изыскания и проектирование автомобильных дорог» Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета). Научный руководитель: доктор технических наук, профессор Каримов Бури Бачабекович Официальные оппоненты: Заведующий лабораторией ОАО «СоюздорНИИ» доктор технических наук, профессор Казарновский Владимир Давидович Генеральный директор ЗАО «Транспорт и Партнеры» кандидат технических наук Лебедихин Андрей Викторович Ведущая организация: ФГУП «РОСДОРНИИ». Защита состоится 16 октября 2008г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.126.02 в Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете) по адресу: 125319, Москва, Ленинградский проспект, 64, ауд. 42, телефон для справок (495) 155-93-24. Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просьба высылать в двух экземплярах, а копию отзыва просим прислать по e-mail: uchcovet@madi.ru. Автореферат разослан «15» сентября 2008 г. Ученый секретарь диссертационного совета Борисюк Н.В. Актуальность работы. Характерным примером развивающегося региона является Западный Казахстан. Чтобы удовлетворять потребностям, в том числе в международных и транзитных перевозках, особое значение приобретает опережающее строительство и реконструкция автомобильных дорог. Главной технической проблемой дорожной отрасли региона является прогрессирующая потеря несущей способности существующих дорожных одежд. Около 80% дорог в области были запроектированы и построены в 60-80-х годах по нормативным требованиям того периода, когда нагрузка на ось расчетного автомобиля устанавливалась не выше 6 т. Однако сегодня по транзитным маршрутам области и республики движутся транспортные средства с нагрузкой на ось более 10 т, а расчетная нагрузка в нормах Казахстана принята 13 т на ось. Равнинный характер местности и отсутствие существенных снегозаносов в принципе позволяют сооружать насыпи минимальной высоты, что и делалось ранее в условиях региона. Однако близко залегающие к поверхности, сильно минерализованные грунтовые воды, наличие на определенных участках поверхностных вод (мокрые солончаки) и засоленные грунты вносят свои ограничения, при которых минимальная высота насыпи должна быть не менее 1,5…1,9 м. В этих условиях возникает потребность уменьшения высоты насыпи. Решение этой задачи без принятия специальных мер по регулированию водно-теплового режима возможно при учете влияния снижения возвышения насыпей над уровнем грунтовых вод на значение характеристик грунта, используемых в расчете дорожных одежд. Другой вариант применения специальных решений, обоснованных технико-экономическими расчетами. В связи с началом реализации международного проекта автомобильной дороги «Западный Казахстан - Западный Китай» и завершением строительства моста через реку Кигач на границе Астраханской области Российской Федерации и Республики Казахстан в ближайшей перспективе в регионе увеличится движение автотранспорта, в том числе с большими осевыми нагрузками, что необходимо учитывать при обосновании рациональных конструкций дорожных одежд. В долгосрочной перспективе в Республике Казахстан в целом и его западных территориях задача модернизации автомобильных дорог определена в качестве одного из важнейших приоритетов стратегии развития республики. В связи с этим учет региональных условий работы дорожных конструкций в Западном Казахстане и обоснование рациональных конструкций дорожных одежд должно обеспечить возможность повышать долговечность автомобильных дорог, увеличивать межремонтные сроки и снижать расходы на эксплуатацию автомобильных дорог и затраты на перевозку грузов и пассажиров. Целью настоящей диссертационной работы является разработка, на основе сбора и обобщения данных об условиях проектирования, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог в Западном Казахстане, рекомендаций по назначению конструкций дорожных одежд, отвечающих требованиям повышения нагрузок и интенсивности движения с учетом региональных условий, как природных, так и условий движения. В качестве основных задач исследования приняты: 1) уточнение дорожно-природного районирования территории Западного Казахстана; 2) обоснование расчетных параметров земляного полотна при недостаточном его возвышении над уровнем грунтовых вод для учета этого при проектировании долговечных дорожных одежд; 3) разработка предложений по уточнению расчетных характеристик грунтов и асфальтобетона, используемых при расчете дорожных одежд для условий региона, на основе обобщения имеющихся данных и дополнительных полевых и лабораторных исследований; 4) оценка наиболее характерных конструктивных решений по существующим и проектируемым дорожным одеждам, применяемым в области, с учетом перспективного роста транспортных нагрузок и действующих в настоящее время в дорожной отрасли нормативно-методических документов; 5) разработка предложений по перспективным конструктивным решениям, учитывающим условия работы дорожных одежд для региона. Основные положения диссертации, выносимые на защиту: дорожно-природное районирование региона; методика уточнения расчетных характеристик грунтов земляного полотна при его недостаточном возвышении над уровнем грунтовых вод; уточненные расчетные температуры асфальтобетонного покрытия; |