Delist.ru

Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей педагогической школе (15.09.2007)

Автор: Салехова Ляйля Леонардовна

- принцип использования двух языков – родного и иностранного – как способа познания, самопознания и саморазвития в процессе освоения предметного математического знания;

- принцип единства мыслительной (математической) и речевой деятельности на иностранном языке;

- принцип опоры на родной и иностранный языки;

- принцип рационального ограничения и коммуникативной достаточности;

- принцип междисциплинарной взаимосвязанности и взаимообусловленности;

- принцип оптимальности;

- принцип постепенного, качественного усложнения содержания;

- принцип фундирования базового школьного математического знания;

- принцип мотивации к развитию способности и готовности использовать иностранный язык в специальных целях, к участию в международных образовательных проектах, к продолжению образования с использованием иностранного языка.

б) Определены факторы, подлежащие учету при разработке дидактико-методических основ билингвального обучения математике:

- специфика математического языка;

коммуникативные качества математической речи;

особенности английского математического языка;

психологические особенности мышления в процессе усвоения математики и иностранного языка;

поликультурные факторы.

в) Выявлены и обоснованы сущностные, структурно-содержательные и функциональные характеристики билингвальной предметной (математической) компетенции будущего учителя, как цели билингвального обучения математике, которая представляет собой совокупность общепедагогических, межпредметных и специальных математических знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность к осуществлению успешной профессиональной деятельности в школе на родном и иностранном языках в условиях межкультурного общения.

Определены критерии оценки уровня её развития:

- предметный, определяемый уровнем развития математического мышления и освоения математических знаний, умений и навыков;

- специальный языковой (в области родного языка), который отражает уровень развития общей языковой и речевой компетенции, культуры математической речи у будущих учителей;

- специальный иноязычный, отражающий уровень знаний и умений по различным аспектам иностранного языка (лексика, грамматика и т.д.), по видам речевой деятельности (письмо, чтение и т.д.) на английском математическом языке;

- общепедагогический, отражающий уровень развития педагогической компетенции, представляющую синтез педагогических знаний, умений и профессиональных способностей, адекватных определенному типу ситуаций или ситуативных задач, обусловливающих успех деятельности;

- межкультурный, отражающий уровень культурно-исторических знаний будущего учителя в области математики и способность студента осуществлять социальное взаимодействие в поликультурном обществе.

4) На основе разработанной концепции сконструирована, экспериментально проверена и внедрена в образовательный процесс педагогического вуза дидактическая модель билингвального обучения математике, представляющая единый комплекс целевого, содержательного и технологического компонентов. Стратегической целью обучения является формирование у будущего учителя математики билингвальной предметной компетенции. Содержание выступает как системообразующий компонент предметно-ориентированной модели билингвального обучения, поскольку именно через содержание моделируется и программируется учебный процесс, оно реализуется через билингвальные элементы, предметно-тематические модули (по алгебре, геометрии, началам анализа и информатике) и математические дисциплины, преподающиеся на иностранном языке. Разработан алгоритм конструирования содержания в условиях вуза на уровне: учебного плана; учебной дисциплины; учебного материала; процесса обучения; структуры личности. Созданы билингвальная модульно-блочная учебная программа по математическим дисциплинам и учебно-методический комплекс. Технологический аспект модели билингвального обучения представлен методами билингвального обучения, технологией решения речемыслительных задач, методом проектов, информационными технологиями и т.д. Процесс билингвального обучения в вузе имеет свою динамику развития и разбит на три этапа, соответственно спроектированная модель имеет три уровня реализации (дублирующий, аддитивный, паритетный). Важной характеристикой построенной модели билингвального обучения в вузе является её гибкость, которая понимается как возможность адаптации и технологичность применения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём:

благодаря раскрытию генезиса системы и содержания отечественного билингвального образования средствами родного и иностранного языков обогащена теория образовательных систем;

в рамках личностно-развивающей парадигмы современного образования разработаны концептуальные подходы и принципы билингвального обучения математике, характеризующие его как учебно-познавательную деятельность по овладению математическими знаниями средствами родного и иностранного языков;

создана теоретическая модель билингвального обучения математическим дисциплинам в высшей педагогической школе, направленная на учет потенциала двуязычия, развитие, воспитание, образование и социализацию личности средствами двух языков;

с позиции компетентностного подхода, в русле которого осуществляется мониторинг результатов образования, определяемых целями билингвального обучения математике, разработано теоретическое понятие “билингвальная предметная компетенция по математике”, его сущностные, структурно-содержательные и функциональные основы, обогащающие двуязычную дидактику;

намечены перспективы дальнейших научных исследований в области проектирования современных предметно-ориентированных дидактических моделей билингвального обучения, связанные с расширением спектра языков (национальных, международных) и предметных областей (физика, география, химия и т.д.);

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

реализация построенной дидактической модели билингвального обучения математике возможна не только в педагогических вузах, но и в других образовательных институтах;

разработанная технология двуязычного обучения математике может быть использована в образовательном процессе наряду с другими авторскими технологиями;

результаты исследования обогащают фонд современного историко-педагогического знания о развитии билингвального образования в России, в частности, двуязычного предметно-ориентированного обучения;

разработанные в нем теоретические построения в настоящее время реализуются в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете и целом ряде лицеев и гимназий г. Казани, они нашли отражение в различных видах учебно-методической документации (планах работы, рабочих программах, планах учебных занятий и т.п.), представлены в двух монографиях, ряде учебных и учебно-методических пособий;

апробирован и внедрен в образовательный процесс учебный курс “Билингвальное обучение математике” и поддерживающий его учебно-методический комплекс; разработанный спецкурс может преподаваться в образовательных учреждениях с билингвальным обучением;

практическая реализация разработанной в исследовании дидактической модели билингвального обучения математике способствует совершенствованию профессиональной компетенции студентов, будущих учителей;

теоретические положения исследования, моделируемость и технологическое обеспечение билингвального обучения могут служить научно-методической базой для совершенствования государственного образовательного стандарта высшего профессионального педагогического образования и его модернизации в соответствии с требованиями, предъявляемым современным обществом к педагогам.

На защиту выносится:

- теоретическое обоснование генезиса билингвального образования средствами родного и иностранного языков в СССР, а затем в России, в период с 1947 по 2007 гг., охватывающий школьный, вузовский и постдипломный уровни, в контексте мировых лингвообразовательных процессов в тесной связи с общими историческими и социально-экономическими условиями его развития;

концепция билингвального обучения математике будущих учителей, ведущая идея которой о том, что язык (родной или иностранный) при билингвальном обучении используется и как средство коммуникации, и как инструмент приобщения к миру специальных знаний, реализуется через специальные принципы билингвального обучения математике;

загрузка...