Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических ВУЗов (15.09.2007)
Автор: Колокатова Лариса Федоровна
Психологический ПФА, у.е. 198+-6 220+-9 P <0,05 Физиологический ЧСС, кол-во раз/ мин 66+-6 89+-20 P <0,01 АД, мм/р.ст. 120+-8/64+-6 157+-23/87,6+-4 P <0,05 Соматический Баланс физиологических систем, балл 2,8+-0,4 2,25+-0,5 P >0,05 Проведенное исследование показало, что компьютерные игры стратегического характера, требующие мыслительного напряжения, с использованием сложных малоразмерных движений, выполняемые даже без физической нагрузки, вызывают значимую ПФА студента (p <0,05) ( рис. 6). Рис. 6. Динамика психофизиологической активности при тестировании сложными двигательными действиями На основании полученных результатов, нами был проведен ряд экспериментов с использованием инновационных средств, способствующих повышению ПФ подготовленности студентов технических вузов. Было выдвинуто предположение о том, что методика с использованием компьютеризированных ТОК с игровыми формами проведения занятий может оказывать положительные воздействия на соматические и психофизические показатели студента. Для проверки данного предположения был проведен эксперимент в котором приняли участие испытуемые экспериментальной группы (ЭГ) в составе 27 чел. и контрольной группы (КГ) в составе 45 чел. Различия в группах по воздействию были в экспериментальной группе, испытуемые которой занимались по программе с использованием ТОК с поддержкой учебного процесса. Факторный анализ огромного количества данных, полученных в результате эксперимента, позволил нам составить профиль, состоящий из 20 показателей, которые подлежали дальнейшей оценке. Метод редукции данных показал, что наиболее значимыми показателями в психофизической подготовленности студента технического вуза являются функциональная выносливость, работоспособность, баланс физиологических систем, психофизиологическая активность, зрительно-моторная реакция, координация (рис.7 ). Рис.7. Графическое изображение показателей процентного вклада исследуемых факторов в общую дисперсию Примечание. 1- Бег 3000 м; 2 - показатели сердечно-сосудистой системы; 3 – психофизиологическая активность; 4 - баланс физиологических систем; 5 – индекс психофизиологического состояния; 6 - моторная ловкость; 7 - зрительно-моторная реакция; 8 – работоспособность. В таблице 5 представлены средние показатели статусных характеристик на конец эксперимента в контрольной и экспериментальной группах. Надо отметить, что на начало эксперимента показатели в обеих группах не имели достоверных различий. Анализ данных, определяющих компоненты психофизической подготовленности студентов КГ и ЭГ за период эксперимента показывает, что в ЭГ произошли статистически значимые изменения в показателях сердечно-сосудистой системы, балансе физиологических систем, психофизиологической активности, зрительно-моторной реакции, координации, работоспособности, силовой выносливости, скоростных качеств. Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что занятия с использованием ТОК игровой направленности являются действенным средством подготовки студента к будущей профессиональной деятельности. В результате проведенного сравнительного эксперимента мы пришли к заключению, что вырос уровень знаний у студентов ЭГ по вопросу психофизической подготовленности, повысилась общая успеваемость, что было выявлено на основе методики компьютерной, информационной поддержки теоретических знаний. Таблица 5 Показатели психологического, физиологического, функционального, соматического статусов студентов на конец эксперимента Р < 0,001 0,56 Р < 0,001 33. Выносливость мышц брюшного пояса,с 0,68 Р < 0,001 44. Выносливость мышц плечевого пояса,с 2,4 Р < 0,001 55. Жировая масса, % 17 ( 4 15 ( 3,5 Р >0,05 66. Работоспособность (степ-тест) 1,67 Р < 0,05 77. Внимание (тест Шульте),с 2,1 Р < 0,01 2,4 Р < 0,05 110. Психофизиологическая 3,7 Р < 0,05 111. Координация (челночный бег),с |