Delist.ru

Социальная философия Насириддина Туси (15.09.2007)

Автор: Матецкая Анастасия Витальевна

Второй параграф четвертой главы называется «Любовь как фактор социального объединения». Анализируя взгляды Насириддина Туси по проблеме любви диссертант приходит к выводу, что мыслитель выводит принцип любви из необходимости объединения людей для достижения своих духовных и социальных потребностей. «Поскольку люди испытывают, - пишет мыслитель,- нужду друг в друге, а совершенство и комплектность каждого связаны с другими субъектами своего вида, постольку возникает необходимость в том, чтобы люди обращались друг к другу за помощью». Поэтому они объективно стремятся объединяться. Такое стремление к единому образованию (таалуф) означает пристрастие, любовь. Мыслитель сравнивая понятие социальной любви со справедливостью, приходит к идее примата любви над справедливостью. Причина такого превосходства, по его мнению, заключается в том, что справедливость – это необходимость в искусственном союзе, а любовь – это необходимость в природном союзе. Искусственный союз по отношению к природному союзу подобен принудительному акту.

Кроме того, мыслитель говорит о наличие у любви различных ступеней. Поскольку любовь является необходимостью сохранения человеческого вида и его совершенства, постольку тирания (галаба) является необходимостью разложения и дефекта. Проникновение разложения и дефекта сущих (мавджудат) может быть дефектом любого разряда (синф). Группу людей, рассуждающих подобным образом, называют людьми любви и победы. Насириддин выделяет два вида любви: 1. Природную и 2. Волевую. К природной любви он относит любовь матери к ребенку. Этот вид любви он, считает главным фактором привязанности матери к ребенку. Если бы не было в природе матери этой любви, она не стала бы воспитывать своих детей. Материнскую любовь, ее нежность и заботу к ребенку он считает гарантом устойчивости существования человеческого вида.

Что касается волевой любви, то, по Насириддину, она разделяется на четыре подвида: 1Любовь, которая возникает быстро и проходит быстро. 2.Любовь, которая возникает медленно и проходит медленно. 3. Любовь, которая возникает медленно, но проходит быстро. 4. Любовь, которая возникает быстро, а проходит медленно.

Намерения и цели людей в сфере любви - это (1).наслаждение.( 2) польза. (3). блага.

Наслаждение Насириддин считает причиной такой любви, которая формируется быстро и обнаруживается быстро, это происходит по той причине, что наслаждение с охватом бытия вскоре подвергнется быстрому изменению и перемещению. Что касается пользы, то она является причиной такого влечения, которое долго формируется и быстро обнаруживается. Потому, что принесение пользы с редкости бытия бывает быстро проходящим. А благо, это такая причина любви, которая быстро формируется и долго обнаруживается. Особое внимание мыслитель уделяет различиям таких нравственно-практических понятий, как дружба, симпатия и влюбленность и, т.п. Согласно Насириддину Туси, любовь более общее понятие, чем дружба. Это происходит оттого, что любовь формируется между большой группой людей. А дружба по обхвату не достигает этой ступени. Симпатия по степени ближе к дружбе. Влюбленность, являясь излишеством любви, представляет собой более обособленное, личностное понятие, чем (понятие) симпатия: потому, что она выявляется только между двумя персонами. Причиной влюбленности бывает либо чрезмерное желание наслаждения, либо чрезмерное желание добра. Отсюда вытекает вывод, что бывает два вида влюбленности: один порицаемый, возникающий из чрезмерности желания наслаждения, второй, одобряемый, исходящий из чрезмерного желания добра. Если причина установления дружественных отношений у молодых людей обусловлена получением наслаждения, то людей пожилого возраста к установлению между собой дружественных отношений толкают материальные интересы. После достижения цели общих интересов, их дружественные отношения становятся более продолжительными. Но устойчивость этих отношений зависит от эффективности и устойчивости взаимосвязанных интересов. По мере прекращения ожидаемого материального стимула дружба между заинтересованными в ней людьми прекращается. Причина дружбы людей добродетельных в корне отличается от причин дружественных отношений других социальных групп. Дружба у добродетельных людей является бескорыстной, незапятнанной. Насириддин здесь выдвигает метафизическую моральную идею, называя добро (хайр) устойчивым, неизменным социально-нравственным явлением. Узы любви носителей добра, по его утверждению, защищены от извращения и нравственного падения.

