Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических ВУЗов (15.09.2007)
Автор: Колокатова Лариса Федоровна
Способность к синтезу Объем памяти Когнитивные способности Экспериментальное исследование психофизиологической напряженности студента по различным предметам в вузе проводилось путем регистрации на активациометре ситуативного показателя, отражающего уровень напряженности в период обычных занятий и в период экзаменационной сессии. При этом из четырех основных уровней (дремотное состояние, пассивное бодрствование, активное бодрствование, чрезмерное бодрствование) только состояние активного бодрствования оказывает благоприятное влияние на эффективность деятельности. Остальные уровни психофизиологической активности понижают эффективность деятельности из-за заниженной или завышенной активации. В таких случаях понижается психологическая надежность. Интенсивный умственный труд и суммирование стрессовых воздействий на протяжении сессии вызывало направленные изменения психофизиологического напряжения и функциональные изменения в организме студентов. Изучение активности студентов во время сессии показало наличие у многих из них чрезмерной активности, как следствие снижения работоспособности и нарушений сна и состояния здоровья. В исследовании обнаружилось, что физические нагрузки аэробного характера быстрее всего и лучше, чем другие, снимают чрезмерное возбуждение, оптимизирует активность. Рассматривая личность с точки зрения системного подхода, мы создали методику, позволяющую проводить диагностику и управление психофизическими и когнитивными характеристиками студента. Компьютерные программы и игры, подобранные в определенной последовательности, являлись переходными от внешних средств к внутренним и помогали преодолевать инертность мышления. Нами было проведено экспериментальное исследование эффективности методики использования тренажерно-обучающих комплексов и информационных технологий со срочной связью с целью выявления соответствия между статусными уровнями подготовленности студентов к профессиональной деятельности – психологического, физиологического, функциональной устойчивости организма, физической подготовленности, что нашло отражение в базовой иерархической модели. В эксперименте использовались прибор «VISIAL BAISIK» с обратной связью для измерения индекса психофизического состояния (ИПФС); монитор сердечного ритма «POLAR», компьютерные игровые программы стратегического характера действия, так например, симуляторы дорожных гонок с автоматизированной оценкой скорости прохождения трассы, эффективности и количества сделанных ошибок, компьютерные варианты тестов на внимание, реакцию на движущийся объект, быстроту движений. В процессе исследования фиксировались внутренние характеристики, такие как частота сердечных сокращений, психофизиологическая активность, функции внимания, сбалансированность физиологических функций и систем. Экспериментальное тестирование проводилось при разном уровне физической нагрузки в процессе напряженной психофизической деятельности. В качестве сложно-двигательных действий мы применяли компьютерные игры стратегического характера, вызывающие наибольшее психофизиологическое напряжение. Эффективность воздействия сложно двигательных действий на эмоциональный, физиологический, функциональный, соматический статус студента представлена в табл.3. Таблица 3 Эффективность воздействия информационных технологий на психофизиологические статусы Интенсивность нагрузки Статус Функциональ-ные показатели, баллы Физиологический (ЧСС уд/мин) Психологи-ческий (у.е.) Соматический Внимание, с Нулевая зона 70-130 135 40,6 2,3 1-я трен. зона 130-150 123 37,4 3,5 2-я трен. зона 150-180 145 32,7 4,4 Достоверность p <0,01 p <0,05 p <0,05 В экспериментальной группе (ЭГ) произошли достоверные изменения в статическом и динамических режимах деятельности показателей всех статусных характеристик. Особенно отчетливо это проявилось при высоком уровне нагрузок (2-я трен. зона) в устойчивости сердечно-сосудистой системы, функций внимания, психофизиологической устойчивости. ТОК имеют направленный характер воздействия в тех случаях, когда происходят сопряженные изменения психоэмоционального, физиологического и функционального состояния. Эффективность воздействия различного уровня психологического напряжения на физиологический, функциональный и соматический статус студента отслеживалась в период обычных занятий, экзаменационной сессии на зачетах и экзаменах, в процессе игровой деятельности на компьютере в различных режимах работы. Экспериментальное тестирование показало, что значимые воздействия зависят не от объема или интенсивности нагрузки, а от сложно-координированной деятельности, которая стимулирует активность и когнитивные характеристики личности. Было выявлено, что психоэмоциональное напряжение сопровождается достоверным повышением показателей физиологического статуса, что особенно проявлялось в период экзаменационной сессии (рис.3). Рис. 3. Изменение показателей психофизиологического напряжения (ПФН) в у.е., артериального (АД 1), систолического давления (АД 2) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) до и после окончания экзамена «Теория конструктивных механизмов» В процессе исследования оказалось, что традиционные формы проведения учебных занятий не вызывают значимую для профессионального и личного мастерства активность высшей нервной деятельности студентов. Так, измерение показателей активации полушарий на лекции по физике показало, что студенты в течении всего занятия находились в состоянии низкой психофизиологической активности, что соответствует состоянию пассивного бодрствования по диагностической шкале Ю.А. Цагарелли (рис.4). Рис. 4. Динамика психофизиологической напряженности студентов на занятиях по физике (лекция) Результаты эксперимента показали, что наибольшую активность вызывают занятия с использованием компьютерных систем, в том числе и физическое воспитание с использованием ТОК (рис.5). Рис. 5. Суммарная электрическая активность мозга студентов на различных занятиях в вузе Обобщенные характеристики психофизиологической активности представлены в табл. 4 . Таблица 4 Воздействие психологического напряжения на статусные характеристики Статусы Статусные показатели Начало экзамена Окончание экзамена Досто-верность |