Delist.ru

Правовое регулирование удовлетворения государственных нужд в рыночной экономике России: теория и практика (15.08.2007)

Автор: Ванин Виталий Владимирович

ВАНИН ВИТАЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Правовое регулирование удовлетворения государственных нужд в рыночной экономике России: теория и практика

12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

12.00.14 – административное право; финансовое право; информационное право

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Ростов-на-Дону – 2007

Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Кавказская академия государственной службы»

Научный консультант: доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист РФ

Зинченко Станислав Акимович

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист РФ

Анохин Виктор Стефанович,

Арбитражный суд Воронежской области;

доктор юридических наук, профессор

Нечевин Дмитрий Константинович,

Московская государственная

юридическая академия;

доктор юридических наук

Гончаров Александр Иванович,

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Ведущая организация: Уральская государственная

юридическая академия

Защита состоится 02 ноября 2007 г. в 12.00 часов на заседании регионального диссертационного совета ДМ 502.008.01 по присуждению ученой степени доктора (кандидата) юридических наук при Северо-Кавказской академии государственной службы по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, ауд. 514.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Северо-Кавказской академии государственной службы.

Автореферат разослан «_____» _______________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

профессор В.В.Макеев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Функционирование любой экономической системы невозможно без регулятивного воздействия государства. Наивная вера в возможности рынка, определившая идеологию реформ конца XX века, едва не привела к краху экономической системы нашей страны. Бездумное отрицание всего, связанного с административно-командной системой, отбросило российскую экономику во времена «дикого капитализма», прикрытого маской свободного рынка. Закономерным результатом стал затяжной кризис во всех сферах общественно-политической жизни, выход из которого наметился лишь в условиях отказа от концепции экономического либерализма в экономической политике Российского государства.

Осознание того, что сфера экономики не есть область реализации исключительного частного интереса, гарантированные Конституцией РФ экономические права и свободы не являются «вещью в себе», а реализуемая посредством этих правовых категорий экономическая свобода – не более, чем средство эффективной организации механизма созидания, дало толчок к поиску средств взаимодействия между государством и гражданским обществом, противоречия между которыми оказались не столь уж непреодолимыми, а граница – достаточно призрачной.

Обращение к опыту зарубежных стран приводит к печальным выводам. Выброшенный за ненадобностью инструментарий хозяйственного управления, созданный в XX веке в СССР, был «подобран» и использован теми государствами, которые не просто декларируют, но реально воплощают в жизнь идею социального государства. Россия, увы, в очередной раз, оказавшись в аутсайдерах, вынуждена заново создавать механизм планового управления экономикой.

В этих условиях перед правовой наукой стоит актуальнейшая на сегодняшний день задача теоретического обоснования юридического механизма планирования социально-экономического развития страны, который позволил бы обеспечить эффективное воздействие на хозяйственную среду, ориентируя ее развитие в нужном обществу направлении. Ключом к решению этой задачи является не только правовое опосредование собственно процесса планирования как деятельности по выявлению и формализации публичных интересов, но и создание адекватных современным политико-правовым реалиям форм согласования этих интересов с интересами предпринимателей, представляющих собой основную созидательную силу общества. Речь должна идти о системном влиянии по всем направлениям взаимодействия государства и субъектов хозяйствования; одним из таких направлений является обеспечение сотрудничества указанных субъектов в ходе удовлетворения публичных нужд.

Сфера государственных и муниципальных закупок представляет собой точку непосредственного сопряжения публичных и частных интересов, что в контексте поставленной задачи актуализирует проблематику создания адекватного правового режима, способного обеспечить реализацию триединой функции: удовлетворение публичного интереса, удовлетворение частного интереса, осуществление положительного регулятивного воздействия на экономическую среду. К сожалению, реализованная в действующем законодательстве модель публичных закупок весьма далека от идеала. Игнорирование регулятивной функции государственных и муниципальных контрактов, представленных в действующем законодательстве в качестве подвидов гражданско-правовых договоров, ориентация закупок лишь на бюджетную эффективность, отсутствие четких иерархических правовых связей как между элементами системы планирования, так и между плановыми актами и публичными контрактами – в основе этих недостатков (перечень которых можно было бы продолжить), обусловливающих чрезвычайно низкую эффективность системы планирования, как представляется, лежит общая проблема рассогласованности методов правового воздействия. Идея раздельного регулирования экономики, преломляясь в плоскости публичных закупок, наглядно проявляет свою нежизнеспособность, ибо в этой сфере разорвать единый механизм взаимодействия вертикальных и горизонтальных отношений собственности на две составляющие соответственно предмету гражданского права и предмету административного и родственных ему отраслей попросту невозможно. Проблема неэффективного функционирования механизма публичных закупок – вершина айсберга, отражающая неэффективность функционирования хозяйственного механизма в целом. Разрешение этой проблемы привычным способом «латания дыр» возможным не представляется; необходимо концептуальное изменение подходов к правовому обеспечению экономики. Важнейшей задачей правовой науки на сегодняшний день является отыскание единого метода правового регулирования комплекса отношений, образующих экономическую сферу; с этой точки зрения перспективной представляется идея единой отрасли предпринимательского права, обоснованная в трудах С.А.Зинченко, В.В.Лаптева, В.И.Мартемьянова, В.К.Мамутова, чьи идеи легли в основу научного мировоззрения автора и определили дух настоящего исследования. Исследование государственных контрактов через призму предмета и метода предпринимательского права позволило отыскать не только теоретическое разрешение ряда узловых проблем правового регулирования отношений в сфере публичных закупок, но и сформулировать конкретные предложения по совершенствованию законодательства.

Степень разработанности темы исследования. В юридической науке советского периода правовые вопросы народнохозяйственного планирования были весьма глубоко разработаны применительно к условиям административно-командной системы экономики, в частности, такими видными учеными как З.М. Заменгоф, А.К. Кравцов, В.В. Лаптев, B.C. Мартемьянов, P.O. Халфина и др. В настоящее время идет активное осмысление правовой природы понятий управления, государственного регулирования, планирования, обоснование и разработка правовых форм их реализации в условиях социально-ориентированной рыночной экономики; значительный вклад в исследование проблем правового регулирования отношений по поставкам товаров для государственных нужд внесен Л.В. Андреевой, Н.И. Клейн, А.Ф. Ноздрачевым. Однако комплексные исследования данной проблемы в настоящее время отсутствуют. Нужно отметить, что представители экономической науки проявляют гораздо большую активность в исследовании проблем планирования экономики, нежели ученые-правоведы. Разрабатываются экономические модели прогнозирования и программирования, исследуется опыт зарубежных стран, возможности его адаптации к российским условиям, предлагаются экономические механизмы реализации плановых актов; очевидно, что без должного правового обеспечения этим разработкам суждено остаться лишь предметом научных дискуссий. В этом аспекте неотложность решения задачи правового обеспечения планирования и реализации государственных нужд очевидна.

Целью исследования является разработка концептуальных основ правового регулирования отношений, возникающих в связи с удовлетворением государственных нужд в условиях социально-ориентированной рыночной экономики, а также внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации.

Основные задачи исследования, вытекающие из указанной цели, состоят в следующем:

загрузка...