Delist.ru

Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических ВУЗов (15.09.2007)

Автор: Колокатова Лариса Федоровна

На основании обобщения спортивно-методической и специальной литературы мы пришли к выводу, что дидактическая система с информационными и технологическими подходами с использованием специально подобранных средств в соответствии со спецификой профессии, информационно-технические средства в диагностике и управлении дают возможность для эффективного обучения и совершенствования психофизической подготовки и позволяют:

- обеспечить учебный процесс в вузе на современном и качественном уровне, со значительной экономией средств и времени создавать программно-детерминированные условия, моделирующие необходимый уровень и комплекс профессионально необходимых психических, биомеханических и физиологически обоснованных характеристик;

- эффективно обобщенно и избирательно осуществлять функциональную, общефизическую и специальную подготовку в соответствии с разработанной в каждом вузе программой, региональными требованиями подготовки и стандартами государственного образования.

На рис. 1 представлены доминирующие интегральные факторы, приводящие к успеху (неуспеху) в рассматриваемой деятельности.

Рис. 1. Векторная схема потребности в профессиональной подготовленности студентов

На рисунке введены следующие обозначения:

Р – работоспособность, Б – баланс физиологических систем, К– креативность мышления, Мм – склонность к математическому (аналитическому) мышлению, Х – склонность к художественному мышлению, П – склонность к прагматическому мышлению, ПС – индекс психофизиологического состояния, свободная ячейка – другие показатели.

В процессе экспериментальной работы нами была установлена неэффективная зона для совершенствования психофизической готовности, зона обучения, развития, а также зона «мастерства», где достигается оптимальный уровень готовности студента к профессиональной деятельности.

В пятой главе «Экспериментальное исследование эффективности контроля и управления психофизической подготовкой студента» представлены результаты педагогического эксперимента.

В ходе предварительного исследования проводилось анкетирование студентов по вопросам здорового образа жизни и ранжированию профессионально-значимых качеств. Затем были классифицированы учебные средства и методы. По степени специализированности психофизиологические средства преподавателя можно разделить на два класса: общие средства, применяемые преподавателями любой специализации, связанные с педагогикой, дидактикой и специальные средства с использованием информационных технологий. При проведении экспертных оценок применения профессионально значимых средств труда коэффициент конкордации составил 0,88.

Использование компьютеров и компьютерных программ в качестве средств учебного труда в ожидаемой мере автоматически не приводят к совершенствованию процесса обучения. Исторически сложилось так, что в обучении и оценке этой деятельности использовались преимущественно традиционные средства учебного труда. Психофизические качества в обучении оценивались в лучшем случае по выражаемым эмоциям. Вопрос об оценке психофизиологических состояний с использованием компьютерных средств учебного труда для совершенствования процесса обучения и личности в должной мере не ставился.

Из полученных нами результатов можно отметить, что в настоящее время имеется крайне ограниченный набор средств для эффективного воздействия на психофизиологические профессионально значимые качества личности с использованием компьютерных средств и программ, позволяющих в диалоговом режиме воздействовать на ее психофизиологическую активность.

Из предварительного списка наиболее значимых психофизиологических качеств личности по субъективным оценкам экспертов были выявлены наиболее значимые для профессионально-ориентированной деятельности студента. Из общего набора качеств экспертами был оставлен набор из 20 наиболее важных, по их мнению, для психофизической подготовки студента. Коэффициент конкордации, как показатель согласованности группового ранжирования данных равнялся в данном случае 0,75.

Полученные результаты представлены на рис. 2. На первом месте оказался набор качеств, который можно отнести к креативному потенциалу личности, рассматриваемой нами как способность к обучению и возможность применять креативные способности в стандартных и нестандартных ситуациях.

Дальнейшие исследования показали, что двигательные действия, выполняемые в виде компьютерных игр, могут быть переходными от внешних средств к внутренним средствам учебного труда.

Психофизиологические средства учебного труда студентов и преподавателей в физическом воспитании включают множество, как общих для всех преподавателей средств воздействия, так и специальных, характерных для креативного, творческого потенциала личности, относящихся к физическому и интеллектуальному качеству ловкости, находчивости.

Рис. 2. Рейтинг профессионально-значимых качеств личности

Примечание. БЛОК 1 – “Концентрация внимания, сила нервных процессов, внимание, объём памяти”.

БЛОК 2 – “Способность к анализу, динамичность возбуждения, способность к синтезу, объём памяти, способность учиться”.

БЛОК 3 – “Способность решать алгоритмические, логические, математические и эвристические задачи, ловкость как физическое качество, сообразительность”.

БЛОК 4 – “Лабильность ЦНС, развитая рефлексия, способность применять знания на практике, способность выделять наиболее значимые объекты, подвижность торможения”.

Наиболее эффективными психофизиологическими средствами, профессионально значимыми для совершенствования личного мастерства оказались специально отобранные и организованные двигательные действия. К ним мы отнесли компьютерные игры стратегического характера, требующие психофизиологического напряжения. Они оказывают влияние на мотивационную сферу студентов, имеют личностно-ориентированный характер воздействий с использованием срочного эффекта при диалоговом режиме оценки деятельности, связанной с когнитивными характеристиками личности (табл. 2) .

Выявленный в результате предварительно исследования потенциальный набор психофизиологических средств деятельности студента и преподавателя показал высокую эффективность их применения на практике (варьирование типов диалога, индивидуализация обучения, применение игровых форм учебной деятельности и др.)

Таблица 2

Компьютерные игры как средство развития психофизиологических характеристик личности

Номер блока Рей-тинг Компьютерные игры Психофизиологические

характеристики

1 20 Симуляторы Лабильность центрально-нервной системы

Развитая рефлексия

Способность применять знания на практике

Способность выделять наиболее важные объекты

Подвижность торможения

2 19 Тетрисы, стрельба в цель Концентрация внимания

Находчивость

Сила нервных процессов

Внимание

Объем памяти

3 18 Развивающие, логические игры

4 17 Аркады Способность к анализу

Динамичность возбуждения

загрузка...