Delist.ru

Градостроительное развитие Санкт-Петербурга в 1703-2000-е годы (15.08.2007)

Автор: Семенцов Сергей Владимирович

1.Создание столицы на о. Ретусаари (в будущем - Котлин остров) по указу от 16 (27) января 1712 г. По проектному генеральному плану Д.Трезини на острове намечена прямоугольная нарезка 115 жилых кварталов (на 7278 дворов) кварталов и 46 кварталов под общегородские площади и скверы. Проект не осуществлен. (ПСЗРИ. 1-е собр. Т. 1V. № 2467; С.П.Луппов).

2.Создание столицы на будущей Московской стороне по проекту 1712 г., арх. Д.Трезини. Намечено на пространстве в 2,5 х 1,4 км проложить 11 улиц вдоль берега Невы и 6 перпендикулярных им улиц, сформировать 56 прямоугольных городских кварталов и 1 общегородскую площадь. Проложены 4 улицы вдоль Невы, с 1714 г. - запрет на строительство на данной территории. (С.В.Семенцов).

3.В мае 1714 г. Петр I определил новое место для строительства города - берег Невы на Выборгской стороне, но быстро охладел к идее. (Объяснение к историческим планам, 1843).

4.По указу от 29 октября (6 ноября) 1715 г. намечено создать образцовый город на загородном прежде Васильевском острове. Проект Д.Трезини царь утвердил 1 (12) января 1716 г. Намечена прямоугольная разбивка улиц, зонирование территории по социальному признаку, застройка по «образцовым проектам», разработанным Д.Трезини в 1714 г. (М.В.Иогансен, М.Б.Михайлова, С.С.Ожегов, С.В.Семенцов).

Осуществление каждого из проектов начиналось стандартно: с высочайших требований срочно переселить на понравившиеся царю места семьи царских родственников и высших сановников, хотя они к тому времени не успевали обустроиться и на прежнем месте. Все эти попытки могут быть примером великой градостроительной утопии Петра I. С 1712 г. вводились требования строительства по проектам архитекторов, новая система градостроительной регламентации застройки в духе регулярности (требования прямых улиц, ориентации осей улиц и дорог на вертикальные доминанты и т.д.), архитектурные, строительные, технические и противопожарные требования, утверждены «образцовые проекты», разработанные Д. Трезини (1714 г.) (С.С. Ожегов). Велась реконструкция существовавших территорий, а также застройка новых. Основателями принципа регулярности в Санкт-Питербурхе были Петр I и Д.Трезини (с 1712 г.).

1716 - 1718 годы. Во время путешествия по Европе (январь 1716 - октябрь 1717 гг.) царь начал снова сомневаться в эффективности утвержденных решений. Прибывший в Санкт-Питербурх французский архитектор Ж.-Б.-А.Леблон предложил (после встречи с Петром I) свой вариант генерального плана сразу всех застраивавшихся территорий. Изучение обоих планов («Плана Д.Трезини» для Васильевского острова и «Плана Ж.-Б.-А.Леблона») показало, что они выполнены на основе единой топографической съемки, хотя еще неточной, имеют общую разбивочную систему осей улиц - линий и единый композиционный модуль. "План Ж.-Б.-А.Леблона" являлся первым единым проектным генеральным планом и, одновременно, первым стратегическим планом развития Санкт-Питербурха на десятилетия. Ж.-Б.-А.Леблон впервые в градостроительной истории города предложил единую планировочную и функциональную структуру создаваемого города и его предместий на принципах ансамблевости, ввел систему общегородских и дополнительных ансамблей, систему вертикальных доминант, единую регламентацию застройки и территорий. В проекте предложено создать главный общероссийский центр на Васильевском острове, а два дополнительных центра - на Городском и Васильевском островах. Ж.-Б.-А.Леблоном введен новый принцип – градостроительная ансамблевость. (С.В.Семенцов). В связи с этим Ж.-Б.-А.Леблон разработал «образцовый проект» самых престижных объектов – зданий на набережных Невы и на главных улицах (1717 г.). Прорисовку новых идей Ж.-Б.-А.Леблону удалось реализовать в проектах загородный царских резиденций: в Стрелиной мызе (с 1716 г.), Петергофе (с 1716 г.), при реконструкции Летнего сада (с 1716 г.). Петр I и Ж.-Б.-А.Леблон ввели для Санкт-Питербурха принцип ансамблевости (с 1716-1717 гг.). География параллельно проводимых градостроительных и строительных работ охватывала все острова дельты Невы, остров Котлин, пригородные зоны. Завершена прокладка прямой сухопутной дороги Москва-Санкт-Питербурх (1718 г.), начато строительство многих каналов. В 1718 г. царь реализовал идею Ж.-Б.-А.Леблона об административном объединении застраиваемых территорий. Это решение сформулировано при учреждении должности Санкт-Питербурхского Генерал – Полициймейстера и разделении новой, расширенной территории города на 5 полицейских (административных) частей. (ПСЗРИ. 1 собр. Т.V. № 3202).

