Delist.ru

Концепция органа юридического лица в теории гражданского права (15.08.2007)

Автор: Сумской Дмитрий Александрович

- акт органа юридического лица порождает права и обязанности только у тех субъектов, которым он адресован.

Доказывается, что законодатель, говоря о решениях и действиях юридических лиц, имеет в виду две разновидности правомерных действий – юридические акты и юридические поступки. При этом под решением понимается юридический акт, а под действием – юридический поступок.

Обосновывается, что акт, принятый органом юридического лица с выходом за пределы его компетенции либо с нарушением порядка принятия (например, в отсутствие кворума для проведения заседания коллегиального органа юридического лица или кворума для принятия решения таким коллегиальным органом), не имеет юридической силы и не порождает никаких юридических последствий.

Все иные акты органа юридического лица могут быть признаны недействительными только в судебном порядке, при этом они являются недействительными с момента вступления в законную силу соответствующего судебного акта.

Четвертая глава работы «Образование органов юридического лица и прекращение их полномочий» посвящена анализу способов образования органов юридических лиц и оснований прекращения их полномочий и включает в себя два параграфа.

В первом параграфе четвертой главы «Образование органа юридического лица» рассматриваются способы образования органа юридического лица.

В соответствии с абзацем 2 п.1 ст.53 ГК по способу приобретения полномочий органы юридического лица могут быть подразделены на выборные или назначаемые. Вместе с тем, российское гражданское законодательство не содержит определения понятий «выборный орган» и «назначаемый орган».

На основе анализа различных точек зрения сделан вывод о том, что выборный орган юридического лица представляет собой орган, который формируется путем избрания каким-либо компетентным органом данной организации либо учредителями такого юридического лица. Требования к механизму избрания органа юридического лица определяются законодательством Российской Федерации, учредительными документами или актами юридического лица. В связи с этим, избрание происходит только тогда, когда есть альтернатива (т.е. выбор). Поэтому в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено, что данный орган формируется путем избрания, то при отсутствии других кандидатов решение не может быть принято, так как не выполнены условия образования этого органа.

При этом отмечается, что иногда процедура образования выборного органа юридического лица представляет собой сложный юридический состав. В частности, избрание ректора государственного или муниципального учреждения высшего профессионального образования в соответствии со ст.12 Федерального закона от 22 августа 1996 года №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» включает в себя: 1) выдвижение соответствующих кандидатур на должность ректора (российское законодательство допускает и самовыдвижение); 2) их обсуждение на заседании ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения; 3) согласование с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа; 4) выборы ректора конференцией научно-педагогических работников и других категорий обучающихся вуза.

Назначаемым органом юридического лица является орган, который формируется путем назначения, под которым понимается юридический акт учредителей (участников) организации либо компетентного органа юридического лица, определяющий момент официального возложения на определенное лицо полномочий единоличного органа или члена коллегиального органа юридического лица.

Вместе с тем, органы юридического лица могут быть образованы не только путем избрания или назначения, но и в ином, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. В частности, члены высшего органа управления хозяйственного общества или кооператива не избираются и не назначаются – ими являются все участники хозяйственного общества (члены кооператива) с момента приобретения статуса участника хозяйственного общества или члена кооператива соответственно. В связи с этим, представляется целесообразным внести изменения в абзац 2 п.1 ст.53 ГК, изложив его в следующей редакции: «порядок образования органов юридического лица определяется законом и учредительными документами».

Требования к лицу, входящему в состав коллегиального органа юридического лица или являющемуся его единоличным органом, устанавливаются законодательством Российской Федерации или актами юридического лица. К таким требованиям могут быть отнесены:

- ограничения и запреты на вхождение в состав органов юридического лица некоторых категорий физических лиц. Подобные запреты и ограничения можно условно классифицировать на: а) запреты, связанные со служебной и профессиональной деятельностью; б) ограничения, налагаемые в связи с совершенным административным правонарушением (например, дисквалификация лица) или преступлением (в частности, лишение лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью); в) возрастные ограничения, а также ограничения, связанные с признанием лица в установленном порядке недееспособным;

- необходимость вхождения в состав органа юридического лица участников (членов) данной организации или ее работников либо, наоборот, ограничения на вхождение в состав органа юридического лица его работников. Так, например, в соответствии с п.4, 5 ст.14 Федерального закона от 8 мая 1996 года №41-ФЗ «О производственных кооперативах» членами наблюдательного совета и членами правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Вместе с тем, нормативными актами могут быть установлены ограничения на вхождение в состав органов юридического лица его работников. В частности, согласно п.5 ст.29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» лица, являющиеся работниками автономной некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа данного юридического лица;

- законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены особые требования к лицам, претендующим на вхождение в состав некоторых органов юридического лица. Так, например, председатель и члены совета потребительского общества избираются сроком на пять лет из числа пайщиков потребительского общества, имеющих опыт работы в потребительской кооперации (п.2 ст.19 Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»);

- требования к количественному составу коллегиальных органов юридического лица, как правило, устанавливаются учредительными документами юридического лица, хотя могут быть установлены и законодательством Российской Федерации.

