Delist.ru

Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей педагогической школе (15.09.2007)

Автор: Салехова Ляйля Леонардовна

к овладению математическими знаниями с использованием двух языков: РЯ и ИЯ, к дальнейшему самостоятельному совершенствованию математической компетенции;

научного понятийного математического аппарата, математического языка, математической терминологии на РЯ и терминологического минимума по математике на ИЯ, универсальных математических методов; математически описывать конкретные ситуации, то есть умения и навыки математизации эмпирического материала; логически организовывать математический материал, исследовать класс моделей, к которому принадлежит полученная модель конкретной ситуации; применять математическую теорию;

к инструментальному использованию РЯ и ИЯ в учебной и математической (познавательной) деятельности; различных сфер аутентичного функционирования ИЯ (учебники и учебные пособия, газеты, журналы, телевидение, Интернет, электронные обучающие и информационные программы и т.д.) и способов работы с ними, в том числе с помощью информационных технологий; извлекать информацию из специальных текстов по математике на РЯ и ИЯ в их устном и письменном предъявлении;

к раскрытию, отбору и присвоению математического содержания одновременно со средствами его выражения на РЯ и ИЯ, к развитию коммуникативных качеств математической речи; грамматических структур и речевых клише на РЯ и ИЯ, характерных для функционального стиля науки и данной предметной области; описывать и объяснять, оценивать и интерпретировать явления и математические факты, вводить понятия, давать определения, комментировать решение математических задач, используя для этого специфические средства математического языка;

к преподаванию математики в билингвальном режиме, то есть обучению математике не только на РЯ, но и чтение математических спецкурсов в школе на ИЯ; ГОС средней (полной) школы, программ по ИЯ и математике, предлагаемых МО и Н РФ, специальных методов, приемов, средств и форм обучения математике; адаптировать научные математические знания в знания для преподавания; планировать содержание обучения математике с учетом междисциплинарных связей; соотносить программы обучения с затрагиваемой тематикой и нуждами учащихся;

к применению ИЯ языка в профессионально-педагогическом общении, к дальнейшему самостоятельному совершенствованию педагогической компетенции; норм педагогического общения, этикета коммуникативно-обучающей педагогической речи на РЯ и ИЯ; планировать целенаправленное обучающе-коммуникативное воздействие на учащихся, выбирать и реализовывать речевые формулы, адекватные коммуникативному намерению и ситуации педагогического общения на РЯ и ИЯ;

к применению поликультурных знаний при организации межкультурного общения в процессе БО математике, к дальнейшему самостоятельному совершенствованию межкультурной компетенции. социокультурных, лингвострановедческих реалий и истории математики своей страны и страны изучаемого языка; биографии выдающихся ученых-математиков. работать с различными в культурном отношении учащимися; правильно понимать различия между людьми, быть толерантным; утверждать своими личными делами и словами культурный плюрализм в педагогическом сообществе; интегрировать поликультурный, этнический материал в содержание БО математике.

Приложение 2.

Критерии, показатели и индикаторы

билингвальной предметной компетенции по математике

Критерии Показатели Индикаторы

Сформированность

языкового

компонента

Базовые коммуникативные

качества математической речи на РЯ правильность характеризуется правильным употреблением, произношением и написанием математических терминов, символов и обозначений, а также других, типичных для языка математики слов и выражений, соблюдением норм русского языка;

логичность проявляется в умении четко выделять в устной и письменной речи логическую структуру предложений;

точность характеризуется подбором языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания;

уместность регулирует содержание других качеств речи в конкретной языковой ситуации, проявляется в умении самостоятельно излагать математический материал с разной степенью полноты, не допуская при этом логических и иных ошибок во владении приемами сжатия и развертывания готового текста;

Основы специальной математической языковой компетенции на ИЯ проявляются в знании терминологического минимума по математике на ИЯ, языковых клише, характерных для математической речи на ИЯ. Характеризуются умением извлекать информацию из специальных текстов по математике на ИЯ в их устном и письменном предъявлении, описывать и объяснять, оценивать и интерпретировать явления и математические факты, вводить понятия, давать определения, комментировать решение математических задач, используя для этого специфические средства математического языка;

Сформированность предметного

компонента

Знание, понимание, применение, анализ и синтез проявляются в знании и применении научного понятийного математического аппарата, математического языка, математической терминологии, универсальных математических методов, выражаются в умении математически описывать конкретные ситуации (умения и навыки по математизации эмпирического материала); логически организовывать математический материал, исследовать класс моделей, к которому принадлежит полученная модель конкретной ситуации, применяя математическую теорию;

Сформированность межкультурного компонента

Способность к конструктивному социальному взаимодействию в поликультурной среде, культурно-исторические знания проявляется в умении работать и общаться с различными в культурном отношении людьми (учащимися); правильно понимать индивидуальные особенности человека, быть толерантным, утверждать своим поведением и словами культурный плюрализм в педагогическом сообществе; интегрировать культурно-исторический, поликультурный, этнический материал в содержание БО математике, характеризуется знанием социокультурных, лингвострановедческих реалий и истории математики своей страны и страны изучаемого языка, биографий выдающихся ученых-математиков;

Сформированность

общепедагогического компонента

Способность к применению ИЯ в профессионально-педагогической деятельности проявляется в умении адаптировать научные математические знания в знания для преподавания, планировать содержание обучения математике с учетом междисциплинарных связей между языковым и предметным содержанием, характеризуется способностью соотносить программы обучения с затрагиваемой тематикой и нуждами учащихся, в умении планировать целенаправленное обучающе-коммуникативное воздействие на учащихся, выбирать и реализовывать речевые формулы, адекватные коммуникативному намерению и ситуации педагогического общения на РЯ и ИЯ.

Приложение 3.

Алгоритм конструирования содержания билингвального обучения

Э т а п

Проектирования Апробации

У р о в е н ь

Учебного

плана Учебной дисциплины Учебного

материала Учебного

процесса Структуры

личности

1 2 3 4 5

1) определение целей БО в вузе (на факультете) и построение концептуальных основ реализуемой модели БО;

загрузка...