1719 - 1721 годы. Введенные принципы регулярности, ансамблевости, строительства по «образцовым проектам», регламентации территорий и застройки стали основой для новой волны градостроительно-реконструктивных работ. На Васильевском острове разработан новый проект и изменена планировочная система, проложены новые улицы-линии (Д.Трезини), которые и стали основой современной планировки, оставив от первоначальной планировки только трассу будущего Большого пр., да усадьбу самого А.Д.Меншикова. Для Адмиралтейской стороны Г.-И.Матарнови разработал проект 14-лучия от башни Адмиралтейства (1718 г., не осуществлен), но проект Н.-Ф.Гербеля с пятилучием (1719 г.) был осуществлен и до наших дней стал основой планировочной системы Адмиралтейской стороны (С.В.Семенцов). Уже проявился главный пространственно-композиционный принцип развития города: единство мозаики многих самостоятельных по композиции фрагментов территорий вокруг самого широкого пространства Невы. Общегородской центр еще сохранялся на Троицкой площади. Уточнено зонирование города по социальной значимости и ведомственной принадлежности – это предопределило создание зон с разными архитектурными требованиями (по кирпичной и деревянной застройке, с разной этажностью зданий). Наряду с парадными царскими загородными резиденциями в Петергофе, Стрельне, в Дальних Дубках, возникли царские дворцы и дома в зонах крупнейших строящихся объектов. Берега Фонтанки отданы под загородные дачи дачи велись работы в Монастыре Во Имя Святой Троицы, в Сестрорецких пороховом и оружейном заводах, в Большой и Малой Охтенских переведенских слободах. В дополнении к сооружаемым каналам на городской территории (на Васильевском и Адмиралтейском островах) предложено соорудить обходной канал у Ивановских (Пеллских) порогов, завершен Лиговский, продолжено строительство Ладожского каналов, начато сооружение канала вдоль южного берега Финского залива. Развивался Кронштадтский фортификационно-портовый узел. Сформировалась дифференциация портов. Расширена система архитектурных, противопожарных, санитарных и строительных нормативов, формировалась система градостроительного, межевого и имущественно-правового законодательства. (С.В.Семенцов).

1722 - 1724 годы. В 1721 году, после триумфального окончания Северной войны Санкт-Питербурх приобрел статус столицы Российской Империи. Принятые ранее решения перестали удовлетворять возросшим амбициям Петра Великого. С 1722 г. заново пересмотрена градостроительная стратегия развития Санкт-Питербурха. Новый статус города потребовал пересмотра всех генеральных планов административных частей (единого проектного генерального плана города еще не было), создания нового общегородского и общегосударственного центра на новой территории, изменения социально - престижного и функционального зонирования территорий, еще большего распространения системы «образцовых проектов», нормативов и требований. Именно с 1722 г. начато создание на стрелке Васильевского острова, на месте уничтожаемых элитарных жилых кварталов, главного общероссийского ансамбля (М.В.Иогансен). С 1723 г. утверждена новая дифференциация всех территорий. Уточнения предложены и для других крупных планировочных элементов. Продолжались работы в многочисленных пригородах. Велось строительство Ладожского канала, канала вдоль южного берега Финского залива. В соответствии с программой, изначально разработанной Петром I и Ж.-Б.-А.Леблоном (1717 г.), на берегах Невы продолжали возникать слободы для проживания иностранных специалистов (Греческая, Немецкая, Английская, Финская, Французская и т.д.). Санкт-Питербурх становился городом единства многовековых русских и западноевропейских градостроительных и архитектурно-строительных традиций. Но, уже с первых лет жизни города стало ощущаться несовпадение разрабатываемых проектных решений и процессов реализации. Проектные идеи («проектный» Санкт-Питербурх) и реализуемые решения («реальный» Санкт-Питербурх) не соответствовали друг другу. Часть территорий была уже с регулярной планировкой, но основные зоны сформированы достаточно случайно, еще в традициях неупорядоченной слободской деревянной застройки. С 1723 г. на территории Санкт-Питербурхской губернии начали составлять единый государственный кадастр земель - проводить «Ингерманландское межевание». (ПСЗРИ. 1-е собр. Т. VII. №4289).

Градостроительное развитие Санкт-Питербурха при Петре I. Некоторые выводы. Анализ развития города на Неве при Петре Великом позволяет сформулировать некоторые выводы:

Формирование города на Неве было подготовлено многовековой историей (в VIII-XVII вв.) заселения этих территорий. Конфигурация реальной застройки Санктпитербурха 1720 -х гг. совпадала с конфигурацией освоенных территорий допетровских периодов. Сформировавшаяся в новгородский, московский и шведский периоды достаточно плотная и стабильная система расселения с мозаичностью размещения сотен поселений плавно перешла в дисперсный, многослободской характер градостроительной ткани Санкт-Питербурха, сохранившись и до нашего времени в композиционной раздробленности современного исторического центра города, в трассировке многих магистралей. Многие поселения и усадьбы допетербургского периода стали основой слободской застройки Санкт-Питербурха и его многослойной пригородной зоны. Десятки километров дорог XV-XVII вв. вошли в городскую ткань и приобрели статус общегородских дорог и улиц. Процессы преемственного сохранения поселений и дорог и их включения в современную систему расселения происходили по всей территории Приневья.

