Delist.ru

Социальная философия Насириддина Туси (15.09.2007)

Автор: Матецкая Анастасия Витальевна

Об идентичности нравственных идей Газзали и Насириддина Туси говорит Шамолов А. По Шамолову А., отправным пунктом обоих земляков служат пути достижения совершенного счастья..

Отдельные аспекты социальной философии «Третьего учителя» изучены Азербайджанскими учеными А. К. Закуевым, Г.Д. Мамедбейлим, Ш.Ф. Мамедовым, А. К. Рзаевым и др.

В работах этих исследователей весьма лаконично излагаются Насириддинова теория идеального общества и некоторые его идеи о воспитании детей, о роли совместного труда в пользу общества.

Из европейских ученых социальной философии наибольшее внимание уделяет Х.Корбен. Он в своей работе «Та’рихи фалсафаи исломи» («История мусульманской истории») рассматривает многие стороны творчества «Третьего учителя». По мнении Х.Корбена, пик творческого наследия и развития духовной личности Насириддина Туси более заметен в области практической философии, например, в его книге «Ахлак-и Насири». В области мистисзма и шиитского суфизма его идеи отражены в его небольшой работе «Авсаф ал-ашраф» («Характеристики благородных людей»), хотя и является работой мистического содержания, но она написана философским языком и в философском духе.

Из выше изложенного вытекает, что социальные воззрения Насириддина Туси не нашли еще сколько нибудь полного своего изучения. О его социальной философии до сих пор нет цельного и обстоятельного исследования

Цели и задачи исследования. Исходя из степени изученности проблемы, диссертант ставит перед собой следующие цели и задачи:

-проанализировать и выявить сущность нравственных взгляды Насириддина Туси, исходя из требовании нового подхода к исследованию исторических и философских учений, продиктованного реалиями нашего времени;

- раскрыть сущность социальной философии Насириддина Туси, её проблематику, основные категории и понятия, самобытность его социальных взглядов;

- оценить разноречивые подходы к исследованию социальной философии Насириддина Туси, существующее в исследовательской литературе;

определить теоретическую и практическую значимость социальной философии Насириддина Туси;

выяснить значимость социальной философии Насириддина Туси для современности;

определить историческую судьбу философии Насириддина Туси и ее влияние на социально теоретическую мысль мусульманского мира.

В связи с выше указанной целью диссертант решает следующие задачи:

-выявить социально – этические, общественно – политические и духовно – культурные истоки социальной философии Насириддина Туси;

-определить сущность социальной философии Насириддина Туси о морали: а) учение о человеке как начале и основе философии морали; б) сущность морали и её изменчивость; г) о видах и родах моральных качеств; д) порядок приобретения добродетелей и ступени счастья; е) методы совершенствования морали и принципы сохранения здоровья души и её излечение;

-выявить основные особенности и социальную значимость философии домоводства Насиридина Туси;

-определить сущность, задачи и содержание гражданской философии Насириддина Туси;

-раскрыть сущность взглядов Насириддина Туси об обществе, государстве и его формах;

-определить влияние социальной философии Насириддина Туси на последующее развитие этой отросли знания.

Научная новизна диссертации исходит из того, что в ней впервые проведено обобщающее исследование социальной философии Насириддина Туси.

Наряду с этим в диссертации впервые обосновываются следующие идеи:

-Насириддин, как учёный и философ сформировался в противоречивой эпохе, когда противоборство между различными социальными и этническими группами, религиозными учениями и философскими доктринами приняло острые формы. Именно эти культурно-исторические реалии предопределили стиль социального мышления мыслителя;

-систему социальной философии Насириддина Туси составляют учение (1) о морали и нравственности, (2) о домоводстве и (3) гражданской мудрости. В связи с этим система социальной философии Насириддина Туси глубоко отличается от системы социальной философии ал-Фараби, заключающая в себе такие структурные элементы как (1) гражданская философия и (2) философия нравственности. Трехчленная система социальной философии Насириддина Туси, по всей вероятности, формировалась, с одной стороны, на базе гражданской философии ал-Фараби, с другой – на основе учения Ибн Сины о нравственности и домоводческой мудрости (тадбири манзил);

этика Насириддина Туси по своей сути носит эвдомонический характер. Это подтверждается как его учением, так и о формах и принципах морали. Важнейшим средством достижения счастья он считает производительный труд на собственное благо, на благо других людей и общества;

Насириддин Туси является одним из первых мыслителей, который в борьбе с ашаризмом и другими школами калама утверждал принцип изменчивости морали под влиянием общественной среди и воспитания. Этим самым он возвышал принципы обучения, образования и воспитания;

