Delist.ru

Социальная философия Насириддина Туси (15.09.2007)

Автор: Матецкая Анастасия Витальевна

Кредо мыслителя гласит, что у человеческой души, по сравнению с животной душой, есть одна специфическая, особенная сила – эту силу (принято) называть силой речи.

Следует подчеркнуть, что Насириддин все свои философские позиции интерпретирует в связи с конкретными социальными проблемами. Так, он в изложении своих идей об особенностях человеческой души и ее отличительных атрибутов, приступает к характеристике её социальной сущности. В частности, говорится, что стремления ее силы явно направлены в сторону овладения существом предметов и отличий между позитивными и негативными поступками. К позитивным склонностям он относит возрождение ремесленной формы деятельности, регулирование жизненных проблем, которыми управляет эта сила. В связи с этими социальными проблемами, эту силу называют практической силой.

Во втором параграфе второй главы «Сущность морали и ее изменчивость», автор, опираясь на источники, выявляет, что согласно Насириддину Туси, мораль – это душевный навык для совершения какого-либо действия без обдумывания и размышления. Ссылаясь на теоретическую философию, мыслитель указывает и на изменчивости душевных качеств. Согласно его определению, из душевных качеств то, которое подвергается скорому исчезновению, называется состоянием, а то, что исчезает медленно, называется навыком. Здесь он заключает, что навык это качество души, которое является сущностью морали. Наличия этого качества души имеет две причины. Первая – характер (натура), вторая – привычка (адат). Характер-это то, что истинный нрав (характер, темперамент) - одна из причин гнева, стремится к тому, чтобы быть готовым к приобретению какого – либо состояния. Мыслитель для доказательства этой установки приводит пример и сравнивает такое состояние души с человеком, у которого незначительная причина приводит его гневную силу в действие, или с человеком, который даже от слабого звука или от неприятной новости приходит в волнение, или же от незначительного комического движения его охватывает безудержный смех. Что касается привычки, то под ее воздействием человек вначале совершает какое-либо обдуманное и осмысленное действие пока не привыкнет к выбранному им делу. Привычка становится реальной после непрерывной практики и приобретения опыта. Привыкая к определенному делу, человек получит полное облегчение в совершении акта действия и, не задумываясь, совершает его, и это становиться для него моралью, навыком и привычным делом.

По данной позиции философа автор заключает, что в этих определениях мыслителя прослеживается явление взаимосвязи и взаимодействия субъекта и объекта действия. Главным фактором облегчения действия субъекта по отношению к объекту видит он в близкой связи первого, т.е. субъекта, с вторым-объектом. Улучшение действий преобразующего субъекта ставит он в зависимость от привычки, от опыта, от появления навыков и знания своего дело, и указывает их влияния на человеческую мораль, нравственность. Из изложенного философом материала вытекает, что хорошо выполненная работа связана с нравственностью. А нравственный человек, обладающий чувством морали, к своей работе относится с позиции чувства ответственности, тщательно изучает выбранное ремесло, род занятия, полюбит его, привыкнет к нему. Результаты этой привязанности и привычки придадут ему силу вдохновения, творческий и моральный стимул.

Насириддин суммируя взгляды своих предшественников пишет, что, по их мнению, причиной каждой морали, которая держит верх над природой той или иной категории людей в начале бывает по доброй воле, но в результате постоянного опыта превращается в способность (малака) или в опыт».

Сам Насири Туси, опираясь на метод наблюдения, объясняет, что наблюдения ясно показали, что если дети и подростки воспитываются с нравственными людьми или подражают их поступкам, то они, хотя и воспитаны в духе другой морали, примут ту благовидную мораль, которая установилась у них. Из высказанной мыслителем выходит, что он определяет социальную среду как основной фактор установления той или иной формы морали.

Интерпретируя позиции первой и второй группы по теории морали, Насириддин Туси отмечает, что они отвергают силы различия и размышления, отрицают также факторы воспитания и ведения профилактических работ.

Автор анализируя исследуемый материал сделает вывод, что теория морали Насирриддина Туси, судя по выше зафиксированным его суждениям, имеет большую практическую направленность. Истинная мораль, согласно Насириддину, проверяется в практической деятельности субъекта действия. Его человеческая сущность отражается в сущности его морального подхода, в его отношении к выбранному роду занятия- источнику средств его жизнедеятельности. Философ открыто сетует о тех истинных ценностях, которые имеют главное значение для каждого индивида, всех социальных групп и всего общественного развития. Он категорически обличает их за «ложь и мерзость, которые бесцеремонно и явно демонстрируются».