Санкт-Питербурх в петровское время не имел единого генерального плана, возводился методом проб и ошибок в условиях ведомственной разобщенности и постоянного изменения государственного статуса города (от крепости, производственного центра и города - верфи, до столицы Российской Империи). Это приводило к многочисленным реконструкциям. Лишь в начале 1720-х гг. кристаллизовалось понимание единства организационной, пространственной и нормативной стратегии создания столицы на принципах регулярности, ансамблевости, типизации («строительства по «образцовым проектам») и меры. Родоначальниками строительства по «образцовым проектам» стали Петр I и Д.Трезини (с 1710 г.), регулярности - Петр I и Д.Трезини (с 1712 г.), а ансамблевости –Петр I и Ж.-Б.-А.Леблон (с 1717 г.).

С первых лет существования города отмечено небывалое единство многокилометровых пространств, соединивших десятки поселений - слобод. К 1725 г. Санкт-Питербурх по своим градостроительным масштабам превосходил европейские столицы и российские города. С 1703-1710 гг. начала создаваться Санкт-Питербурхская агломерация. В Санкт-Питербурхе сформировалась политика реализации современных Петру Великому европейских теоретических градостроительных идей и следования русским градостроительным и архитектурным традициям. Созданы система управления градостроительными и архитектурно - строительными процессами и система градостроительного законодательства и нормативов.

§3.1725-1736 годы. В 1725-1727 гг. продолжены работы в Петергофе, Стрельне, Летнем саду, Кронштадте. Смерть Петра Великого, затем - Екатерины Алексеевны прервали эту линию. Особый удар нанесен в январе 1728 г. решением о переводе Императорского двора в Москву. Однако, Военным Генерал-Губернатором - Главным Начальником (в 1728-1734 гг.) и Генерал-Полицеймейстером (в 1731-1732 гг.) назначен Б.-Х.Миних, не допустивший разрушения города и сумевший к возвращению Императрицы в Санктпетербург в 1732 г. отремонтировать дороги и устроить триумфальные арки и монументы. Но, главное – по его инициативе создан новый Императорский дворец - «Новые полаты» (1731-1732 гг., реконструкция и расширение в 1734-1736 гг.), на Адмиралтейской стороне у Адмиралтейской верфи-крепости. Постепенно, в зоне дворца будет создаваться новый центр города. Родоначальником перевода центра города на Адмиралтейскую сторону стал Б.-Х.Миних. При нем снова реализовывались крупные проекты: фортификационные; осушения болот и инженерной подготовки территории юго - восточнее Лиговского канала (1733-1734 гг.); прокладки «перспективных дорог» на Московской стороне; создания деревянных набережных р. Невы и р. Мойки; устройства и ремонта «вылетных» дорог (Санктпетербург-Архангельск, Санктпетербург-Выборг, Санктпетербург-Москва); размещения загородных дач по берегам реки Фонтанной. Параллельно, еще не отступая от идей Петра I, велись работы на формируемом с 1722 г. главном общегородском центре на стрелке Васильевского острова. Застройка осуществлялась также на Адмиралтейской и Выборгской сторонах. В зону Большой Невской дороги (будущего Невского пр.) перенесены Шведская, Финская, Немецкая, Французская слободы. Восстановлены правила застройки города на принципах регулярности, регламентации и применения «образцовых проектов». После пожаров 1736 г. предложены проекты застройки погорелых мест в Греческой и Немецкой слободах (1736 г.) и изменения общегородского комплекса на стрелке Васильевского острова (1736 г.). В эти годы (1728-1736 гг.) в Санктпетербургской Академии наук создан первый вариант первого фиксационного плана города и предместий, имевшего преимущественно торжественно-представительский характер.