. По Насириддину Туси, у носителей светских форм любви присутствует обоюдность. Поэтому, не исключена возможность, что они с обеих сторон состоятся при одних обстоятельствах и распадутся при других обстоятельствах. В качестве примера для объяснения этих видов любви Насириддин приводит взаимоотношения супругов. Наслаждение, вытекающее от этих наслаждений, как у мужа, так и у жены обоюдное, оно может превратиться в причину их взаимной любви. Мыслитель не исключает возможности возникновения охлаждения любовных чувств с одной стороны, но сохранение их с другой стороны. Такое явление связано с неустойчивостью чувства наслаждения. Но, изменение, происходящее с одной стороны, не является необходимостью изменения с другой стороны. Насириддин Туси затрагивает и аспект материальной заинтересованности сторон, входящие в сферу чувства любви, охватывающий, по Цицерону, как небесные, так и земные силы, утверждая, что «Наиболее … достойная богов добродетель – забота о людях и любовь к ним».

Насириддин излагает и мотивы любви, которые наличествуют между различными социальными группами, а именно: падишахом, начальником и подчиненным, богатым и бедным. Этот вид любви между упомянутыми представителями общественной иерархии находится в сфере недовольств и упреков. Это, по определению философа, происходит по той причине, что каждый из них ждет от своего господина то, что в большинстве случаях отсутствует. А не наличие этого ожидаемого предмета приводит к порочности намерений, от порочности намерений происходит вялость (в делах), а вялость приводит за собой упрек. Главным условием избегания этих пороков мыслитель видит в соблюдении условия справедливости. .

Переходя к интерпретации чувства любви отца к своему сыну, Насириддин считает нужным констатировать следующее: «Если отец любит сына по той причине, что он имеет по отношению к нему особые, большие права, то такая любовь по значению в каком-то отношении близка к любви первых лиц общества. По Насириддину, любовь ребенка к своему отцу слабее, чем любовь отца к своему ребенку. Потому что, ребенок является обусловленностью и последствием. Он только после долгого времени осознает свое существование и существование своей причины. Насириддин любовь ребенка к родителям относит к реалиям социальной жизни. Сыновья любовь образуется, по его суждению, только при наличии живого отца и при использовании его материальных благ. В этих суждениях философа прослеживается примат бытия индивида над его сознанием.

С другой стороны, почитание отца детьми обнаруживается и устанавливается после того, как ребенок становится благоразумным и проницательным. «По этой причине, - пишет Насириддин, - детям завещали быть благодетельными к родителям. А родителям, быть благодетельными к своим детям не завещали».

Что касается любви братьев друг к другу, то она, по Насириддину Туси, рождается исходя из единой причины их бытия. Говоря же о любви различных социальных групп, мыслитель пишет: «Необходимо, чтобы любовь короля к подданным была отцовской, любовь подданных к королю – сыновней. Любовь подданных друг к другу характеризуется ученым, как братская любовь. Существование такой любви философ считает гарантом сохранения условия порядка между упомянутыми представителями общественного строя.

Мыслитель, возвеличивая социальное значение учителей, одаривает их высокими эпитетами, считает их дополняющим фактором смысла социальной жизни. Поэтому учителя, как воспитатели душ будущих личностей человеческого общества в его социальной философии занимают особое место. «Воистину, учитель является моим телесным Богом и моим духовным отцом». Так определяет Насириддин Туси высокое назначение учителя в обществе, возвышая его статус до уровня высшей социальной материи. «Достоинство (учителя) в возвеличивании бывает ниже достоинства Первой Причины и выше отцов человечества»,- подчеркивает он.

Насириддин назидает стремиться к тому, чтобы по мере возможности, приблизить людей к себе от границы знакомства до уровня дружбы, дабы сохранить и укрепить добрые деяния в своей душе, почитать своих руководителей, любить семьи, родственников и их друзей.

В третьем параграфе четвертой главы «Социальное состояние городов и их виды» автор анализирует учение мыслителя о добродетельном городе и недобродетельных городах. По мыслителю, добродетельный город един по своей сути и не имеет разновидностей. Такое название. По мнению мыслителя, связано с тем, истина лишена множественности и добру принадлежит только один путь. Жители добродетельного города своей целью считают установление добра и устранение зла. Между ними существует постоянное взаимодействие во мнениях и поступках.

Что касается единодушия жителей объединения в сфере деятельности, то оно подчинено следующим задачам: ( а) они должны все одинаково признать необходимость приобретения совершенства; (б) дела, совершаемые ими, должны быть слиты в правилах мудрости; (в) они должны поддерживаться и оцениваться по средствам очищения и разумным нацеливанием; (г) определенными по законам справедливости и политическим обстоятельствам.