Считая большинство людей склонными к недоброй морали, Насириддин, выявляет в своих нравственно – психических идеях пессимистические элементы. Возможно, к такому пессимизму он пришел благодаря социально – политическим и нравственно – духовным условиям, господствующим в его обществе.

Весьма актуально заключение Насириддина о том, что если бы мораль была естественной, природной, то умные люди не указывали бы на необходимость воспитания детей, перевоспитания молодежи, укрепление их нравов, привычек.

Таким образом, Насириддин Туси детей классифицирует на три категории и отмечает, что одни дети легко поддаются воспитанию, другие дети, трудно воспитываемые, а третье вовсе не поддаются воспитанию. Таковы морально – нравственные, психологические и физиологические качества детей в теории морали Насириддина Туси и общие его установки по анализируемому вопросу..

В заключение автор приводит сведения о том, что Насириддину, по сведениям автора «Аз-зариа» («Оправдание») принадлежит и работа по этикету. Она называется «Адаб ал-баъс» («Этические критерии ведения дискуссии»), что свидетельствует об огромном его внимании к проблеме морали. Ибо сочинения мыслителя средневековья созвучны с проблемами его эпохи и отвечают на насущные потребности морального характера, и направлены на воспитание всех возрастов социальных индивидов, не зависимо от их общественного статуса, рода занятий, мировоззрения, религиозных убеждений и вероисповедания.

Третий параграф второй главы «О видах и родах моральных качеств», посвящен анализу наиболее важных аспектов морального бытия социального индивида.

Приступая к изложению материала этого параграфа, автор отмечает, что виды качеств или добродетели Насириддин Туси считает морально-этическими достоинствами людей. Согласно его идее морали, в психологической науке (илм-и нафс) установлено, что человеческая душа обладает тремя силами, благодаря которым он становится началом различных действий и поступков. В своей классификации этих сил, он отмечает, что когда одна из этих сил одерживает победу над другими силами, то они станут или побежденными или потерянными. Эти силы состоят из (1) говорящей силы души, названная также ангельской; (2) гневней силы души, которую называют также звериной, жестокой; (3). страстной или животной силы. Достоинства (качества) души могут соответствовать числу упомянутых сил. Такое явление мыслитель обосновывает тем, что когда движение говорящей души по своей сути бывает в меру и ее желание в приобретение познаний достоверным, тогда от данного движения образуется качество знания, а затем возникает необходимость в качестве мудрости. Две последние виды души находятся в зависимости от разумной души

Насириддин Туси действия и сущность всех четырех родов моральных качеств: мудрость, доблесть, целомудрие и справедливость излагает согласно диалектическому методу взаимосвязи, взаимовлияния и взаимодействии. Так он пишет: «Когда проявляются эти три рода качеств, достоинства (т.е. качество науки) и превосходящее качество мудрость, кротость (хилм) или благоразумие и превосходящее качество отвага (шуджаат), целомудрие (иффат) и превосходящее качество великодушие, щедрость проявляются, они все смешиваются и смиряются друг с другом. И от смешения всех трех происходит двусмысленное состояние, в котором заключаются совершенные и полные (признаки) этих качеств, такое качество называют качеством (благодетели) справедливости». Насириддин Туси резко осуждает тех отдельных индивидов, которые, допускают чрезмерную гордость и возвеличивают самих себя, ссылаясь на знаменитость своих предков и отцов. Он это явление относит к числу непристойных поступков и аморальных явлений. Философ обозначает и социальный характер упомянутых качеств. Они, согласно его теории, не должны быть объектом вознесения лишь одного субъекта, их обладателя, а иметь переходящий характер и распространяться на других людей. Например, возьмем щедрого человека. Если его щедрость от него самого не переходит к другим, то его называют расточителем, а не благодушным. Отважный, если обладает таким же качеством, но оно является только его собственным достоинством, называется ревнителем (гайур), а не отважным, философа действующего подобным образом называют размышляющим, а не философом (хаким). Итак, наш философ, как поборник общих благ, отвергает эгоистические благодеяния.

