Delist.ru

Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей педагогической школе (15.09.2007)

Автор: Салехова Ляйля Леонардовна

Вместе с тем содержательно-функциональный и сравнительно-сопоставительный анализ существующих педагогических теорий и концепций билингвизма показывает, что в современной педагогической науке теоретически разработаны различные аспекты билингвального образования. Так, его общетеоретические основы изучались Е.М. Верещагиным, Г.М. Вишневской, М.В. Дьячковым, В.Г. Костомаровым, А.А. Метлюк, Н. Мэш, У. Макки, Е. Оттеном, В.Ю. Розенцвейгом, М. Сигуан, А. Тюрманом. Лингвистический аспект раскрыт в работах Л. Блумфилда, У.Вайнерайха, В.Ф. Габдулхакова, Н.Д. Гальсковой, Ю.Д. Дешериева, Н.А. Любимовой, Р.К. Миньяр-Белоручева, Р.П. Мильруд, Л.В. Щербы, Р.А. Юсупова. Социолингвистический аспект исследовали В.Д. Бондалетов, И.Б. Мечковская, И.Х. Мусин, Ф.Ф. Харисов, Ч.М. Харисова и т.д., психологический – Е. Ван, Б.В. Беляев, И.А. Зимняя, Н.В. Имедадзе, А. А. Леонтьев, социологический – Б. Польский, Т. Скутнаб-Кангас, Н.К. Туктамышов, В. Штетинг, дидактико-методический аспект – Р.Байер, И.Л.Бим, В. Бутцкам, Х.Воде, Дж. Кьюмминз, Л.Г. Кошкуревич, А.А. Миролюбов, Д. Хорн, Л.З. Шакирова и т.д. В рамках культурологического аспекта билингвального образования следует выделить исследования таких ученых, как О.А. Колыхалова, В.В.Сафонова, Л.П.Тарнаева, В.П.Фурманова, И.И. Халеева, сделавших особый акцент на диалоге культур, который рассматривается ими как сопоставительное, гуманистически ориентированное соизучение иноязычной и родной культур при формировании интегративных, коммуникативных умений межкультурного общения. Однако все эти аспекты рассматриваются чаще всего без достаточной системной связи друг с другом, до сих пор не сложилось адекватного научного представления о целостном характере билингвального образования.

Ученые-педагоги уделяют в последнее время значительное внимание разработке билингвальных образовательных программ в высшей школе как средству поликультурного образования студентов (И.В. Алексашенкова), проблеме развития мотивации овладения иностранным языком в условиях билингвального обучения (С.В.Шубин), формированию билингвальной лингво-риторической компетенции будущего учителя иностранного языка (А.В. Тимофеев), изучению основ билингвального обучения гуманитарным дисциплинам в педагогическом вузе и в школе (Г.П. Александрова, И.Г. Владимирова, И.И. Дмитриева, Ю.В. Кодочигова, Н.С. Кузнецова, О.С. Орлова, М.Н. Певзнер, Л.И. Плиева, Н.Е. Сорочкина, Н.А. Шайдорова, А.Г. Ширин).

Однако следует отметить, что систематическое изучение процесса предметно-ориентированного билингвального обучения будущих педагогов ещё только начато. Не разработаны методологические, теоретические и технологические основы билингвального обучения естественно-математическим дисциплинам. Лишь в докторском диссертационном исследовании А.И.Петровой (2004) теоретически осмыслены вопросы совершенствования системы математического образования в национальных школах как типе билингвального образования средствами родного (якутского) и русского языков; в кандидатской диссертации С.А. Володиной (1965) исследованы педагогические и психологические проблемы преподавания географии в билингвальном режиме.

Кроме того, необходимо констатировать определенную фрагментарность и отсутствие системного научного анализа и обобщения богатого отечественного опыта билингвального обучения средствами родного и иностранного языков (в школах с преподаванием отдельных предметов на иностранных языках, в педагогических институтах, на курсах повышения квалификации). Использование подобного педагогического опыта является важной предпосылкой научного и практического решения задач модернизации российского образования на современном этапе.

