Delist.ru

Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических ВУЗов (15.09.2007)

Автор: Колокатова Лариса Федоровна

2. Закономерности системной организации структуры свойств личности человека позволили определить базовую иерархическую модель, отражающую статусные уровни подготовленности студентов к профессиональной деятельности – психологического, физиологического, функциональной устойчивости организма, физической подготовленности.

3. Установлено, что критериями оценки психофизической готовности студентов технического вуза к профессиональной деятельности является соответствие индивидуальных психофизиологических свойств личности студента типу выбранной профессии; соматических, физиологических, функциональных показателей – уровню успешной подготовки к профессиональной деятельности; развитие профессионально важных качеств – модельным характеристикам будущей профессиональной деятельности.

4. Исследование подтвердило, что психофизическую подготовленность студентов целесообразно осуществлять, используя индивидуальный подход к оценке психофизических показателей;   организация занятий должна предполагать комплексный, системный, личностно-ориентированный подход с отбором двигательных средств и методов, дозировок и программ подготовки, оказывающих психофизиологические воздействия избирательного характера.

5. Выявлено, что характер процесса учебного труда студента на занятиях по физическому воспитанию является базой для эффективного развития профессионального мастерства студента, о чем свидетельствует достоверное повышение результатов психофизиологических показателей по функциональной активности полушарий (p<0,05). Было обнаружено положительное влияние варьирования типов диалога по творческому уровню, индивидуализации программы обучения и индивидуальной настройки тренажерно-обучающих средств на когнитивные способности студентов.

6. Экспериментальная проверка психофизиологического состояния здоровья, характеристик учебного труда студентов показала, что наибольшее психофизиологическое напряжение вызывают зачеты и экзамены, а наибольшую психофизиологическую активность - занятия с использованием компьютерных систем, в том числе физическое воспитание с информационным сопровождением процесса подготовки студента. Также установлено, что физические упражнения циклического характера способствуют снижению психофизиологического напряжения (p<0,05).

7. Проведенные исследования показали, что активность высшей нервной деятельности стимулируется сложно-координированными действиями. Выявлено, что наиболее продуктивный режим двигательной деятельности для достижения уровня психофизиологической активности, характеризующего состояние активного бодроствования, находится в диапазоне частоты сердечных сокращений, соответствующей второй тренировочной зоне (130–150 уд / мин).

Обнаружена достоверная статистическая взаимосвязь значений психофизиологических характеристик личности (p<0,05). Существует высокая корреляция значений зрительно-моторной реакции, функций внимания, быстроты с показателями психофизиологической активности (0,8).

8. Выявленные в результате экспериментальной работы зоны, соответствующие различным уровням психофизической готовности студентов технических вузов к профессиональной деятельности, позволили рекомендовать средства их оптимизации и коррекции. Проведенные исследования позволили выявить и описать структуру защитных механизмов в зависимости от уровня адаптации к профессиональной деятельности для студентов с развитыми адаптивными способностями и для неадаптированных студентов – интеллектуализация соответственно 46 % и 25 %, отрицание 34 % и 53,8, реактивное образование 37 % и 12 %. Проведенные тренинги показали, что саногенная рефлексия является надежным фактором развития социально-психологических свойств личности, а технология обучения саногенной рефлексии – эффективным средством в учебной и будущей профессиональной деятельности студента.

9. Результаты педагогического эксперимента подтвердили позитивное влияние использования информационных тренажерно-обучающих комплексов в учебном процессе по физическому воспитанию на психофизическую подготовку студентов:

- в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, на статистически значимом уровне повысились показатели физических и психофизических качеств;

- оказано положительное влияние на академическую успеваемость, снижение психофизиологического напряжения;

- зарегистрировано положительное влияние на развитие социально-психологических, креативных качеств, личную мотивацию студента.

10. На основе теоретических и экспериментальных исследований спроектирована модель информационной поддержки развития психофизических качеств личности студента, которая включает взаимосвязанные дидактические компоненты образовательного процесса: цели, подходы, принципы, содержание, инновационные методы, средства, формы, условия, результаты. Эффективность дидактической системы нашла отражение в развитии профессионально-важных качеств и возможности совершенствовать на практике в процессе моделирования различных ситуаций, отражающих условия профессиональной деятельности в режиме on-line, психофизическую подготовленность, повышать личностный потенциал студентов.

11. Выявлены наиболее значимые факторы в психофизической подготовке студентов технических вузов. Разработана комплексная методика диагностики психофизических показателей студента, которая позволяет индивидуально перераспределять объем средств физической культуры для акцентированного влияния на отстающие звенья в профессиональной подготовке, что нашло отражение в компьютерном паспорте психофизической подготовленности студента. Осуществлен научно обоснованный отбор информационных средств для экспресс-анализа статусных психологических, функциональных, физиологических показателей физической подготовленности.

12.Экспериментально подтверждена целесообразность применения компьютерной, информационной поддержки на теоретических и практических занятиях по физическому воспитанию, о чем свидетельствует следующее: выраженное влияние на повышение психофизической подготовленности, снижение психофизиологического напряжения, положительное влияние на академическую успеваемость.