А в нижеследующих своих моральных суждениях он выступает смелым и безоговорочным ревнителем всеобщей социальной эффективности моральных основ, ее родов и видов. У каждого из четырех родов достоинств есть виды, которые можно назвать элементами моральной структуры. Насириддин Туси изучает самые распространенные из родов и видов, которые используют теоретики морали в своих произведениях. Видами рода мудрости являются: 1.Проницательность; 2.Остроумие; 3. Ясность ума; 4. Легкость обучения; 5, Хорошее благоразумие; 6. Сдержанность; 7.Память. Задача качественного воспоминания заключается в том, чтобы предоставить душе сохраненные в результате наблюдения образы (сувар), когда - бы она не захотела. В этом, как пишет мыслитель, ей помогает приобретенный опыт.

По Насиру Туси качеств видов находящихся в подчинении рода отваги одиннадцать. А именно: 1.Величие; 2.Спасение; 3.Великодушие; 4.Устойчивость; 5. Кротость; 6.Спокойствие; 7.Величавость; 8.Терпимость; 9. Скромность; 10.Усердность; 11. Деликатность.

Немаловажное познавательное и социальное значение имеют взгляды «Третьего учителя» о видах рода целомудрия. Их двенадцать: 1) застенчивость; 2) мягкость; 3) правильный путь; 4) примирение; 5) покой; 6) стойкость; 7) умеренность; 8) величавость; 9) благочестие; 10) дисциплинированность; 11) свобода; 12) великодушие.

Такой вид, как великодушие, по Насириддину, относится к видам, имеющим еще много дополнительных видов. Часть из них называется «виды качества». Они относятся к роду великодушия и состоят из восьми видов: 1) благородство; 2) альтруизм; 3) прощение; 4) мужество; 5) знатное происхождение; 6) поддержка (друг друга); 7) щедрость; 8) прощение.

В моральном учении Насириддина Туси, род справедливости занимает центральное место среди других родов. Он охватывает двенадцать видов морали: 1) дружба; 2) дружеская связь; 3) верность; 4) жалость; 5) милосердие; 6)компенсация; 7) хорошее товарищество; 8) хорошее содействие; 9) симпатия; 10) подчинение; 11) упование (таваккул); 12) служение ((культовое).

В своей интерпретации каждого вида родов морали, Насириддин, дружбу объясняет как нравственное явление, означающее искреннюю любовь.. Дружеская связь истолковывается как убеждения отдельной социальной группы, позиции которой совпадают в основных, жизненных вопросах. Верность заключает в себе необходимость принципа согласованности и взаимопомощи, жалость и сочувствие к тому, кто находится в затруднительном социальном положении, но не предпринимает меры по его исправлению

Главным условием морального вида - любви, симпатии (таваддуд) является, по определению Насириддина Туси, красота и благословение, а также другие равнозначные вещи. К этим положительным моральным качествам Насириддин Туси считает необходимым противопоставить и противоположные им качества и классифицировать их, как порочные. К ним относятся: несообразительность, порча, трусость, прожорливость, гнет, обида и др. Он строго осуждает аморальные поступки общественных индивидов.

В своем учении об общих установках морали, Насириддин Туси подчеркивает, что совершают целомудренные действия только люди с целомудренной душой. К таковым относит людей, которые отвергают мирские страсти и наслаждения, не стремятся и не ожидают от такого рода вещей лишнего, как в этом быстротечном мире, так и в том постоянном мире.. Причину неблаговидных поступков и деяний мыслитель видит в том, что люди не вникли в полезность навыков и добродетелей. К таким категориям он относит некоторых обитателей пустыни, гор, долин и деревень, которые расположены вдали от городов. Этими причинами являются психолого-биологические факторы и препятствия, приводящие людей к не соблюдению принципов морального рода целомудрия. Истинно добродетельным человеком, по Насириддину Туси, является тот, кто соблюдает критерии и права целомудрия. Предпочтение этого достоинства заключается в том, что иллюстрация чувственной страсти, являющейся основой сохранения индивида и продолжения рода человеческого без нее невозможно. Альтруизм в этой добродетели должен быть свободен от всех амбициозных намерений, без учета нанесенного его носителю какого-либо урона или извлечения из него пользы. Мыслитель предлагает носителю этого морального достоинства быть искренним и не допускать никаких сомнений в его приобретении. После приобретения этого достоинства, привходящие к нему любые виды страсти, должны соответствовать мерам необходимости и быть как нужно и сколько нужно, согласно необходимым потребностям

В четвертом параграфе второй главы «Насириддин Туси о порядке приобретения добродетели и ступенях счастья»автор отмечает, что, по мнению Насириддина Туси, поскольку каждое действие осуществляется с определенной целью, оно состоит из предназначенных намерений, постольку усовершенствование человеческой души так же может быть предназначено для какой-либо цели. Намерение души считает он стремлением к счастью. Этим он хочет определить свою идею о счастье в том плане, что каждый индивид желает получить из поставленной перед собой цели какое-нибудь удовлетворение. Добро – это дополнение к счастью. Следовательно, сначала следует определить способ познания сущности добра и счастья. Этот акт связан с душой. Он осуществляется с целью познания причины несовершенства какого-либо желания, ставшего побудителем для достижения совершенства и счастья. Желающий человек и нашедший свое окончательное желание, одержит победу, получит огромную радость и достигает счастье.

