Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических ВУЗов (15.09.2007)
Автор: Колокатова Лариса Федоровна
КОЛОКАТОВА ЛАРИСА ФЁДОРОВНА ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук Москва – 2007 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный индустриальный университет» Научный консультант Официальные оппоненты: Ведущая организация: доктор педагогических наук, профессор Зиновкина Милослава Михайловна доктор педагогических наук, профессор Суслов Феликс Павлович, ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»; доктор педагогических наук, профессор, член корреспондент РАО Неверкович Сергей Дмитриевич, ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»; доктор педагогических наук, профессор Найниш Лариса Алексеевна, ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства». ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Защита диссертации состоится «_»___________2007 г.в ____часов на заседании диссертационного Совета Д.311.003.01 при ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар,4, ауд.603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» Автореферат разослан «__»_____________2007 г. Учёный секретарь диссертационного совета Шалманов А.А. I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Актуальность проблемы. Актуальность исследования определяется происходящими в настоящее время экономическими и политическими изменениями, которые выдвигают новые требования к образованию. Изменение социально-экономических условий в стране, лавинообразный рост научно-технической информации, информационных технологий, техники и другие особенности ускорения научно-технического прогресса потребовали творческой подготовки человека к жизни и работе в столь сложных условиях. Большую роль в успешности труда приобретает психофизический компонент профессиональной деятельности (В.А.Кабачков, 1996; С.Н. Зуев, 1999; В.П.Полянский, 1999; Р.Т. Раевский, 2002 ). Как подчеркивает В.А. Коваленко (2000), под профессиональной психофизической готовностью понимается наличие необходимых резервных физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности труда; способности к полному восстановлению в заданном лимите времени и присутствие мотивации и оптимизма в достижении цели, базирующихся на физических, психических и духовных качествах человека. Не требует особых доказательств тот факт, что компьютеризация производственных процессов, стремление к созданию комфортных условий в быту и на производстве изменяют характер двигательной активности человека на фоне значительного психоэмоционального напряжения организма. Все более важными становятся такие качества, как точность движений, их согласованность, зрительно-моторная реакция, способность быстро перестраиваться в меняющихся условиях трудовой деятельности. В современных условиях значительно возрастает роль центральных механизмов управления и организации движений. Эффект деятельности в таких условиях определяется не столько уровнем развития физических навыков, сколько способностью рационально использовать имеющийся потенциал. Все это дает основание полагать, что рассмотрение физической сферы человека в отрыве от психической ограничивает возможность дальнейшего повышения эффективности процесса физического воспитания (И.М. Туревский, 1999). В.И. Ильинич (1999) подчеркивает в своих трудах, что изменение функциональной роли человека в производственном процессе требует направленной психофизической подготовки. Таким образом, существует необходимость в совершенствовании современных педагогических технологий в системе образования. В последнее время в теории обучения приобретают значимость междисциплинарные подходы. Примером может служить российская многоуровневая креативная педагогическая система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей учащихся и студентов (НФТМ-ТРИЗ). Цель этой системы – сформировать ведущие черты творческой личности: креативность, интеллект, психофизическое здоровье, обеспечить реализацию принципа саморазвития личности (М.М. Зиновкина,1991, 2000). Все чаще специалисты уделяют внимание развитию ведущих креативных качеств личности, которые можно целенаправленно развивать в условиях учебно-тренировочного процесса (Р.Т. Гареев, 2005). Такие качества, как способность к самовыражению посредством генерирования оригинальных идей, способность оперировать комплексом вариантов достижения поставленной цели, способность сопротивляться негативным природным и социальным явлениям и обстоятельствам, умение системно мыслить – являются необходимыми качествами для будущего специалиста технического профиля. Учитывая мнение Р.Дилтса (2003), который указывает на взаимосвязь креативности с психофизиологическими аспектами, психофизическую подготовку студента к профессиональной деятельности целесообразно рассматривать с позиций системного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.Н.Берулава, И.В.Бестужев-Лада, и др.). В настоящее время реализация педагогических методик физического воспитания на качественно новом уровне, в условиях, позволяющих осуществить недоступные ранее дидактические методы, предполагает использование компьютерных технологий. Наиболее возрастающая роль знаний, информации в общественном развитии отразилась в концепции информатизации общества. На эффективность использования компьютерной техники на кафедре физического воспитания в технических вузах для учёта и коррекции физического развития и физической подготовленности студентов указывают ряд авторов (Г.И. Пара, 1996; А.П. Съедугин, 2000; С.Н. Зуев, В.А. Коваленко, 2000; и др.). В последнее время разработана технология управления психофизической подготовкой студента, обеспечивающая профессиональную готовность (А.О. Егорычев, 2005). Одним из принципов, заложенных в ее основу, является использование автоматизированных комплексов с целью диагностики показателей психофизической готовности. Однако многие вопросы изучаемой проблемы разработаны не в полном объеме. Недостаточно исследований, направленных на повышение психофизической подготовленности студентов технических вузов с использованием средств компьютерной техники, не в полной мере раскрыты вопросы, связанные с использованием информационных средств для оценки психофизиологических характеристик учащихся. Если учесть, то, что уровень психофизической подготовленности определяется физическими возможностями организма и умением реализовывать двигательный потенциал при решении различных сенсомоторных задач, то возникают вопросы, связанные с использованием малоразмерных сложных, двигательных действий для развития когнитивных и креативных качеств студента, которые еще мало изучены. Не в полной мере раскрыты возможности реализации методов управления учебной деятельностью посредством инновационных подходов. В этой связи нами выявлен ряд противоречий: - между парадигмой образования с ориентацией на знания, умения, навыки, освоение огромной все возрастающей информации без учета адаптационных возможностей личности, без развития ее фундаментальных психофизиологических характеристик и широким распространением вычислительной техники, позволяющей повысить качество профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров, способных на должном уровне решать сложные научно-технологические проблемы; - между потребностями общества и личности в современной профессиональной подготовке и недостаточностью адаптационных возможностей организма учащихся; - между широким применением компьютерных технологий в современной жизни и недостаточным использованием их ресурсов для решения задач образования; - между бурным ростом современных диагностических методов и малым использованием их для тестирования и оптимизации состояний студентов; |