§4.1737-1761 годы. Необходимость ликвидации последствий пожаров 1736 - 1737 гг. вынудила перейти к реконструкции Санктпетербурга и предместий. В эти десятилетия сформировалась единая градостроительная политика, аналогов по масштабности и эффективности которой не знало европейское градостроительство. Параллельно действовали несколько организаций и ведомств. В «Группе фон Зихейма» (1737-1738 гг.) создан окончательные вариант первой фиксационной съемки территорий. Градостроительных проектов известно более 20. Большинство из них разработано в «Комиссии о Санктпетербургском строении» (1737-1746 гг.), там же сформулированы предложения по организации проектной деятельности в Санктпетербурге и России. Деятельность Комиссии приобрела всероссийский масштаб – известны проекты Комиссии по реконструкции Новгорода и Пскова, выполненые в Комиссии. (С.В. Семенцов). В проектах сохранялись принципы «регулярности» каждой градостроительной зоны и ее геометрическая обособленность (слободской характер), прямолинейность улиц и ориентация их на вертикальные доминанты существующих и предлагаемых к сооружению храмов, общественных и производственных объектов. Уточнено функциональное зонирование города, создана новая система нормативов и регламентов. Городской, предместный, пригородный типы участков стали с 1737-1739 гг. главными ячейками всего осваиваемого пространства. Центр города должен был окончательно переместиться на Адмиралтейскую сторону. Главным объединяющим элементом новой композиции города стало самое широкое место Невы. Сформулированы предложения по многократному использованию приема трех-пятилучия. Параллельно с Комиссией действовали Главная Полицеймейстерская Канцелярия, некоторые Коллегии и Канцелярии. (Адмиралтейств-Коллегия, Дворцовая Канцелярия, Главная Артиллерия, Академия наук). Совещание штабов лейб-гвардии полков, получило в 1740-1742 гг. право выбрать места, разработать проекты и выстроить полковые слободы гвардейских полков. В 1748-1749 гг. единый проектный генеральный план Санктпетербурга. выполнен в Академии наук путем соединения проектных планов отдельных зон, разработанных в ведомствах. План известен как «План М.И.Махаева», его считали парадным фиксационным планом города, приуроченным к 50-летнему юбилею столицы. Но, по архивным данным, он исполнен в 1748-1749 гг. под руководством И.Ф.Трускота, (его можно назвать «План И.Ф.Трускота»), имел значение парадного проектного изображения столицы при Елизавете Петровне, и никак не был связан с мифическим юбилеем (которого не было в истории). План является вторым единым проектным генеральным планом Санктпетербурга. В комплект к Плану изготовлены 12 проектных видов города («перспектив»). Подробное описание объектов Плана тоже выявлено, это –«Описание Санктпетербурга» А.И.Богданова (1751-1752 гг.), сотрудника Академии наук. Параллельно создавались крупнейшие ансамбли и комплексы, велось строительство многих храмов в городе, окрестностях (предместьях), в пригородах, развитие и реконструкция промышленных предприятий. Расширялись пригородные дачные зоны. Но, вВ целом, застройка города и окрестностей оставалась преимущественно деревянной. После ликвидации в 1746 г. Комиссии о Санкт-Петербургском строении Главная Полицеймейстерская Канцелярия снова получила право полного контроля градоформирующей деятельности в Санктпетербурге.

§5.1762-1781 годы. На предыдущих этапах город и его предместья росли территориально. Первичный градостроительный каркас уже сформирован, кварталы получили «перворазовую» застройку, сформулированы принципы (правила, регламенты, нормативы) для формирования оптимальной среды. Но, существующий город не соответствовал этим принципам, необходимы были коренные усовершенствования. Как известно, Ууказом Екатерины II создана «Комиссии для устройства городов Санктпетербурга и Москвы» (1762 г.), объявлен международный конкурс на разработку проектного генерального плана Санктпетербурга (1763 г., итоги конкурса неизвестны). (Б.Л.Васильев). До конца 1760-х гг. силами в Комиссии выполнены градостроительные проекты всех частей города и предместий. Даны предложения по уточнению планировочного каркаса, (а для Петербургской стороны - предложения коренного изменения всей планировочной системы и перевода ее на регулярные принципы), созданию серии въездных площадей на границе города (по р. Фонтанной). Параллельно вВведены новая дифференциация территорий (город, предместья, выгонные земли), регламентация застройки (по этажности, по высоте – не выше 10 сажен, по материалам стен и конструкций) (1765 г.). .); Вводились ограничения на размещение промышленных производств (1762 г.);. Впервые сформулировано обязательное требование на территориях от Невы до р. Фонтанной строить только кирпичные здания. Сохранялись ставшие типовыми размеры участков, а их застройка на Адмиралтейской стороне предложена – сплошная, «единой фасадой», в 3 этажа на «высоких подвалах», в новом архитектурном стиле. В Комиссии даже разработали «образцовые проекты» зданий для нового типа застройки (ПСЗРИ. Т.XVII. № 12629; Н.Ф.Гуляницкий, М.Б.Михайлова, В.А.Шквариков). Сформулировано требование стабильности границ города, предместий и городских выгонных земель. А также - запрет на застройку выгонных земель. Тем самым остановлен экстенсивный рост осваиваемых территорий, вводились требования реконструкции в соответствии с новыми канонами (1768-1769 гг.). Сводный генеральный план – «Новой план» (состоящий из проектов отдельных частей, проектов границ города и предместий) сформирован в 1769 г., а в целостном виде выполнен в 1776 г. «Новой план» несколько раз уточнялся, варианты известны на в 1769, 1776, 1792, 1796 гг. В Комиссии оформилась система непрерывной проработки генерального плана. На основе этого плана велось уточнение красных линий кварталов и улиц, шло создание десятков архитектурных ансамблей. Указ о разработке для всех городов России генеральных планов (1762 г.) заставил именно Комиссию взять на себя и эту функцию. Для выполнения работ по совершенствованию дорог, улиц, набережных, каналов, бечевников создана Канцелярия строения государственных дорог (1764 г.). Наводнение 1777 г. потребовало провести новую нивелировку территории столицы и выполнить уточненный фиксационный план, и на основе его – разработать и осуществить программу подсыпки территорий. Эту работу осуществили под руководством Ф.Баура. (1777-1779 гг.).

