Delist.ru

Социальная философия Насириддина Туси (15.09.2007)

Автор: Матецкая Анастасия Витальевна

Шоихтиёров Худоёр.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

НАСИРИДДИНА ТУСИ.

09.00.03 – история философии.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Душанбе – 2007.

Работа выполнена в Института философии им. академика А.М. Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан.

Научные консультанты – Диноршоев М.Д. академик

- Буторов С.А. доктор философских наук

Официальные оппоненты: Комилов Р.С., доктор философских наук, профессор.

Хазраткулов М., доктор философских наук.

Диноршоева З.М., доктор философских наук.

Ведущая организация: Кафедра философии Таджикского государственного Педагогического Университета им. С.Айни.

Защита диссертации состоится «13» ноября 2007 года в 13.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 047.005.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Институте философии имени академика А.М. Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки 33.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной библиотеке АН Республики Таджикистан им. Индиры Ганди (734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки, 33)

Автореферат разослан «12» октября 2007 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

доктор философских наук Х.Идиев.

Введение

Актуальность темы. Насириддин Туси является выдающимся ученым-энциклопедистом 13 столетия внесший большой вклад в развитии всех отраслей знания своей эпохи. Особенно велики его заслуги в развитии естественнонаучного знания и философской мысли. Его естественнонаучное наследие области математических знаний изучено достаточно хорошо. В определенной степени изучено и его онтологические и гносеологические взгляды. В меньшей степени исследована его социальная философия. А между тем в современных условиях – в условиях транзитных обществ, сопряженных с глубокими экономическими, социальными, политическими и духовно - культурными изменениями, наиболее востребованными стали не только современные социально-философские теории, но и различные социально-философские концепции, разработанные в истории философии и социальной мысли. Востребованность исторических форм социальных философий обусловлено тем, что в них заключено множество идей. Гипотезы и теории общественного характера, могущие в известной мере служить предпосылкой для объяснения происходящих ныне общественных трансформационных процессов. В этой связи актуальность исследования социальной философии Насириддина Туси охватывающая вопросы философии морали, домоводства и гражданской философии, не вызывает сомнений.

Актуальность изучения социальной философии Насириддина Туси обусловлена следующими обстоятельствами:

- в условиях постсоветских транзитных обществ Центральной Азии наряду с глубокими социально-экономическими и политическими изменениями идет ломка прежних морально-нравственных и духовных ценностей общества, усиливается индивидуалистическая и эгоцентрическая мораль. В связи с этим перед названными обществами стоит задача создания философии морали основанной на национальных морально-нравственных традициях и исторических формах философии морали, созданных мыслителями различных эпох. Среди исторических форм философии морали, созданных нашими мыслителями наиболее развитым является этическое учение Насириддина Туси, охватывающее определение сущности морали и обстоятельный анализ всех моральных добродетелей, норм и принципов и оказавшее плодотворное влияние на последующее развитие этической мысли стран мусульманского Востока. Всестороннее исследование философии морали Насириддина Туси и практическое применение ее принципов и норм безусловно помогло бы совершенствованию моральных устоев транзитных обществ и современного человека.

В рамках своей этической философии Насириддин Туси больше внимания уделяет анализу проблемы счастья. Счастье, по мыслителю, результат неустанного труда, итог практической, созидательной, преобразующей и духовно обогащающей деятельности. Убедить современное поколение в незыблемости этих непреходящих принципов – важное условие благоустройства современного общества.

В транзитных обществах Центральной Азии терпят значительные изменения принципиальные основы семьи, как важнейшей ячейки строящегося гражданского общества. В философии домоводства Насириддина Туси, составляющая важнейший структурный элемент его социальной философии, с гуманистических позиций проанализированы принципиальные вопросы социальной, культурологической, воспитательной сущности семьи, взаимоотношения супругов, родителей и детей, домохозяина и слуг. Реализация гуманистических идей, высказанные Насириддином Туси по этим вопросам в известной мере могут служить теоретическим обоснованием создания здоровых семейно-бытовых отношений.

- в социальной философии Насириддина Туси большое внимание уделено анализу сущности общества, взаимодействия общества и человека, форм общественной жизни и государственного строя, социальной справедливости и социального равенства и т.д. В частности довольно обстоятельно анализирована проблема форм общества – государства – от монархии и аристократии до олигархии и демократии. Реализация высказанных в этой связи Насириддином Туси идей имеют большое значение для выработки стратегии и тактики общественного согласия, избегания и преодаления социальной неприязни и конфликтов, национального мира и устойчивого развития общества. Гуманистические идеи изложенные автором в ходе анализа основных проблем в своей социальной философии приобретают особую ценность в условиях глобализации, современных рисков и вызовов и задач в борьбе с экстремизмом и терроризмом.

Исследование социальной философии Насириддина Туси необходимо для выяснения закономерностей развития этой отрасли знания в странах мусульманского мира, сопоставитель6ного изучения истории восточной и западной социальной философии, написаний научно-обоснованной истории социальной флософии.

Степень изученности проблемы диссертации. Работы Насириддин Туси по основным областям знания: философии, этике, медицине, биологии, математическим наукам, литературе, правоведению, суфизму, хадисоведению, комментариям Корана (калам) стал объектом изучения как восточных, так и западных ученых.