Таким образом, анализ существующего состояния педагогической науки и практики билингвального образования позволил выявить существование целого комплекса серьёзных противоречий:

? между необходимостью интеграции отечественной системы образования в мировое образовательное пространство и отсутствием соответствующих технологий;

? между необходимостью осмысления исторического опыта билингвального обучения различным предметам в российской и европейской образовательной практике для его дальнейшего использования и недостаточной изученностью этого вопроса в научных исследованиях;

? между традиционной практикой моноязычного обучения в образовательных учреждениях России и необходимостью развития учебного билингвизма, как главного компонента билингвального образования, как средства реализации поликультурного воспитания и инструмента интеграции российской образовательной системы в международное образовательное пространство;

? между установившейся практикой подготовки учителей математики в моноязычном режиме, ориентированной на воспитание, развитие и обучение монокультурного учащегося, и актуальной потребностью современной поликультурной школы в специалистах, готовых преподавать математику на билингвальной основе;

? между существующими возможностями педагогического образования в области билингвального обучения будущих учителей и недостаточным их практическим использованием, а также отсутствием научно-обоснованной концепции билингвального обучения естественно-математическим дисциплинам и системы его эффективной реализации в процессе профессионально-педагогической подготовки и т.д.

Систематизация выявленных противоречий позволила установить основное противоречие, ставшее исходным для проводимого исследования, ? между необходимостью проектирования и реализации современной предметно-ориентированной модели билингвального обучения в высшей педагогической школе, направленной на учёт потенциала двуязычия, развитие, воспитание, образование и социализацию личности средствами двух и более языков, и отсутствием адекватного историко-педагогического, теоретико-методологического обоснования и технологического обеспечения данного процесса.

Обнаруженные противоречия позволяют определить существование в педагогической науке актуальной проблемы, на решение которой направлено настоящее исследование: каковы тенденции и перспективы исторического развития билингвального образования в отечественных образовательных учреждениях, а также теоретико-методологические и технологические основы проектирования и реализации современной предметно-ориентированной модели билингвального обучения в педагогическом вузе. В соответствии с поставленной проблемой была сформулирована тема исследования: “Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей педагогической школе”.

Цель исследования: определить тенденции и перспективы развития отечественного билингвального образования, на этой базе разработать теоретико-методологические основы проектирования и реализации современной дидактической модели билингвального обучения математике в высшей педагогической школе.

Объект исследования: процесс билингвального обучения средствами родного и иностранного языков (в системе среднего, высшего и постдипломного образования) в прошлом и настоящем.

Предмет исследования: историко-теоретические предпосылки, концептуальные и технологические основы (сущность, содержание, структура, функции, принципы, критерии, этапы, методы, средства) билингвального обучения математике будущих учителей.

Гипотеза исследования: Процесс билингвального обучения математике в педагогическом вузе средствами родного и иностранного языков будет эффективным при условии его осуществления на базе особой дидактической системы, разработанной на основе:

- выявления историко-теоретических и социально-педагогических предпосылок, тенденций развития билингвального обучения в отечественных образовательных учреждениях с преподаванием на иностранных языках; характерных черт системной подготовки учителей и специалистов со знанием иностранного языка; особенностей содержания и реализации современных зарубежных и отечественных моделей билингвального образования;

- концепции билингвального обучения математике, выдвигающей в качестве образовательного результата билингвальную предметную (математическую) компетенцию будущего учителя, синтезирующую предметный, специальный языковой, межкультурный и педагогический компоненты;

- предметно-ориентированной дидактической модели билингвального обучения математике будущих учителей.