§6. 1782-1795 годы. В 1782 г. в российской столице введен в действие Устав Благочиния или Полицейский, по которому пространства каждого городатерритории належало разделились на части, а части - на кварталы. Вопросы развития Санктпетербурга находились в ведении самой Императрицы, Правительствующего Сената, Градоначальника, Управы Благочиния, Коллегий и Канцелярий. В штатном составе Управы Благочиния появились 1 архитектор, 2 помощника архитектора, 4 архитектурных ученика, которые должны были обеспечивать контроль за проектно-градостроительной и реализационной деятельностью. в Санктпетербурге (ПСЗРИ. Т.XLIV. Штаты к №15390). А «Комиссия о каменном строении Санктпетербурга и Москвы» (так теперь называлась Комиссия) ведала разработкой градостроительных проектов. В Оставаясь в пределах границ города и предместий, проекты ах Комиссии предусматривали предусмотрена реконструкцию реконструкция сформированной планировочной системы,. Намечены намечены создание главных улиц и системы площадей - ансамблей на главных магистралях и вдоль границы города, изменение нормативов (с увеличением плотности и этажности застройки), использование «образцовых проектов», запрет на городских территориях деревянного строительства и переход к плотной кирпичной брандмауерной застройке в 2-3, в некоторых местах - в 4 этажа.. Хотя, вплоть до конца XVIII в. город оставался преимущественно деревянным.

Уточнение генерального плана Санктпетербурга (варианты 1792, 1796 гг.) шло по пути усиления реалистичности. Так, отказались от идеи создания главной въездной площади в зоне Калинкина моста (все въезды в город стали решать одинаково). Или, предлагавшийся с 1780-1781 гг. перенос со стрелки Васильевского острова портов (международного и внутрироссийского) на создаваемый в устье р. Фонтанки остров, также к 1789 г. отменен, хотя остров насыпан. Формировались центральные ансамбли, создавалась система площадей, велась прокладка улиц, каналов, дорог. Проводилось зонирование территорий (центральные, периферийные, предместья и загородные) с особыми параметрами застройки. Сохранялись правила разбивки кварталов и участков, разработанные еще в Комиссии о Санктпетербургском строении. В процессе реконструктивных работ, вошедшие в территорию города зоны с загородным типом застройки (бывшие ближние дачи) преимущественно ликвидировались с разделением территорий на кварталы и участки городского типа. На территориях полковых слобод вместо «светлиц» начали возводить солдатские и офицерские казармы.

§7. 1796-1801 годы. Павел I успел ввести изменения в административно-территориальные, управленческие и имущественно-правовые области жизни Санктпетербурга и Санктпетербургской губернии. Предместные территории слобод гвардейских полков присоединены к частям города (18(29) ноября 1796 г.. Все эти территории были застроены ранее, но лишь сейчас повышали статус до городских территорий. Мыза Гатчина и село Павловское стали городами. Павел I ликвидировал Комиссию о каменном строении Санктпетербурга и Москвы, изменил систему управления городом, Высочайше подписаны подписал Устав столичного города Санктпетербурга, штат Санктпетербургского городского правления, штат Санктпетербургской полиции, штат Конторы городских строений. Высшим учреждением столицы определена «Комиссия о снабжении Резиденции припасами, распорядком квартир и прочих частей, до полиции относящихся». Высшим проектно-строительным учреждением для выполнения проектно-строительных работ, финансировавшихся из казны, стала «Контора городских строений». (ПСЗРИ. Т.XXV. №18663). В штатах Конторы предусмотрены: 1 Берг-Инспектор, 1 старший архитектор, 1 младший архитектор, 4 архитекторских помощника, 6 архитекторских ученика, 2 маурмейстера. (ПСЗРИ. Т.XLIV. Штаты к №18663). Но перевести все процессы в соответствии с новыми идеями Павлу I не удалось. В отдельных областях деятельности его устремления очевидны. Так, сформированная при нем программа ремонта и реконструкции дорог вокруг Санктпетербурга на 1798-1800 гг. включала выполнение работ за 3 года на трассах, длиною в 1140 верст 236 сажен (ПСЗРИ. Т.XLIV. К №18446).