13.Исследование показало, что дальнейшего изучения требуют следующие проблемы:

создание системы организации учебной деятельности, способной осуществить взаимодействие компонентов, методов, форм организации обучения, принципов и средств, которые позволят обеспечить активность обучаемых.;

проблема ориентации преподавателя вуза на овладение методологией технического творчества;

создание и использование в профессионально-педагогической сфере специалистов по физической культуре программно-педагогических средств, учитывающих специфику новых информационных технологий обучения.

Список трудов, опубликованных по теме диссертации

Монография

1. Колокатова Л.Ф. Информационные технологии в психофизической подготовке студентов технического вуза / Л.Ф. Колокатова; Т.А.Петухова Пенз.гос.унив.арх. и стр – ва. – Пенза: ПГУАиС, 2007. – 155 с.

Научные статьи в журналах, аккредитованных ВАК

2. Колокатова Л.Ф. Физическое воспитание: личностно-ориентированная модель /Л.Ф. Колокатова, М.М. Чубаров // Высшее образование в России. – 2006. – № 9. – С. 154-156.

3. Колокатова Л.Ф. Комплексная программа развития личности /Л.Ф. Колокатова, М.М. Чубаров // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 6. – С.46.

4. Колокатова Л.Ф. Педагогическая концепция проекта «Разработка научно-обоснованных подходов к мониторингу, анализу и прогнозу физического развития учащихся» / Л.Ф. Колокатова, М.М. Чубаров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 6. – С. 56-58.

5. Колокатова Л.Ф.Технологии биоэнергоинформационной системы (БЭИС) в диагностике и комплексной энергоинформационной терапии / Чубаров М.М., Колокатова Л.Ф. // Наукоемкие технологии. – 2006. – № 3. – С.63-67.

6. Колокатова Л.Ф. Концепция энергоинформационной системы в диагностике, адаптации и развитии индивидуума / Чубаров М.М., Колокатова Л.Ф., Петухова Т.А. // Наукоемкие технологии. – 2006. – № 9. – С.35-38.

7. Колокатова Л.Ф. Точечный массаж на основе пульсовой диагностики / Чубаров М.М., Колокатова Л.Ф. // Наукоемкие технологии. – 2006. – № 9. – С. 32-35.

8. Колокатова Л.Ф. Физическая культура: как педагогический проект / Л.Ф. Колокатова, М.М. Чубаров // Высшее образование в России. – 2006. – № 12. – С.162-163.

Научные работы

9. Колокатова Л.Ф. Компьютерные технологии в психофизической подготовке студентов вузов / Л.Ф. Колокатова // Компьютеризация обучения и проблемы гуманизации образования в техническом вузе: материалы м/н. науч.-метод. конф.(12-14 марта 2003 г.) / Пенз.арх.стр.академия – Пенза, 2003. – С.385.

10. Колокатова Л.Ф. Средства компьютерной технологии в обучении дисциплине «Физическое воспитание» / Л.Ф. Колокатова // Компьютеризация обучения и проблемы гуманизации образования в техническом вузе: материалы м/н. науч.-метод. конф.(12-14 марта 2003 г.) / Пенз.арх.стр.академия – Пенза, 2003. – С.389.

11. Колокатова Л.Ф. Компьютерные программы для профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов архитектурно-строительного профиля / Л.Ф. Колокатова // Компьютеризация обучения и проблемы гуманизации образования в техническом вузе : материалы м/н. науч.-метод. конф.(12-14 марта 2003 г.) / Пенз.арх.стр.академия – Пенза, 2003. – С.393.

12. Колокатова Л.Ф. Развитие психофизиологической активности личности на основе новейших компьютерных систем / Л.Ф.Колокатова // Компьютеризация обучения и проблемы гуманизации образования в техническом вузе: материалы м/н. науч.-метод. конф.(12-14 марта 2003 г.) / Пенз.арх.стр.академия – Пенза, 2003. – С.389.

13. Колокатова Л.Ф. Креативное образование с позиций физического воспитания / Л.Ф. Колокатова // Физическое воспитание и спорт учащейся и студенческой молодежи: материалы м/н межвуз. конф.(14-16 нояб.2003 г.)/ Моск.гос. инд. университет. – М, 2003. – С.89.

14. Колокатова Л.Ф. Интеграционная антропология как средство и метод системной оценки и оптимизации уровня адаптации личности / Л.Ф. Колокатова, М.М. Чубаров // Актуальные проблемы спортивной морфологии и интегративной антропологии МГУ: материалы научно-практ. конф.(17-20 янв.2003) / Моск. гос. университет.- М, 2003.-С.67-69.

15. Колокатова Л.Ф. Системный контроль в креативном воспитании в вузе с позиций физического воспитания /Л.Ф. Колокатова, М.М. Чубаров // Современное образование: материалы научно-практ. конф.(12-15 марта 2003) / Моск. гос.инд. университет.- М, 2003. – С. 56-60.

16. Колокатова Л.Ф. Системный контроль в вузе с позиций физического воспитания / Л.Ф. Колокатова, М.М. Чубаров // Информационные технологии в учебном процессе МГИУ: материалы науч-метод. конф.( 15-18 июня 2003)./ Моск.гос. инд. университет. – М., 2003. – С.67.

17. Колокатова Л.Ф. Диагностика психофизиологии активности личности студента / Л.Ф. Колокатова, М.М. Чубаров // Информационные технологии в учебном процессе МГИУ: материалы науч-метод. конф.( 15-18 июня 2003)./ Моск.гос. инд. университет. – М., 2003. – С.53.

загрузка...