Для реализации цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

определить историко-теоретические предпосылки, этапы и тенденции развития отечественного билингвального образования средствами родного и иностранного языков и выявить дидактический потенциал теоретического и практического опыта билингвального обучения в России и за рубежом в конкретный исторический период с середины XX до начала XXI века;

разработать и обосновать целостную концепцию двуязычного обучения математическим дисциплинам в высшей педагогической школе;

обосновать понятие “билингвальная предметная компетенция по математике” с позиции компетентностного подхода к результатам образования и раскрыть её структурно-содержательные и функциональные характеристики;

построить предметно-ориентированную дидактическую модель билингвального обучения;

сконструировать, апробировать и реализовать дидактическую модель билингвального обучения математике будущих учителей, интегрированную в систему математического образования в высшей педагогической школе.

В качестве методологической и общетеоретической основы исследования выступают:

- общефилософский принцип объективности, требующий глубокого анализа множества факторов, влияющих на развитие изучаемого явления;

- диалектика как общий метод познания, предполагающий целостное всестороннее рассмотрение явлений в их развитии и взаимосвязи;

- системный подход, как общеметодологический принцип науки, системное понимание истории педагогики и педагогической действительности;

- принцип историзма, предполагающий научно-исторический объективный подход к изучению явлений;

- методология современной педагогики (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.И. Махмутов, А.М. Новиков и др.);

- личностно-ориентированная парадигма современного образования (В. И. Андреев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

- теория деятельностного подхода и развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.);

- теория системного подхода в образовании и её применение к обучению математике (В.И. Крупич, В.С. Леднев, В.М. Монахов, А.М. Пышкало, П.Г. Щедровицкий и др.), модель математической (учебной) деятельности (А.А. Столяр);

- психологические, психолингвистические, лингводидактические основы теории билингвального образования (Б.В. Беляев, В.Д. Бондалетов, Е.М. Верещагин, Л.С. Выготский, В.Ф. Габдулхаков, П.Я. Гальперин, Н.Д. Гальскова, В.В. Давыдов, Н.В. Имедадзе, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Ю.К. Караулов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, У. Макки, Р.П. Мильруд, Р.К. Миньяр-Белоручев, В.В. Сафонова, М. Сигуан, И.И. Халеева, Ф.Ф. Харисов, Л.З. Шакирова, Л.В. Щерба и др.);

- современные концепции построения высшего педагогического образования (О.А. Абдуллина, В.И. Андреев, В.П. Беспалько, Р.А. Валеева, Д.В. Вилькеев, Г.Г. Габдуллин, Б.С. Гершунский, Е.М. Ибрагимова, Н.В. Кузьмина, Г.Л. Луканкин, А.Г. Мордкович, З.Г. Нигматов, Г.А. Петрова, М.В. Потоцкий, Ф.Л. Ратнер, Н.Ф.Талызина, Ю.Г.Татур,Г.Г.Хамов,Я.И. Ханбиков, А.Н.Хузиахметов, И.Э. Ярмакеев и др.);

- концепция гуманизации и гуманитаризации математического образования (Г.В. Дорофеев, Т.А. Иванова, А.Х. Назиев, Г.И. Саранцев и др.);

- работы по методологии математического образования (В.И. Арнольд, Н.Я. Виленкин, М.Б. Волович, Г.Д. Глейзер, Б.В. Гнеденко, В.А. Гусев, В.А. Далингер, А.В.Ефремов, Г.В. Дорофеев, А.Н. Колмогоров, Ю.М. Колягин, Л.Д. Кудрявцев, Г.Л.Луканкин, В.Л.Матросов,Н.И. Мерлина, В.Н. Монахов, Д.Пойа, И.С. Сафуанов, И.М.Смирнов, А.А.Столяр, В.А. Тестов, Г. Фройденталь, А.Я. Хинчин и др.);

- концепция диалога культур, идеи поликультурного образования и воспитания (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Н.Д. Гальскова, Г.Ж. Даутова, Г.Д. Дмитриев, А.Н. Джуринский, М.Н.Певзнер, В.В. Сафонова и др.);

- исследования по теории и практике педагогического моделирования и проектирования (С.И. Архангельский, В.С. Безрукова, Б.С. Гершунский Н.В. Кузьмина, Л.М. Фридман и др.);

загрузка...