§8. 1802-1815 годы. В 1802 г. Александр I инициировал процессы возврата к екатерининским формам и методам управления Санктпетербургом. Так, «Комиссия о снабжении Резиденции припасами»…, введенная Павлом I, упразднена и указом воссоздана Управа Благочиния. К сожалению, в штате Управы Благочиния, в ведомстве Обер-Полицеймейстера архитектурные штаты сокращены, остались «всего» 1 старший архитектор, 1 младший архитектор, 2 старших архитекторских помощника (ПСЗРИ. Т.XLIV. Штаты к №20143). В 1804 г. к ним добавили 4 архитекторских ученика. (ПСЗРИ. Т.XLIV. Штаты к №21385). С 1802 г. стали проявляться противоречивые тенденции развития города. С одной стороны, начались процессы экстенсивного приращения территорий. После 1802 г. для новых зон, включаемых в границы городской застройки снова разрабатывались генеральные планы. Среди крупнейших мероприятий были попытки перенести международный и внутрироссийский порты, размещавшиеся с 1720-х гг. на северной оконечности стрелки Васильевского острова на западную оконечность острова. Одновременно, начали проявляться тенденции к максимальному усилению композиционных качеств городской и пригородной среды. Расширялась практика создания под руководством специально образованных Комиссий и Экспедиций крупнейших городских ансамблей и крупнейших инженерных сооружений. Вдоль берега Невы от северного до южного крыла Адмиралтейства предложено выстроить огромное триумфальное сооружение, чтобы здесь, в центре города, скрыть эллинги и производства. Вместо рва и вала по границе расширяемых предместий, начато строительство судоходного Обводного канала. Главные въезды в город (со стороны Царского Села и Пулкова, а также намечаемый въезд из предложенного нового порта вдоль Большого проспекта Васильевского острова) превращались в озелененные бульвары с малыми архитектурными формами. (Л.Б.Александрова, В.К. Шуйский). Усиливалась регламентация, определялся даже разрешенный цвет окраски зданий, для строительства «в приличном» виде подготовлено собрание «образцовых проектов». (1808-1809 гг.). Создавалась образцовая Императорская резиденция – София с введением урегулирования разработкой «образцовых проектов». (С.О.Кузнецов). Для неблагоустроенного предместья – Санктпетербургский остров - снова разработан генеральный план (1810 г.), а незастраиваемую зону Кронверка предложено передать под место публичных гуляний с парком и беседками (как уже было сделано с загородным Екатерингофом).

§9. 1816-1836 годы. После победы над Наполеоном Высочайше сформулирована задача превратить Санктпетербург в самый красивый город в Европе, придав городу в целом и каждому зданию “правильность, красоту и приличие” на принципах регулярности и ансамблевости. Для этого создан «Комитет для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санктпетербурге и прикосновенныхъ к оному мест» под председательством А.А.Бетанкура. (1816 г.), при сохранении деятельности Комитета для Городских повинностей и Комитета для Городских строений. (ПСЗРИ. Т. XXXIII. № 26253). Высшее олицетворение новой европейской роли Санкт-Петербурга проявилось в творчестве К.И.Росси, В.П.Стасова, А.Модюи, А.Е.Штауберта. Их усилиями впервые реально сформирована система главных ансамблей города, включившая единый ансамбль ансамблей Дворцовой, Адмиралтейской, Исаакиевской площадей. Одновременно проводились работы в городе, предместьях, пригородных императорских резиденциях, велось строительство десятков рядовых жилых и общественных зданий, казарменных городков всех лейб-гвардии и гарнизонных полков. В Красном Селе созданы постоянные летние лагеря для сборов Гвардии. (1823 г.). Определены ближние загородные территории отдыха и развлечений - острова Каменный, Елагин, Крестовский, Петровский, Екатерингоф, куда был даже организован общественный сухопутный и водный транспорт. Главными критериями формируемой среды стали градостроительно-композиционные качества. Даже производства необходимо было преобразовать по законам ансамблевости. Таковы Адмиралтейство (верфь с производственными корпусами, складами, эллингами и т.д.) и стрелка Васильевского острова (международный порт с биржей, таможней, причальными стенками, складами и т.д.), реконструируемые не с точки зрения функциональных потребностей, а из-за возросших композиционных требований к объектам городского центра. Эти десятилетия называют «эпохой ансамблей» в Санктепетербурге. Начался переход на новую систему градостроительно-проектной деятельности: на систему урегулирования. Крупнейшими градостроительными проектами стали: план урегулирования Санктпетербургской части (1831 г.), проект Обводного канала (1804-1831 гг.), план урегулированной части города за Обводным каналом (1831 г.). В Военно-Топографическом депо созданы точнейшие топографические съемки Санктпетербурга (1821, 1828 г.), окрестностей Санктпетербурга (1817, 1831 гг.), Санктпетербургской губернии (1834 г.). Приняты правила размещения промышленности (1833 г.), устройства тротуаров и мостовых (1832 г.), новый регламент по высоте и этажности зданий в городе, градостроительное зонирование столицы, введен запрет на деревянное строительство на всей территорий города (1830 г.), К крупнейшим работам можно отнести создание шоссе Санктпетербург-Новгород-Москва (1818-1820 гг.), проект строительства заградительной дамбы по трассе Лисий Нос-Кронштадт-Ораниенбаум (П.П.Базен, 1825 г.), а также идею устроить на р. Нарве электростанцию (В.Ф.Добротворский, 1820 г.). (Г.А.Исаченко). Для инженерной подготовки территорий и осушения болот создана «Канцелярия по осушению и возделыванию окрестностей С.-Петербурга».(1816 г.).