философия домоводства Насириддина Туси в большей мере овеяна мусульманским духом. Это особенно проявляется в ходе изложения взаимоотношения супругов. Но вместе с тем его домоводческая мудрость глубоко пронизана гуманистическими идеями и мыслями, что ярко проявляется при анализе проблемы домохозяина и слуг. Он вслед за Авиценной и вопреки Платону и Аристотелю считает, что рабы и слуги также люди и достойны соответствующего социального признания и уважения;

определяя общество как союз людей ради добывания средств существования, Насириддин Туси в принципе правильно определяет сущность и значение общества. Важнейшим условием бытия общества он считает разделение труда, мотивируя это тем, что один человек не в состоянии произвести все жизненные блага необходимые для нормального бытия;

Насириддин Туси вслед за ал-Фараби и Авиценной анализируя проблему добродетельного города и недобродетельных городов, по существу анализирует проблему различных типов государства. Анализ показывает, что добродетельный город не имеющий, по ал-Фараби и Насириддину Туси никаких форм и разновидностей, представляет собой прообраз гражданского общества.

Эти идеи, определяющие новизну диссертационного исследования, выдвигаются на защиту.

Теоретической и методологической основой исследования являются диалектические принципы историческо - философского исследования, исторический, логический, герменевтический, сравнительный и системный методы анализа. В качестве теоретической и методологической основы диссертационного исследования использованы труды выдающихся отечественных и зарубежных ученых по теории развития историко-философского процесса

Источники исследования. К источникам исследования относятся «Авеста», «Авесто», труды Насириддина Туси «Ахлак-и Насири» («Насирова этика» «Ахлак – и Мухташами» («Мухташамова этика»), «Адаб ал – мутааллимин» («Воспитание учащихся»), «Авсаф ал – ашраф» («Описание достоинств благородных людей»), «Сайру сулук» («Жизненный путь и идейное формирование»), «Шарх масалат ал – илм» («Комментария к проблеме науки»), сочинения Платона, Аристотеля, Боэция, Ибн ал-Мукаффа, ал-Фараби Ибн Сины «Тадбири манзил»» («Домоводство; Мухаммада Газзали, Унсуралмаали Кайкавуса, Абу Али Мискавайха, Ибн Халдуна, Джалолиддина Давони и др., сведения о которых даны в списке использованных источников и литературы, помещенной в конце диссертационной работы

Теоретико-методологическая и практическая значимость исследования.

Материалы диссертации могут быть использованы при:

разработке социально-нравственных, общественно-политических концепций, имеющих историческое значение, отвечающих современным духовно-культурным потребностям нашего народа;

написании истории социально - политической мысли и социальной философии стран Ближнего и Среднего Востока, чтении курсов лекции по истории философии в вузах и общеобразовательных школах;

изучении истории и теории практической философии и составлении учебников и учебных пособий для высших и средних учебных заведений;

многие положения дидактического и этического учения философа-моралиста, рассмотренные и изученные в диссертации, могут быть широко использованы при разработке различных программ учебно-воспитательного характера.

Апробация работы. Основные положения работы изложены в публикациях автора, в его выступлениях в ежемесячных научных семинарских занятиях и ежегодных научных конференциях, проводимых в Таджикском Государственном университете коммерции, на лекциях и практических занятиях, при обсуждении диссертации на кафедре «Философии и культурологии» ТГУК и Отделе истории философии Института философии АН РТ. Основные положения диссертации опубликованы в монографии «Социальная философия Насириддина Туси» и 15 статьях. Материалы диссертации использованы автором при написании учебного пособия «Ахлоки муносибатхои расми (кори)» («Этика деловых отношений») – Душанбе, «Ирфон», 2006, а также в монографии «Социально-этические взгляды ал-Калкашанди». Душанбе. 2007.

Структура и содержание диссертации определены в соответствии с её целями и задачами. Диссертация состоит из введения, четырех глав, охватывающих тринадцать параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава «Идейные истоки социальной философии Насириддина Туси состоит из четырех параграфов. В первом параграфе «Зороастризм как источник социальной философии Насириддина Туси» определяя взаимосвязь, взаимодействие и взаимовлияние культур и цивилизации народов прошлых времен, автор отмечает, что философское и социологическое наследие, которое хорошо знал философ, являются истоками его социологических воззрений. Из них, наряду с античной культуры и философской мысли, зороастризм и учения его основателя и систематизатора – Заратуштра, признанный как пророк «первой в мире государственной религии в VII в. до н. э. », занимают особое место

загрузка...