Среди ученых, исследовавших наследия Насириддина Туси велики заслуг таких иранских ученых, как Мухаммад Таки Разави, Мухаммад Мударриси (Зинджани), Насру Пурджавади, Сайид Джалал Хусайни Бадахшани, Муджтаба Минуи, Бузурги Алави, Али Рида Хайдари, Хусайн Ма’сум Хамадани многих других, которые хить и не исследовали социальную философию Насириддина Туси, тем не менее издав его основные сочинения, касающиеся социальной философии, снабдив их предисловиями, подготовили почву для более обстоятельного исследования его социально - философской доктрины.

Большая заслуга в изучение философской, этической, общественно – политической и научной мысли философа принадлежит таджикским философам А.М. Богоутдинову, М.Н.Болтаеву, Диноршоеву М.Д., Н.Идибекову, М.Исаеву, Комилову Р.С, Н.А.Кулматову, М.К.Мирбобоеву,Раджабову М.Р., Шамолову А.А. и др.

О месте и влияние Насириддина Туси в очень сжатой форме упоминает А.М.Богутдинов. Он пишет, что «философ был последователе Ибн Сины и защитником его идей, писал комментарии к отдельным его книгам, в его работах получили яркое освещение многие вопросы философии, в этике он придерживается таких же взглядов, как и Насир Хисрау». Быть может, следовало бы говорить о созвучности этического учения ал-Фараби, Ибн Сины и Насириддина Туси.

В работе Диноршоева М. Д. дается обстоятельный анализ различных аспектов философской концепции Насириддина Туси и отмечается, что «…интересны и социологические его идеи. В частности, обращает на себя внимание положение мыслителя о том, что без производства и накопления продуктов питания человеческий род не может существовать, что в основе возникновения семьи лежат экономические причины и нужды продолжения рода». М.Д. Диноршоев высоко ценит содержанию третьей статьи «Ахлак-и Носири», называемой «Городская политика», применительно к поставленным перед собой задачам общефилософского характера и не касались, в широком смысле слова, социальную философию Насириддина.

М.Р.Раджабов, признавая разностороннее воздействие Насириддина Туси на развитие философской мысли, особенно её практической части, ставит его наряду с истинными борцами за свободу мысли, за истину, за утверждение духовных человеческих ценностей, за социальную справедливость: «К числу таковых, - пишет философ, - принадлежит этическое учение выдающегося ученого и философа Насириддина Туси, изложенное в его социальном произведении «Ахлок-и Насири» («Насирова этика»).

Н.Идибекову принадлежит заметная заслуга в изучении теории Насириддина Туси о свободе воли. Он в суммарной форме выдвигает свои идеи об историческом развитии проблемы, доказывая их на основе взглядов конкретных мыслителей ( Васил, Ашари, Наззам, Мухтамир, Аттор, Санои, Джалолиддин Руми, Фараби, Ибн Сина и др.) и учений различных мусульманских сект. Но когда он пишет о вкладе Фараби, Ибн Сина и Ибн Рушда в решении вопроса свободы воли и считает их главной опорой Насириддина Туси, тогда возникает сомнение в том, что Ибн Рушд является источником его идей по данному вопросу. Ибо об этом в работе Насириддина по этике нет сведений. Однако может быть, что Идибеков ссылается на аналогичность мысли всех троих философов.

Комилов Р.С., изучая социально- утопические взгляды Насирддина Туси, его социальную утопию относит к неотделимой части общественно - политических идей мыслителя. Говоря об отличии взглядов Насира Туси и его предшественников, он верно констатирует факт более существенного отличия взглядов Насириддина Туси от взглядов его предшественников по отношению к равенству, считавшимся основной целью справедливости в обеспечение равенства между людьми. Согласно справедливому суждению Комилова Р, если его предшественники под равенством подразумевали лишь равенство материальное (например, маздакиты), то у Насириддина это понятие употребляется в более широком плане и распространяется на сферу права и политики. В работах Комилова Р. Затрагиваются и другие стороны социальной философии Насира Туси. Но они имеют локальный характер и приурочены к отдельным моментам его работ.

Полезные для практического действия по изучению социальной философии Насириддина Туси научные сведения и заключения мы находим и в других работах Комилова Р.С.

О близости социально – этических и общественно – политических взглядов Мискавайха и Насириддина Туси пишет Исаев М. Он, этот вопрос излагает под названием «Насириддин Туси – последователь и продолжатель этических мыслей Мискавайха», и Насириддина Туси считает среди философов первым, кто обратил внимание на этические учения Мискавайха.

Мирбобоев М.К. в своем исследовании «Этика Джалолиддина Давони» останавливается на ряд положений принципа последовательности в концепциях морали таджикско-персидских философов Фараби, Ибн Сина, Мискавайха, Насириддина Туси, Давони, Али Кушчи и др. Он говорит, что в своем нравственном воззрении Давони выступает как последователь вышеназванных мыслителей и что Давони написал «Ахлоки Джалоли» согласно существующим богатым этическим традициям, на основе учений своих предшественников, в частности, Н. Туси.

загрузка...