§10. 1837-1879 годы. Еще шло создание уникальных ансамблей, а российская столица вошла в «системный» кризис: ощущались кризис управления городским хозяйством, несбалансированность функциональной структуры города, транспорта, состояние перманентной экологической катастрофы, кризисное положение эстетики рядовой градостроительной ткани. Руководство России и Санкт-Петербурга в 1840-х - 1870-х гг. искало выход и создавало новую систему градоуправления. К 1880-му году сформирована эффективная структура управления градостроительными процессами, которая привела к колоссальному взлету архитектурно-строительной деятельности в Санкт-Петербурге. В конце ХIХ- начале ХХ в. объемы строительства в городе по сравнению с 1820-ми гг. увеличены более, чем в 20 раз. Эта система управления просуществовала до конца 1930-х годов. На данном этапе введено новое зонирование территорий: по престижности (центральности) территорий; по разрешенным материалам конструкций зданий и сооружений; по разрешенному функциональному использованию территорий и застройки. Высочайшими указами 1843 - 1844 гг. определены требования создания фасадов на улицах столица «вида неединообразного» (ПСЗРИ. 2-е собр. Т.XVIII.(1843 г.). № 16949), а также разрешено «расписывать обывательские дома снаружи разноцветными красками» (ПСЗРИ. 2-е собр. Т. XIX. (1844 г.). № 18395). Эти указы подтолкнули к отказу от классицизма. Снят запрет на кирпичную застройку на Санкт-Петербургском острове (1861 г.). Сформирована топографическая служба. С 1830 -х гг. введен новый тип градостроительно-проектной деятельности – выполнялись проекты урегулирования частей и территорий. По инициативе Городской Управы подготовлен главный градостроительный документ: «Проектный план на урегулирование города С.Петербурга». (1878-1880 гг.). Происходило дальнейшее территориальное развитие центра города: к существующим уже центральным площадям (Дворцовой, Адмиралтейской, Исаакиевской) добавились новые - площади Благовещенская, Знаменская. Резервом размещения многих общественных объектов стали подлежашие «раскассации» огромные плацы гвардии и гарнизона. После ужесточения требований к размещению и экологии производств (1833 г.), происходило перемещение промышленности на периферию города: в зону Обводного канала, на Выборгскую сторону, в западную часть Васильевского острова. (М.С.Штиглиц). Санкт-Петербург продолжал формироваться как крупнейший транспортный узел страны. Совершенствовались сухопутные коммуникации (шоссе и дороги разных классов), водные трассы и системы каналов, появились железнодорожные коммуникации дороги (с 1836-1837 гг.), вплоть до 1860-х гг. сохранялся бечевник вдоль берега Невы. С конца 1830-х гг. проведена реорганизация системы портов. Проводились работы по расширению портов Кронштадта, Васильевского острова (1830-е гг.), создан главных хлебный экспортный порт России (1847 г.), (ПСЗРИ. 2-е собр. Т. XXI. Отд.II. (1846 г.) № 20558). К началу 1870-х гг., после рассмотрения десятков вариантов, принято решение создать Санкт-Петербургский порт в районе Гутуевского и Вольного островов. (1874-1885 гг.). (К.С.Эрнольд, Л.Ф.Златоверховников).

§11. 1880-1900 годы. В основе градостроительной деятельности был «Планъ на урегулирование С.Петербурга, Высочайше утвержденный 7 марта 1880 года». При строительстве снят запрет на разделение или объединение участков городского и пригородного типа. Возникала система крупных ансамблей рядовой застройки. (Е.И.Кириченко, Б.М.Кириков). Максимальная высота зданий повышена до 5-6 этажей (с пределом в 11 сажен). Начинался новый этап развития городского центра. Объекты повышенной центральности вышли на Большой пр. Санкт-Петербургского острова, который стал главным резервом строительства. Промышленность Санкт-Петербурга сформировала плотное кольцо на периферии города. Доминирующее значение получали железнодорожная система и водные коммуникации, особенно после открытия Морского канала и Морского порта (1885 г.). В конце XIX в. сосуществовали 2 изолированные системы линий железных дорог: Левобережная и Правобережная (без их соединения). Расширялись внешние водные пути сообщения. Создавались воздухоплавательные парки. В Санкт-Петербурге реки и каналы использовались так же интенсивно, как и улицы, площади и набережные. Основными сухопутными видами транспорта были конный извоз, империалы, омнибусы, а также трамваи (2 городские, 1 загородная линии). Создавались сети городского водоснабжения и канализации. Продолжена ликвидация городских каналов с прокладкой их в подземные трубы и устройством бульваров или трасс конно-железной дороги на поверхности земли. Так, например, произошло с Лиговским каналом. (1892 г.). Совершенствовались действовавшие - службы губернского и городского землемеров, сформировался земельный и гидрографический мониторинг с периодическим сплошным топографическим уточнением территории города и региона. Вокруг Санкт-Петербурга организованы 4 пригородных участка: Лесной, Петергофский, Полюстровский, Шлиссельбургский. К 1900 г. на их территории, и далее, в Финляндии, вдоль шоссе и железных дорог специально создавались десятки дачных селений для горожан. (М.В.Нащокина, О.И.Черных). Для Санкт-Петербурга предложен проект организации кольца предместнных садов. (1897 г.) (Т.К.Горышина).