В своем анализе устоев добродетельного города Насириддин указывает на существование пяти разрядов людей 1.Объединение людей, известное как управители городом. Это объединение состоит из достойных и совершенных мудрецов, отличающихся силой благоразумия, верными мнениями в решениях великих дел потомков вида (человеческого рода). Познание истинной сущности сущих мира является их искусством. Такие люди известны как достойные и превосходные. 2.Объединение людей, приводящее простолюдинов и более низко стоящих по ступени людей к дополнительному совершенству. Другая функция людей этого объединения, по Насириддину, заключается в том, что они призывают всех жителей добродетельного города к тем основам, которые считаются основами убеждения первой группы. Это совершается для того, чтобы каждый индивид, по мере своего уровня, был готовым к восприятию их назидания и наставления. Третья функция этой категории людей добродетельного города состоит в доведении до сознания людей наук, относящихся к философии калама, основам фикха, ораторскому искусству, красноречию, поэтике, искусству писания, являющимся их ремеслом. Данную социальную группу Насириддин, называет людьми, обладающими языками или носителями культуры (зави ал-сина’ати). 3.Объединение:людей а) сохраняющее законы справедливости между жителями города; б) сохраняющее обязательные критерии торговых отношений; в) подстрекательство к равенству и взаимному регулированию. 4.Объединение людей, которое известно, как стража границы и защитник основ жителей города. Главная функция этого объединения – это не позволить главам недобродетельных городов вмешиваться в жизнь и дела жителей добродетельного города, которые в вопросах противостояния врагам и защиты, соблюдают условия доблести и принципы чести. Их называют борцами (мукаддирон) или, у Мани, усердствующими за правое дело. 5.Объединение людей, которое занимается регулированием и организацией проблем питания и жалований этих классов, как в сфере коммерческих сделок и ремесел, так и в сфере взимания налогов и т.д. Их называют состоятельными людьми (малиён).

За этими объединениями, в социальной концепции Насириддина Туси, следует социальная административная категория «великое руководство» или верховная власть. Этой важной административной единице, принадлежат четыре социальных состояния: 1.Абсолютный правитель. Он обладает четырьмя признаками: а) мудростью, являющейся приделом всех намерений; б) полным благоразумием, приводящим к цели; в) добрым даром, умением убедить и воображением; г) силой джихада (борьбы или священной войны за мусульманскую веру). Данный джихад состоит из условия отражения (вражеских войск) и изгнания их из территории царства. Такое руководство называется «руководством мудростью». 2. Отсутствие явного правителя. В таком роде правления четыре качества не могут сконцентрироваться в одном теле. Но их наличие в четырех телах возможно. Эти четыре правителя своим взаимным участием в правлении городом могут выступить единодушно. Оно называется «правлением достойных». 3. Наличие правителя, знающего законы (сунан) прошлых правителей, обладавших выше изложенными качествами. Такой человек, благодаря своей проницательности, каждый закон может использовать по назначению. Другое качество такой личности, по Насириддину, заключается в том, что он способен выводить то, что не очевидно из того, что очевидно в законах прошлых времен. Другими его качествами, в комплексе, являются прекрасная речь, способность убеждать, сила джихада. Его риёсат называется «правление закона». 4.Эти качества не могут сосредоточиться в одном человеке. Но в различных людях, в отдельности, осуществимы. Они могут управлять городом совместно. Такое правление называется «правлением приверженцев закона» (асхаби суннат).

Что касается недобродетельных городов, то они бывают пяти видов. К первому виду Насириддин относит так называемый невежественный город. Этот вид города называется невежественно потому что его обитатели лишены рациональной силой и не способны к самодеятельности. Второй вид недобродетельного города – это порочный (фасика) город, жители которого имеют возможность применять рациональную силу, но подвержены извращению. Третий вид неблагодетельного города – это заблудший город, жители которого от дефекта мыслительной силы в свое м воображение создали для себя какой- то закон, именуя его достоинством, и в связи с этим, создали мнимую культуру. От этих городов разветвляются, как пишет он, бесконечное множество других городов. Ибо, по пессимистическому суждению Насириддина, порочному и злу нет конца.

Доминирующий город - это объединение, жители которого причину взаимопомощи видят в силе, чтобы победить других. Насириддин, жителей этого города, в зависимости от их склонности к победе, разделяет на три части: а) верховенства из-за жажды крови; б) ради имущества; в) те, цель которых заключается в завоевании человеческих душ и превращение их в рабов. Причину разногласия между населением этого города, Насириддин видит в чрезмерности и порочности этого стремления. Объектом их наслаждения – является насилие (над другими) и унижение (других). Мыслитель следующим образом комментирует нравственные критерии представителей этого объединения: «Мораль этого общества зиждется на грубости, жестокости, злости, высокомерии, озлобленности, жадности к изобилию, еде и совокуплению. Потребность в них связанна с их близостью к насилию и унижению».

