Delist.ru

Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических ВУЗов (15.09.2007)

Автор: Колокатова Лариса Федоровна

0,1 Р < 0,003

112. Выносливость мышц спины,с

3,1 Р < 0,001

113. Выносливость (3000 м), с 771 ( 57,1

920 ( 43,2

Р < 0,05

0,13 Р < 0,05

108,1 Р < 0,05

0,02 Р < 0,05

0,56 Р < 0,05

0,92 Р < 0,05

18,4 Р > 0,05

220. Подтягивания, раз 11,2 ( 3,1 12,5( 3,9 Р >0,05

По результатам сдачи экзаменов и зачётов оценки «отлично» получили 17,3 %, «хорошо» – 54, 8 % студентов ЭГ и соответственно – 13,3 и 42,2 % в КГ, а количество неаттестованных в ЭГ оказалось меньше, соответственно – 11,6 % и 18,1 %.

Экспериментально подтверждена целесообразность применения в учебном процессе занятий с использованием компьютерного моделирования, о чём свидетельствует следующее: выраженное влияние на повышение физической подготовленности – на 11 %, психофизической – на 4,7 %, функциональной подготовленности студентов – на 16,3 % и креативного потенциала личности –

на 3,8 % в экспериментальной группе (табл.6). В зону успешной готовности к профессиональной деятельности попало 92 % студентов ЭГ и 84 % КГ.

В таблице 6 представлены результаты повышения профессиональной готовности студентов ЭГ (n=27) и КГ (n=25) за период эксперимента (2004-2005 уч.г.г.).

Таблица 6

Показатели подготовленности студента за период эксперимента

Показатели

подготовленности Экспериментальная

группа,% Контрольная

группа,%

Психофизическая 4,7 2,3

Физическая 11 7,8

Функциональная 16,3 12,2

Академическая 15,6 4,5

Креативная 3,8 ___

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной проверки подтвердили выдвинутую гипотезу исследования и доказали эффективность методики повышения профессиональной готовности студентов технических вузов с использованием информационных подходов и креативных технологий.

На основе проведенного теоретического анализа психологической, педагогической, дидактической отечественной и зарубежной литературы, исследований, исторического и современного опыта применения информационных технологий в учебном процессе технических вузов, а также собственных экспериментов нами были выявлены и решены противоречия и актуальная проблема внедрения в учебный процесс дидактической системы информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических вузов.

На основании анализа и обобщения экспериментальных данных можно сделать заключение, что психофизиологические средства учебного труда студентов и преподавателей физического воспитания включают множество как общих средств воздействия, направленных на развитие психофизических качеств, так и специальных, характерных для креативного, творческого потенциала личности. Экспериментально доказано, что характер процесса учебного труда студента на занятиях по физическому воспитанию является базой для эффективного развития вышеперечисленных качеств студента.

При исследовании влияния организации средств воздействия на мотивационную сферу на первом месте оказалось использование типов диалога и моделирование с ориентацией на степень самостоятельности студента, уровень использования сложности программы тренажерно-информационного комплекса, применение игровых форм учебной деятельности. Сложные двигательные действия, выполняемые в виде компьютерных игр, являются переходными от внешних средств к внутренним средствам учебного труда.

Итоговые результаты трехгодичного педагогического эксперимента с достаточной достоверностью подтвердили, что эффективное использование средств учебного труда возможно при квалифицированном применении преподавателем информационных тренажерных и других средств, соответствующих специфике профессиональной деятельности студента.

Обнаружилось, что личностно-ориентированный подход с комплексным использованием информационных технологий в режиме on-line, и программирование освоения и совершенствования профессионально-значимых качеств специалиста имеют преимущества по своей эффективности по сравнению с традиционным методом. Созданы предпосылки для программирования процесса обучения и совершенствования в зонах успешной учебы и личного мастерства с использованием специальных обучающих и тренажерно-информационных комплексов.

В результате проведенного исследования было обнаружено, что сложные двигательные действия вызывают значительную психофизиологическую напряженность личности и стимулируют психофизиологичекую активность. Успешность освоения и совершенствования путем сложных двигательных действий в определяющей мере зависят от соответствия обнаруженных уровней психофизиологической активности студента зонам успешной готовности к профессиональной деятельности.

Мы пришли к заключению, что сложные двигательные действия в виде компьютерных игр стратегического характера можно использовать для моделирования основных психофизических и когнитивных функций в целях совершенствования психофизической подготовленности студента как показатель уровня успешной адаптации к профессиональной деятельности и экстремальным нагрузкам.

Таким образом, дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовленности должна отражать целостную совокупность комплексных системообразующих компонентов, отражающих все особенности информационной деятельности, которые характерны для развития психофизической подготовленности студентов, в частности, технического профиля.

Личный вклад автора заключается в разработке концептуальных положений конструирования целостной дидактической системы информационной поддержки профессиональной психофизической подготовки, в подготовке методик, обеспечивающих овладение студентами особенностей их профессиональной психофизической деятельности.

ВЫВОДЫ

1. Теоретически обоснована концепция использования информационных технологий для оценки психофизической подготовленности студентов и управления ею в организации учебного процесса по физическому воспитанию, основу которой составляет интегрированная система информационной поддержки развития психофизических качеств студентов, сочетающая теоретическую и практическую подготовленность к будущей профессиональной деятельности.

загрузка...