Отмечается, что законодательство Российской Федерации допускает возможность закрепления в уставе юридического лица дополнительных требований к членам соответствующего органа юридического лица, отражающих его специфику. Очевидно, недопустимыми являются дискриминационные требования (по полу, расе, национальности и т.д.). Однако любые разумные ограничения (например, по возрасту, образованию, стажу работы, опыту и т.д.) представляются вполне оправданными и могут способствовать исключению возможности избрания в состав соответствующего органа юридического лица случайных людей и обеспечивать избрание в этот орган лиц, отвечающих требованиям, необходимым для успешного управления юридическим лицом в современных условиях.

В целях обеспечения непрерывной деятельности юридического лица в случае временного отсутствия лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, а также невозможности им осуществления своих полномочий, обосновывается возможность образования временного исполнительного органа юридического лица, который обладает такой же компетенцией, что и его единоличный исполнительный орган. При этом порядок и условия образования временного исполнительного органа юридического лица должны определяться в его учредительных документах.

Параграф второй четвертой главы «Прекращение полномочий органа юридического лица» посвящен анализу оснований прекращения полномочий органа юридического лица.

Отмечается, что полномочия органов юридического лица, как правило, прекращаются в случае истечения их срока. Вместе с тем, нормативными правовыми актами Российской Федерации и учредительными документами юридического лица может предусматриваться возможность досрочного прекращения полномочий органа юридического лица.

Полномочия органов юридического лица могут быть также прекращены и в случае принятия решения о ликвидации юридического лица или признания его несостоятельным (банкротом), поскольку в этом случае в силу прямого указания закона полномочия по управлению делами юридического лица переходят либо к ликвидационной комиссии (ликвидатору), либо к арбитражному управляющему.

В работе критикуется тезис о том, что ликвидационная комиссия юридического лица не является его органом. Обосновывается позиция, согласно которой ликвидационная комиссия представляет собой орган юридического лица, обладающий специальной компетенцией и образуемый его учредителями (участниками) либо соответствующим органом юридического лица, управомоченным на подобные действия его учредительными документами. Компетенция ликвидационной комиссии определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также учредительными документами юридического лица и заключается в совершении действий, направленных на прекращение юридического лица и расчет с его кредиторами. Ликвидационная комиссия назначается на весь период ликвидации юридического лица без указания срока ее полномочий.

В заключении подведены итоги и сформулированы основные выводы диссертационного исследования.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

Монографии, учебные пособия и учебно-методические материалы

1. Сумской Д.А. Статус акционера по континентальному праву. – М.: Издательство МГСУ «Союз», 2001. – 168 с. (10,5 п.л.).

2. Сумской Д.А. Гражданско-правовое положение органа юридического лица. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007. – 512 с. (32 п.л.).

3. Сумской Д.А. Статус юридических лиц: Учебное пособие для вузов. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. – 328 с. (20,5 п.л.).

4. Сумской Д.А. Российское предпринимательское право: Учебно-методические материалы по специальности №021100 «Юриспруденция». – Дедовск: Издательство филиала РГСУ в г. Дедовске, 2005. – 46 с. (2,8 п.л.).

5. Сумской Д.А. Юридические лица: Учебно-методические материалы по специальности №021100 «Юриспруденция». – Дедовск: Издательство филиала РГСУ в г. Дедовске, 2005. – 40 с. (2,5 п.л.).

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых

научных журналах и изданиях, указанных в перечне

Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации:

6. Сумской Д.А. Юридическая служба в структуре высшего учебного заведения Российской Федерации // Ученые записки Московского государственного социального университета. – 2001. - №3. – С.84-88 (0,4 п.л.).

7. Сумской Д.А. Унификация европейского акционерного законодательства // Ученые записки Московского государственного социального университета. – 2002. - №6. – С.39-41 (0,2 п.л.).

8. Сумской Д.А. Правовые аспекты целевой контрактной подготовки специалистов // Ученые записки Московского государственного социального университета. – 2003. - №2. – С.72-78 (0,6 п.л.) (соавтор – Сараев Д.В.).

9. Сумской Д.А. Признаки органа юридического лица // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2006. - №3. – С.27-30 (0,4 п.л.).

10. Сумской Д.А. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2006. - №4. – С.86-89 (0,4 п.л.).

11. Сумской Д.А. О соотношении понятий «орган юридического лица» и «руководитель юридического лица» // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2006. - №4. – С.117-120 (0,4 п.л.).

12. Сумской Д.А. Прекращение органа юридического лица // Российская юстиция. – 2006. - №11. – С.12-14 (0,4 п.л.).

загрузка...