Delist.ru

Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических ВУЗов (15.09.2007)

Автор: Колокатова Лариса Федоровна

- между требованиями высокого уровня подготовленности специалиста и неразработанностью программ психофизической подготовки студента в вузе с учетом современных информационных подходов.

Таким образом, решение поставленных вопросов имеет не только теоретическое, но и практическое значение для проведения профессиональной психофизической, интеллектуальной, креативной подготовки студента в вузе.

Выявленные противоречия позволили определить проблему нашего исследования: какова должна быть дидактическая система эффективного применения компьютерной техники с информационной поддержкой учебного процесса в техническом вузе, активизирующая развитие психофизических качеств студента.

Объект исследования – процесс целенаправленного применения информационных технологий для психофизической подготовки студентов технических вузов.

Предмет исследования – дидактические аспекты применения информационных технологий, способствующих психофизической подготовке студентов к профессиональной деятельности в техническом вузе.

На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования мы поставили цель работы – обосновать концепцию и разработать дидактическую систему информационной поддержки психофизической подготовки студентов в организации учебного процесса по физическому воспитанию в техническом вузе.

Изучение и анализ научных публикаций, исследований, исторического и современного опыта применения информационных технологий, в частности креативных, в учебном процессе вузов, а также собственные поисковые эксперименты позволили сформулировать следующую гипотезу исследования:

психофизическая подготовка студентов технических вузов к профессиональному труду будет более эффективной и качественной, если:

- разработать комплексную методику диагностики и оценки психофизических показателей студентов, при информационной поддержке учебного процесса в вузе;

- определить иерархическую модель, позволяющую оценивать уровни комплексного мониторинга развития, адаптации и психофизической подготовленности студентов к профессиональной деятельности в единой шкале измерений;

- выявить методы, средства и формы, обеспечивающие высокий уровень психофизиологической активности и готовности к профессиональной деятельности;

- разработать модель дидактической системы информационной поддержки развития психофизических качеств, позволяющую осуществлять поэтапное педагогическое руководство процессом управления подготовки студента к будущей профессиональной деятельности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) теоретически обосновать концепцию использования информационных технологий для оценки психофизических показателей студента и управления ими в организации учебного процесса по физическому воспитанию в техническом вузе;

2) изучить вопросы психофизиологического состояния здоровья, двигательной активности, психофизической подготовленности студентов к профессиональной деятельности;

3) разработать комплексную методику диагностики и критерии оценки психофизических показателей студентов технических вузов;

4) разработать иерархическую модель, позволяющую оценить уровни психофизической подготовленности студента к профессиональной деятельности в единой шкале измерений;

5) выявить характер процесса учебного труда на различных занятиях в техническом вузе;

6) разработать модель дидактической системы информационной поддержки развития психофизических качеств личности студента;

7) экспериментально обосновать методику использования тренажерно-обучающих комплексов с информационной поддержкой учебного процесса по физическому воспитанию.

Теоретико-методологической основой построения нашего исследования являются: фундаментальные работы в области психофизиологии активности личности (И.М.Сеченов, В.С.Фарфель, Н.А. Бернштейн, А.Н. Лебяжьев); положения профессионально-прикладной физической культуры (В.А.Кабачков; В.И.Ильинич; Р.Т.Раевский; В.П. Полянский и др.) и ее современного направления – психофизической подготовки (И.М.Туревский, С.Н. Зуев, А.О. Егорычев и др.); использование информационных технологий в учебном процессе в вузе (А.Г Асмолов, И.В. Роберт, В.Ю. Волков, Н.Ф. Талызина, Р.Т. Гареев, П.К. Петров и др.).

Для реализации поставленных задач нами были использованы комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: 1) анализ и обобщение научных трудов по проблеме исследования; 2) эмпирические методы: анкетирование студентов и специалистов технического профиля; оценка уровня состояния физического здоровья студентов; тестирование уровня функциональной и физической подготовленности; системная оценка уровня психофизической подготовленности студента, успешности его учебной деятельности; психологическое тестирование; 3) педагогический эксперимент: экспериментальное исследование эффективности методики использования тренажерно-обучающих комплексов (ТОК) и информационных технологий со срочной связью; экспериментальное исследование психофизической напряженности (ПФН) студента на различных предметах в вузе; исследование психофизической активности (ПФА) в разных условиях деятельности; выявление соответствия между статусными характеристиками личности; экспериментальное исследование эффективности комплексной программы физического воспитания в профессионально-прикладной физической подготовке в условиях вуза с использованием разнообразных средств и методов, с информационной поддержкой учебного процесса; 4) математико-статистические методы исследования.

Этапы исследования и экспериментальная база

Исследование проводилось поэтапно в 1996–2006 гг. на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства и Московского государственного индустриального университета. В эксперименте принимали участие студенты дневного отделения.

Работа выполнялась согласно закону об образовании РФ, в соответствии с концепцией охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, Федеральной целевой программой «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в РФ на 2002–2006 г.», приказом, изданном совместно Министерствами образования, здравоохранения, Госкомспортом и Российской академией образования, № 2715/227/166/19 от 16.07.2002 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации», а также согласно НИР «Разработка технологии междисциплинарной скрининг-диагностики состояния здоровья школьников выпускных классов и прогноза их адаптации к условиям обучения в ВУЗе» по научной программе «Федерально-региональное сотрудничество в науке и образовании», ведомственной научной программе “Развитие научного потенциала высшей школы”.

На защиту выносятся следующие основные положения

1. Теоретические положения концепции использования информационных технологий для оценки психофизических показателей студента и управления ими в организации учебного процесса в техническом вузе по физическому воспитанию опираются на следующие принципы:

- модель профессиональной психофизической подготовки оценивается на основе иерархической системы и отвечает критериям соответствия индивидуальных психофизиологических свойств студента типу выбранной профессии, психологических, физиологических показателей, функциональных резервов здоровья – зоне успешной подготовки к профессиональной деятельности; развитие профессионально важных качеств – модельным характеристикам деятельности.

- тестирование и оценка психофизических показателей осуществляются на основе биоэнергоинформационной модели;

- активизация психофизиологических механизмов, включая интеллектуальную и креативную стороны подготовки специалиста, может быть повышена за счет направленной деятельности педагога;

- использование психофизиологических средств и методов, основанных на креативных информационных технологиях способствует активизации внутренних механизмов психофизической деятельности, что является значимым для совершенствования подготовки студентов технического профиля.

2. Создание комплексной методики диагностики и тестирования психофизических показателей студентов технических вузов. В системной диагностике приведена типовая модель структуры личности, состоящая из индивидуальной, типологической, психофизиологической, функциональной модели с использованием запатентованного подхода.

Система предназначена для проведения:

дифференциации студентов по учебным отделениям;

диагностики функционального состояния организма студента;

диагностики адаптации студентов к учебе и будущей профессиональной деятельности;

выявления группы риска;

анализа межличностной совместимости в группах;

выявления наиболее перспективных студентов и абитуриентов;

диагностики стрессовых состояний (предсрыва).

загрузка...