Мы в этой концепции мыслителя по принципам счастья и добра, в их совершенных и несовершенных ступенях, видим аналогию с концепциями Сократа и Платона. Например, в диалоге «Алкивиад» счастье как моральное понятие интерпретируется в связи с такими однородными категориями, как благополучие, мудрость, справедливость: «Древняя пословица «ничего сверх меры» представляется прекрасной… Муж, у которого все приносящее счастье зависит полностью или почти полностью от него самого и который не перекладывает это на плечи других, удача и неудача коих делает неустойчивой и его собственную судьбу, тем самым уготавливает себе наилучший удел и оказывается мудрым, разумным и мужественным».

Насириддин Туси и мыслители античности связывают понятие морального сознания счастья со здоровьем, красотой и другими телесными совершенствами.

Нормативно – оценочная категория морального сознания добра является близким по сущности к понятию морального сознания счастья, обозначающего удовлетворение состояние человека.

Насириддин Туси указывает, что согласно прежним философам, существует два вида добра: 1.Абсолютное добро; 2. Относительное добро. Абсолютное добро интерпретируется им как то, что является смыслом существования всех сущих и пределом всего. Он счастье уподобляет добру, но относительно по отношению к каждому индивиду..Это явление считается энтелехии (камол) посредством волевого душевного акта. Следовательно, счастье каждого отдельного индивида отличается от счастья , т.е. каждый индивид обладает своим специфическим счастьем. А доьро одинаково для всех.

По Насириддину, группой ученых сделано обобщение, в котором говорится о животных, на которых тоже распространяется понятие «счастье». Но в действительности, это обобщение является метафорой. Потому, что причины достижения животными своей энтелехии немыслимы. Исходящие от них повадки, бывают по причине их способности, которую они приобрели от природы. Следовательно, такое счастье не является истинным (счастьем). То, что имеют некоторые животные, например, хороший корм и свежую воду, хорошие условия для отдыха, отрицаются Насириддином как вещи, приводящие к благополучию. Он уподобляет их тем предметам, которые относятся к таким понятиям, как удача и случайность, которыми могут обладать и люди.

Благородное добро – это добро благородство, которого исходит из его же сущности, но другие вещи от него получают по акциденцию. Акциденция состоит из двух вещей: разума и мудрости. Восхваляемое добро состоит из видов добродетели и элементов красивых поступков. Потенциальное добро является готовностью этих благодеяний. Что касается полезности в добре, то она состоит из вещей, наслаждение которыми не востребованы, но они будут востребованы посредством другой вещи, например, богатство и способности. Моральное понятие «добро» имеет еще и другие стороны, которые, согласно определению философов, в том числе нашего философа, заключаются в том, что благодеяния бывают либо законченными, либо не законченными. В свою очередь, стремления человека бывают либо завершенными, либо не завершенными. Завершенное благо у мыслителя – это счастье, после приобретения которого, владеющий им человек не стремится к чему-то большему. А то, что является не завершенным, то к нему можно отнести, например, здоровье и благосостояние, при наличии которых человек не ограничивается только ими, а требует к ним какие-нибудь дополнительные вещи. Не законченное благо он видит на примере обучения, лечения и гимнастики. Учния Насириддина Туси о счастье во многом совпадают с учениями Авиценны, согласно которому «Счастливым человеком является тот, кто ищет для своей души того состояния счастья, которое она обретает, когда отделяется от тела.

По Насириддину, группой ученых сделано обобщений, в котором говорится о животных, на которых тоже распространяется понятие «счастье». Но в действительности, это обобщение является метафорой. Потому, что причины достижения животными своей энтелехии немыслимы. Исходящие от них повадки, бывают по причине их способности, которую они приобрели от природы. Следовательно, такое счастье не является истинным. То, что имеют некоторые животные, например, хороший корм и свежую воду, хорошие условия для отдыха, отрицаются Насириддином как вещи, приводящие к благополучию. Он уподобляет их тем предметам, которые относятся к таким понятиям, как удача и случайность, которыми могут обладать и люди.

