Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических ВУЗов (15.09.2007)
Автор: Колокатова Лариса Федоровна
Введено в научный оборот понятие «биоэнергоинформационная системная диагностика человека» (БЭИС), которая рассматривается как тестирование, синтезирующее и определяющее взаимосвязь статусных характеристик личности на основе использования современных информационных технологий. 3. Построение модели уровней психофизической подготовленности студента технического вуза к профессиональной деятельности. Профессиональная психофизическая подготовка студентов основана на принципе иерархической модели, включающей статусные характеристики, такие как психологический, физиологический статус, функциональные резервы организма, физическая подготовленность. Объективная оценка статусных характеристик личности заключается в соответствии между психическими, физиологическими и физическими показателями в процессе подготовки студента к профессиональному труду. 4. Совокупность методов, средств и форм обеспечивает высокий уровень психофизиологической активности и готовности к профессиональной деятельности. Показаны виды деятельности, оказывающие значимое влияние на активизацию психофизиологических механизмов, включая интеллектуальную и креативную стороны подготовки специалиста. 5. Модель дидактической системы информационной поддержки развития психофизических качеств студента интегрирует дидактические компоненты образовательного процесса (цель – активизация способов развития психофизических качеств, рефлексии, саморазвития; подходы – личностно-ориентированный, антропологический, системный, исследовательский; принципы – физической и интеллектуальной активности, непрерывности, преемственности; содержание – учебные программы по дисциплине "физическое воспитание" и спецкурс по тренажерно-обучающим комплексам с информационной поддержкой учебного процесса; инновационные средства – дифференцируемые по своему содержанию компьютерные программы, компьютерный паспорт психофизической подготовленности студента; инновационные методы – игровые формы проведения занятий, компьютерно-информационная поддержка на основе мобильной связи; инновационные организационные формы – практические занятия с тренажерно-обучающими комплексами; дидактические условия – диагностика и оценка психофизических показателей студентов, объективный контроль и самоконтроль; результаты – развитие психофизических качеств студентов, творческого мышления, готовности к профессиональной деятельности). Научная новизна работы состоит в решении педагогической проблемы, заключающейся в инновационном исследовании психофизических характеристик личности при информационной поддержке учебного процесса в вузе. В работе впервые: - обоснована концепция использования информационных технологий, формирующая основу для развития психофизических профессионально значимых качеств студента в организации учебного процесса в техническом вузе по физическому воспитанию; - определены роль и место методологического инструментария, реализуемого в комплексной методике диагностики и оценки психофизических характеристик студентов технических вузов; - разработана иерархическая модель уровней развития психофизических качеств студента, значения показателей которой представлены в единой шкале измерений. Включает характеристики, такие как психологический, физиологический статус, функциональная устойчивость организма, физическая подготовленность, социальные свойства, объективная оценка которых заключается в соответствии между психическими, физиологическими и физическими показателями, позволяет с системных позиций решать вопросы адаптации студентов к учебе и к будущей профессиональной деятельности; - разработана система критериев оценки психофизической подготовленности студентов технического вуза, как методическая и информационная основа для подготовки их к будущей профессиональной деятельности, которая заключается в соответствии индивидуальных психофизиологических свойств студента типу выбранной профессии, психологических, физиологических показателей, функциональных резервов здоровья – уровню, соответствующему зоне успешной подготовки к профессиональной деятельности; развитие профессионально важных качеств – модельным характеристикам деятельности. - разработана модель дидактической системы информационной поддержки развития психофизических качеств студента технического вуза, заключающаяся в интеграции основных компонентов образовательного процесса; - разработаны инновационные средства развития психофизических качеств студента, соотнесенные со всеми компонентами разработанной дидактической системы: личностно-ориентированный подход, наличие интеграционных связей, диагностика и оценка психофизических показателей, моделирование ситуаций профессиональной деятельности. - проведен научно обоснованный отбор информационных средств для диагностики, тестирования, контроля, обучения, позволяющий осуществить экспресс-анализ статусных психологических, физиологических показателей, физической подготовленности, функциональных резервов здоровья, креативных качеств личности студента. Теоретическая значимость работы Полученные в ходе исследования объективные научные результаты дополняют в своей совокупности решение научной проблемы, определяющей методологические основы использования современных информационных технологий для оценки и управления психофизической подготовленностью личности в организации учебного процесса по физическому воспитанию в техническом вузе. Определена сущность, содержание и структура психофизической подготовленности студента к профессионально-ориентированной деятельности. Разработаны и апробированы методы интегративной диагностики психофизической подготовленности и ее оценки. Охарактеризована взаимосвязь психических и физических качеств в структуре профессионально ориентированной подготовленности студента. Теоретически разработаны и экспериментально подтверждены модельные характеристики структуры психофизической подготовленности для раз- личных технических специальностей. Практическая значимость работы Использованы концептуальные дидактические положения, условия и критерии эффективности совершенствования профессиональной психофизической подготовленности .