Delist.ru

Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей педагогической школе (15.09.2007)

Автор: Салехова Ляйля Леонардовна

и методы Соотношение

I основная единица содержания – билингвально-дидактический элемент, включаемый в содержание ИЯ и математических дисциплин;

направленность содержания – социокультурная; интегрированные лекции и семинарские занятия; проектная деятельность; информационные технологии; традиционные, развивающие методы обучения;

дублирующая модель с элементами аддитивной

II единица содержания – билингвальный предметно-тематический модуль;

интегрированная модульно-блочная программа;

основной акцент в содержании на школьную математику; элективный курс; беседа, лекция, проектная деятельность, текстовая информационная деятельность, решение речемыслительных задач, методы активного обучения, мягкое погружение;

аддитивная модель

с элементами паритетной

III единица содержания – дисциплина на ИЯ;

модульно-блочное построение содержания;

направленность содержания – научная в рамках выбранной дисциплины.

спецкурс или факультативные занятия; иммерсия – основной метод; другие методы БО; методы преподавания математических дисциплин (лекция, беседа, проблемное обучение, самостоятельная работа с учебной и научной литературой, самостоятельное выполнение тренировочных упражнений и решение предметных задач).

паритетная модель

В процессе опытно-экспериментальной работы с 1997 по 2007 годы исследовалась результативность функционирования системы, реализующей построенную гипотетическую дидактическую модель билингвального обучения математике будущих учителей. Экспериментальной базой выступал Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Казань).

Диагностические исследования проводились на разных этапах формирующего эксперимента, их целью было выявление в соответствии с разработанными критериями (Приложение 2) уровня сформированности БПК по математике у студентов, обучающихся по специальностям “Математика и английский язык”, ”Информатика и английский язык”. Был разработан диагностический инструментарий для исследования уровней сформированности отдельных компонентов БПК по математике и оценки её как интегративного качества личности. Мониторинг проводился с учетом объективной и субъективной составляющих.

Ниже приведены результаты диагностики базовых коммуникативных качеств математической речи у студентов контрольной и экспериментальной групп, подвергшиеся статистической обработке с помощью критерия для сравнения двух средних произвольно распределенных генеральных совокупностей (Таблица 4).

Таблица 4.

Результаты статистической обработки

Коммуникативное

качество математической речи

Контрольная

группа

Экспериментальная группа

Статистически достоверное различие результатов контрольной и экспериментальной групп позволяет утверждать, что методика формирования базовых коммуникативных качеств математической речи у будущих учителей в процессе билингвального обучения математике эффективна.

Уровни сформированности специального иноязычного и предметного компонентов БПК по математике проверялись одновременно (Таблица 5).

Таблица 5.

Уровни сформированности специального иноязычного

и математического компонентов

уровень освоения группа А

2005-2006 уч. год группа В

2006-2007 уч. год. ВСЕГО

очень высокий 12,5% 20% 16,13%

высокий 31,25% 33,3% 32,26%

средний 31,25% 26,7% 29,03 %

низкий 18,75% 20% 19,35%

очень низкий 6,25% - 3,23%

Тот факт, что 77,42% от общего количества студентов показали средний, высокий и очень высокий уровни сформированности специально-языкового и предметного компонентов БПК по математике, позволяет нам сделать вывод об эффективности применяемой технологии билингвального обучения. Следующая гистограмма отражает динамику роста показателей успешности по освоению математического содержания билингвальных предметно-тематических модулей. Способности студентов к освоению предметного содержания в билингвальном режиме постепенно растут, что обусловлено психологической адаптацией, развитием их специальной иноязычной компетенции в области математики и профессионального мастерства преподавателя, осуществляющего билингвальное обучение математике.

Междисциплинарно – компетентностный подход к диагностике результатов двуязычного обучения потребовал применения нетрадиционных методов измерения уровней сформированности БПК по математике, для этого мы оценивали учебное портфолио студентов. Конечной целью компоновки учебного портфолио являлась демонстрация прогресса в обучении по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.

Содержание портфолио было разбито на категории и далее осуществлялось процентное распределение общей оценки по отдельным категориям: обязательная категория (50%): промежуточные и итоговые проверочные работы, тесты, конспект билингвального урока; необязательные категории (50%): ситуативные (20%) – выполнение проекта по конспекту урока и его электронная презентация, ролевая игра; описательные и поисковые (15%) – копии статей из журналов и книг, прочитанных студентом, копии файлов и текстов из сайтов Интернета, компьютерных программ и энциклопедий и т.д., внешняя (5%) – описание результатов наблюдений преподавателя, одногруппников за данным студентом на занятиях, во время ролевой игры, дискуссии, презентации проекта, ответов на вопросы и т.д.

загрузка...