Моральное понятие «добро» имеет еще и другие стороны, которые, согласно определению философов, в том числе нашего философа, заключаются в том, что благодеяния бывают либо законченными, либо не законченными. В свою очередь, стремление человека бывают либо завершенными, либо не завершенными. Завершенное благо у мыслителя – это счастье, после приобретения которого владеющий им человек не стремится к чему-то большему. А то, что является не завершенным, то к нему можно отнести, например, здоровье и благосостояние, при наличии которых человек не ограничивается только ими, а требует к ним какие-нибудь дополнительные вещи. Не законченное благо он видит на примере обучения, лечения и гимнастики.

Как пишет Насириддин Туси, «одна из групп древних мудрецов, например, Пифагор, Сократ, Платон и другие, предшественники Аристотеля, счастье относили к душе, и утверждали, что тело не имеет к нему никакого отношения. Затем их взгляды совпадали в том, что счастье состоит из четырех видов, которые именуются благодетельными видами, а именно: мудрость, доблесть, целомудрие и справедливость. Они считали их достаточными для определения счастья и думали, что нет необходимости в других телесных и не телесных благодеяниях». Такое моральное явление, упомянутые мыслители, мотивируют тем, что, если человек, обладающий этими благородными качествами неизвестен, либо он дервиш, либо изувечен или с недостающими органами тела (калека), либо он подвержен несколькими болезням и бедам. А счастье таких людей так и не будет свободно от страданий. К душевным изъянам мудрецы относят также порок разума и плохое состояние сообразительности. Наличие этих факторов (изъянов души), согласно их мнению, затрудняет приобретение совершенства и счастья. Эти философы пришли к такому «согласованному мнению потому, что тело для них является орудием (алат) для души. Они ставили (этим) всю человеческую сущность в зависимость от его говорящей души». Из этой философской мысли Насира Туси можно заключить, что он не согласен с некоторыми моментами концепции предшествующих ему мудрецов, считавшими тело орудием души, а сущность человека зависимой от его говорящей души. Насириддин Туси останавливается и на концепции послеаристотеликов. По их убеждению, счастье состоит из двух частей: а) счастья души и б)счастья тела. Они говорили, что пока душевное счастье не соединится с телесным, оно не может называться полным (совершенным) счастьем. Они вещей существующих вне тела и относящихся к удаче и случайности также относили к телесному счастью. Такая концепция со стороны Насириддина Туси оценивалась как несостоятельная. При этом он исходил из той точки зрения, что как удача, так и случайности не обладают ни устойчивостью, ни постоянством.

??=?????

>) нуждается в искусстве уметь управлять. В умение управлять философы видят счастья правителя, что является весьма важной идеей. К этому определению Аристотеля аспектов счастья наш философ считает необходимым добавить, что если какое-нибудь благо дается людям от Бога, то это и есть настоящее счастье из всех видов счастья. Его Насириддин считает дареным Богом счастьем. С его точки зрения, Богом данное счастье, стоит в иерархии степеней счастья на самом благородном месте и является самой высшей ступенью благ; оно свойственно сформировавшему человеку, а к несовершенному человеку, например детям, оно не относится. Из данного определения философа вытекает вывод, что, счастье, дано человеку не от рождения, в таком случае, люди счастливые стали бы иметь его с самого детства. Сущность идеи Насириддина Туси состоит в том, что счастье приобретается человеком в его общественном бытии, в его стремлении к нему. Счастье – это результат неустанного труда, итог практической, созидающей, преобразующей и духовно обогащающей жизнедеятельности. Оно становится истинным счастьем только тогда, когда человек чувствует себя удовлетворенным.Великое счастье (саодати узмо) «величайшее благо», помыслителю, постигается человеком либо в процессе его жизнедеятельности, являсь результатом его действий (поступков), либо после его смерти (добрым именем).