Четвертый параграф четвертой главы «О взаимоотношениях правителя и подданных» диссертант, прежде всего подвергает анализу взгляды Насириддина Туси о формах правления. Анализ показывает, что мыслитель различает две формы правления: 1) совершенную, добродетельную форму. Ее называют имамат. Цель этой формы правления – совершенствование морали, а ее результат и полезность – приобретение счастья; 2)несовершенную форму правления. Она именуется доминирующей формой правления. Цель ее заключается в порабощении народа, а результатом такой политики является бедствия и невзгоды. Правитель добродетельной формы правления склонен к справедливости. Подданные находятся в положении его друзей. Блага, в городе под его правлением, является общим достоянием. Правитель недобродетельной формы правления является приверженцем жестокости. К поданным он относится как к животным или рабам. А себя считает рабом страсти и превращает город для всех в центр бедствий.

В трактовке мыслителя, под общественным благом понимаются такие понятия, как безопасность, покой, братство. Люды, входящие в эту сферу, в отношениях друг с другом придерживаются принципов справедливости, добродетельности, вежливости, доброте, верности и т.п. К общим бедствиям относятся такие психические состояния, как страх, тревога, несогласие, жестокость, алчность, суровость, предательство, измена, шутовство, злословие и т.п. Во всех состояниях, по мыслителю, люди ориентируются на правителей, подражают их поведению и образу жизнедеятельности. В качестве доказательства своей идеи о тождественности психического состояния правителя и подданных, Насириддин приводит мудрое изречение гласившее: «Люди похожи на своих царей и люди больше походят на свое время (на своих современников), чем на собственных предков».

По Насириддину, желающий управлять, властвовать должен обладать самыми специфическими качествами, которые заключаются в следующем: 1.Отцовство. Он, этот социально – нравственный термин истолковывает с той позиции, что «Родословие легко становится причиной привлечения сердец на свою сторону, легко снижает в глазах людей эффект и страх». Следовательно, фактор отцовского отношения правителя приближает подданных к нему. Человек с благородным родословием становится среди народа уважаемым и достигает высокой ступени социальной иерархии. В этом решающая роль принадлежит фактору авторитета отца и его известности в обществе.2.Великодушие. Данное качество, по мыслителю, приобретается после очищения душевных сил, преодоления гнева и подавления страсти. 3.Твердость мнения, которая приобретается посредством таких практических факторов, как верное прогнозирование (явлений, событий и процессов), частые дискуссии, здравое суждение, признанный (жизненный) опыт и изучение образа практической жизни прошлых поколений.

Основные моменты диссертации отражены в следующих работах:

Монография

1.Социальная философия Насириддина Туси..- Душанбе. «Дониш» 2007.

Статьи на русском языке.

2.Влияние Насириддина Туси. //Сборник Научных работ преподавателей Таджикского Государственного университета коммерции (ТГУК).-Душанбе, 2003.

3. Сущность морали и её изменчивость у Насириддина Туси. //Изв. АН РТ . Серия: Философия и правоведения. 2006. № 3-4. С. 31-42.

4. О Насириддине Туси как ученый и философ. //Сборник научных работ преподавателей ТГУК, Душанбе, «Ирфон», 2004.

5. Античные источники социальной философии Насириддина Туси. //Сборник научных работ преподавателей ТГУК, Душанбе, «Ирфон», 2004.

6.Учение Насиридина Туси о человеке как начале и основе философии морали. Сборник научных работ преподавателей ТГУК, Душанбе, 2005.

7. Насириддин Туси о порядке приобретения добродетели и ступенях счастья. //Сборник научных работ преподавателей ТГУК, Душанбе, 2005.

8.Идейные источники социальной философии Насириддина Туси. // Известия АН РТ. № 1-4, 2005.

9. Мистические идеи Ходжа Насира о счастье, добре и справедливости.// Известия АН РТ. Отд. общественных наук. № 3, 2006.

10. Проблема взаимоотношения родителей и детей в социальной философии Насириддина Туси. //Сб. научных работ ТГУК. Душанбе. 2007

11. Взаимоотношения и функции супругов в сфере их семейной жизни //Сб..статей преподавателей ТГУК. Душанбе. 2007.

12.Насириддин Туси о понятие семьи (дома), её необходимость и функции. // МКИУ. ТГУК. 2007.

13. Муносибатхои занушавхари дар фалсафаи ичтимоии Насириддини Туси. //Газ. «Тамаддун». № 3, 2003.

14. Омузишхои ахлокию ичтимоии Насириддини Туси, Давони ва Кошифи. //Шоихтиёров Х.Ахлоки муносибатхои расми (кори). Душанбе, «Ирфон», 2006. С. 44-61.

5.Мухаммад Разави. Жизнь и творчества Насириддина Туси.-Тегеран, 1354г.с.к.-Перс.яз.

Мухаммад Мударриси (Зинджани). Философские воззрения Хаджи Насириддина Туси. Тегеран,1363 х. Перс.яз.

загрузка...