в высших учебных заведениях для создания вариативных моделей формирования профессиональной психофизической подготовленности. На основе результатов исследования созданы учебно-методические разработки, научно обоснованные рекомендации для преподавателей физического воспитания и других дисциплин по вопросам методики оценки и совершенствования психофизической подготовленности. Разработано учебно-методическое обеспечение для повышения квалификации педагогических кадров по вопросам диагностики, тестирования и оценки психофизических показателей. Проведен научно-обоснованный отбор средств, форм и методов, обеспечивающих высокий уровень психофизиологической активности и готовности к профессиональной деятельности. Определены виды деятельности, оказывающие значимое воздействие на активизацию психофизиологических механизмов, включая интеллектуальную и креативную стороны подготовки специалиста. Создана методика компьютерной, информационной поддержки теоретических и практических занятий по физическому воспитанию, учитывающих специфику новых информационных технологий обучения. Полученные результаты были использованы в практике работы по обеспечению учебной деятельности студентов по курсу физического воспитания в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства, по курсу психофизиологии в Московском государственном индустриальном университете. Апробация и внедрение результатов работы в практику технических вузов проходила на всех этапах исследования. Основные положения и результаты диссертации опубликованы в 90 работах. Материалы диссертации изложены в сообщениях на 12 всероссийских, 22 международных и 23 региональных научно-практических конференциях в период с 1997 по 2007 г., в восьми статьях в научно-теоретических журналах, 10 научно-методических пособиях, 4 учебных пособиях с грифом АСВ России и в монографии. Работа включена в научно-исследовательский проект « Высшее образование – сто резервов повышения эффективности деятельности вузов России », отзывы ведущих специалистов размещены на сайте Info @ reserves. ru. Достоверность и обоснованность полученных теоретических и экспериментальных результатов обеспечивается целенаправленным анализом педагогической деятельности и требований, вызванных изменениями в системе высшего профессионального образования; применением совокупности теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его задачам; математической обработкой экспериментальных данных и проверкой результатов в опытно-экспериментальной работе; подтверждением гипотезы исследования конкретными теоретическими и практическими результатами опытно-экспериментальной работы; апробацией основных положений исследования на всероссийских и международных научно-практических конференциях и симпозиумах различного уровня. Структура и объем диссертации Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 358 названий, актов внедрения. Работа изложена на 384 страницах, содержит 39 таблиц, 54 рисунка и 14 приложений. II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, выявляется проблематика, определяющая цель, объект и предмет исследования, формулируются гипотеза и задачи, раскрываются положения, выносимые на защиту, обосновывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования. В первой главе « Теоретическое обоснование использования информационных технологий в подготовке специалиста в системе физического воспитания» дан теоретический анализ психолого-педагогической и научно-технической литературы по проблеме исследования. Происходящая в настоящее время информатизация мирового сообщества является научным и реальным фактом. Этот объективный процесс характерен и для России. Наиболее возрастающая роль знаний, информации в общественном развитии отразилась в концепции информатизации общества. История развития информационных технологий характеризуется резким изменением концептуальных представлений, технических средств, методов и сфер применения. В этой связи, как считает П.К. Петров (2003), уровень информатизации общества является одним из основных критериев оценки степени развития государства, важнейшим фактором его экономического, политического и военного могущества. В России информатизация общества рассматривается как одно из главных направлений модернизации всей образовательной системы, в том числе и вузовской. В 1998 г. была разработана единая концепция информатизации общего и профессионального образования. А.Н. Тихонов указывает, что одним из главных инструментов в образовании, открывающим путь в новый мир, являются информационные технологии. Разработка стратегии развития и использования информационных технологий в сфере образования является одной из ключевых проблем стратегического планирования как на национальном, так и глобальном уровне. В этих условиях вопросы использования информационных технологий становятся важным компонентом профессиональной подготовки любого специалиста. В настоящее время все больше уделяется внимания проблеме использования информационных технологий в вузе, которые значительно помогают разрабатывать вопросы, связанные с образованием: педагогические условия использования компьютеров в обучении (Ю.С.Брановский, Н.И. Пак, С.Г. Григорьев и др.), психолого-педагогические аспекты применения компьютеров в процессе обучения (А.Г.Асмолов, В.П.Беспалько, Тихомиров О.К., Талызина Н.Ф., Гареев Р.Т. и др.), методические и теоретические подходы, отражающие общие вопросы использования компьютеров в образовании (Астафьева Н.Е., Козлов О.А., Шапошникова Т.А., Моисеев В.Б). Средствами новых информационных технологий И.В. Роберт называет программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных систем информационного обмена, обеспечивающих операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке и передаче информации. Выделяют два основных направления в процессе обучения, в которых компьютерные технологии реализуют свои функции: собственно изучение компьютерных технологий и использование их в предметных областях. Содержание современного этапа информатизации составляют активное освоение и фрагментарное внедрение средств новых информационных технологий в традиционные учебные дисциплины. Имеется несколько диссертационных исследований по внедрению информационных технологий (ИТ) в профессиональную подготовку студентов физкультурных специальностей (А.Н. Лутков, 1992; А.А. Рогов, 1995; С.Ж. Козлова, 1997; В.Ю. Волков, 1997; П.К. Петров, 2003 и др.). В них показано, что применение информационных систем в процессе физического воспитания позволяет совершенствовать профессионально-педагогическую подготовку студентов, разрабатывать критерии, способные оценить ее динамику, изучать и прогнозировать качественную деятельность преподавателей по формированию спортивно-технической и функциональной подготовленности студентов. Студентам – совершенствовать умения и навыки, развивать функциональные и двигательные способности, уметь принимать правильные решения, творчески осмысливать свою деятельность в будущей профессиональной сфере. |