Насириддин Туси убежден, что для того, чтобы достичь вечного счастья необходимо найти пути к вспомогательным средствам с целью изучения благородных сущностей (субстанций), находится в постоянном поиске, чтобы найти их, испытать страстное желание приобрести их на пути к вечному счастью. Хаджа этот процесс считает первой ступенью из ступеней счастья. Согласно этой ступени концепции счастья, после перехода в тот мир душа человека больше не нуждается в телесных факторах. С лицезрения священной красоты, которая является выражением настоящей нравственности, истинной мудростью, завершается процесс приобретения душой счастья. И она (душа), как образно пишет Насириддин Туси, поглощенная славой и честью и украшенная атрибутами Великой истинны, достигает второй ступени счастья. В свою очередь, каждая ступень счастья имеет отдельную, входящую в неё, ступень. Первую из них, он называет низкой или близкой. В нее входят люди, которые находятся в телесных ступенях. Достоинство этой стороны зависит от победы людских страстей над скрытыми от них явлениями, от их совести, делах и стремлениях к другому миру. Вторая ступень называется дальней. Она относится к людям, находившимся в духовной ступени счастья, на той стороне, где она бывает фактически (бафеъл). Поэтому оно совершенствуется поэтапно: от одного совершенства к более высокому совершенству тех субстанций, которые по своей сущности непосредственно связаны с материальным миром. Это происходит посредством наслаждений и регулирования мирских дел.

Таким образом, цель моралистического учения Насириддина Туси состоит в том, что он на основе приведенных им множества точек зрения доказывает пагубный путь тех, кто выбрал для себя аморальный образ жизни и осуждает проступки не соответствующие социально – этическим нормам, и критериям человеческой морали. Подытоживая свое исследование проблемы, Насириддин Туси пишет, что «таким образом, выяснилось, что счастье человека, пока существует сам человек, приведено в порядке, в рамке двух ступеней. Первая ступень подвержена признакам страдания и пороков, как по причине лишения от дальней ступени, так и по поводу их занятости природными заблуждениями и чувственными соблазнами. Такое счастье в действительности является не полным, несовершенным счастьем. Полное счастье – это счастье людей второй ступени. Они свободны от всяких пороков и освещены лучами божественного света».

Параграф пятый второй главы «Методы совершенствования морали. Принципы сохранения здоровья души и её излечения» охватывает животрепещущие проблемы бытия человека и его место в мире бытии других сущих. В этой связи автор отмечает, что Насириддин Туси в своей философии морали о принципах сохранения здоровья души и ее излечения придерживается известного в народе принципа: «В здоровом теле – здоровый дух». По Насириддину, если душа добрая и достойная, то она способна приобрести добродетели, снабжаться обилием счастья, достигаемых посредствам настоящих и истинных, достоверных качеств. Субъект, обладающий такой душой, обязан заботиться о факторах, помогающих в сохранение этих моральных условий. По закону сохранения здоровья души, мыслитель предлагает человеку, обладающему такой душой в своем общении с другими людьми выбирать из них таких людей, которые имеют аналогичные качества, мудрые правила. Ибо ничто так не покоряет душу, как хороший собеседник. Чтобы не нанести душе вред необходимо воздерживаться от дружбы и связей с людьми, не обладающими такими качествами.. Избежания этой (социальной) группы он считает важнейшим условием и самым необходимым фактором сохранения здоровья души и счастья. Насириддин Туси предупреждает людей избегать воздействие таких форм этикета, как внимание к аморальным разговорам, носителями которых бывают порочные люды. Присутствие в кругу такой группы душа приобретает столько нечистот и отвратительного, что на ее очищение приходится тратить не мало времени жизни, и излечение души, от них, часто становится невозможным. Насириддин особо подчеркивает опасность воздействия этих аморальных явлений на интеллектуалов.Он пишет: «Бывает, что часто такие обстоятельства становятся причиной (моральной) порчи выдающихся мудрецов и средством соблазна именитых ученых, не говоря уж о молодых, ищущих счастья и изучающих навыки жизни, нуждающихся в наставлениях».

Сохранения здоровья души Насириддин Туси видит в необходимости совершения похвальных деяний. Это происходит как теоретическими, так и практическими путями. Способности души возрастают день ото дня. В этом процессе душа овладевает новыми качествами, не допуская при этом никакой небрежности.. В этом смысле действия души аналогичны телесным упражнениям в духовной медицине.

Насириддин Туси констатирует, что душа способна изолировать пороки, существующие в ней. Говоря о методах отстранения душевных дефектов (болезней), он пишет, что, как в медицинской науке телесные болезни устраняются посредством противоположностей, так и в медицине души отстранение пороков души должны осуществляться посредством противоположностей этих пороков. Как указывает ученый, наличие четырех добродетелей и восьми пороков является важным фактором этого акта. Насириддин Туси утверждает, что закономерность излечения болезней души заключается в познании видов недуга, затем причин недуга и определение его признаков.

загрузка...