§12. 1901-1916 годы. Город снова раздвигал свои границы на север, восток и юг. Это потребовало официального создания вариантов «Проектного плана на урегулирование города С.Петербурга» (1901, 1904, 1908-1909 гг.). С альтернативными идеями выступила группа Л.Н.Бенуа, Ф.Е.Енакиева, М.М.Перетятковича, Н.Е.Лансере, которая неофициально разработала «План преобразования Петербурга» (1910 г.). В этом проекте предложено заниматься вопросами реконструкции с минимизацией расширения Санкт-Петербурга. План остался не осуществленным, но, параллельно, ряд предложений обоих планов начинали исполнять. Велось усовершенствование городского улично-дорожного каркаса: принято решение о засыпке Екатерининского канала с устройством по его трассе транспортной магистрали, разрабатывались проекты первых линий метрополитена, строились крупнейшие мосты через Неву и протоки. Развивались устоявшиеся и возникли новые типы застройки. Осуществлялась реконструкция тысяч участков с выходом на новый градостроительный стандарт (с увеличением плотности застройки, повышением этажности до 5-6 этажей, созданием мансардных этажей). Возродился интерес к максимальному развитию принципов ансамблевости, проявившийся в создании зданий-ансамблей, ансамблей улиц и площадей, ансамблей комплексов, слобод и территорий. (В.С.Горюнов, Б.М.Кириков, Е.И.Кириченко, В.Г.Лисовский, А.Л.Пунин). В 1912-1914гг. разработана программа значительного расширения системы Санкт-Петербургского порта с аван-портами в Кронштадте, Усть-Луге, Высоцке, Приморске, Ораниенбауме. Огромное значение имело строительство Соединительной линии с Финляндским железнодорожным мостом через Неву (1910-1912 гг.). Развитие железнодорожной сети привело к ослаблению роли водных путей сообщения (например, заброшены многие каналы), а также к ускоренному созданию вдоль линий железных дорог дачных поселков. К 1914 г. дачные места распространились в радиусе до 60-70 км, формируя пригородную зону Санкт-Петербурга. (М.В.Нащекина, Г.А.Исаченко). С начала XX в. вокруг Санкт-Петербурга начато строительство «городов-садов». Английская идея «городов-садов» стала известна в России в 1904 г. и завоевала популярность (Е.И.Кириченко, В.Л.Ружже). Но близкий по параметрам тип среды, как ни странно, существовал в Санкт-Петербурге в 1740-е гг., имея полуофициальное название «светлицы слобод лейб-гвардии полков». Призывы к градостроительным преобразованиям шли параллельно с осознанием культурной значительности истории Санкт-Петербурга, с осознанием идеи, что застройка Санкт-Петербурга тоже может быть памятником истории и культуры. Этому способствовала и устроенная «Историческая выставка архитектуры» (1911 г., инициаторы – «Мир искусства», «Старый Петербург»).

§13. 1917-1936 годы. Остановка промышленного производства и резкое сокращение населения до 722 тысяч человек в 1920 г. стали предвестниками полного кризиса городской жизни. Но, городские службы, организации, горожане боролись за будущее города на Неве. Не только проводились конкурсы на отдельные ансамбли, монументальные постройки. Была окончательно сформирована программа развития петроградских портов. (В.Е.Ляхницкий). Опять, как при Петре I развитие портов стало одним из главных катализаторой восстановления города. В 1919-1925 гг. в Петрограде создано 2 конкурировавших центра градостроительной проектной деятельности: при Совете по урегулированию плана Петрограда и его окраин сформирована Архитектурная мастерская (рук. И.А.Фомин, 1919-1925 гг.), а при Музее города действовала Комиссия по перепланировке Петрограда (рук. Л.А.Ильин, 1918-1925 гг.). (В.Э. Хазанова, В.Л. Ружже, С.П. Заварихин) В Мастерской И.А.Фомина выполнены «План урегулирования Петрограда» (1919 г.), "Проект урегулирования Ленинграда" (1924-1925 гг.), «Схема разбивки г. Петрограда на зоны» (1919 г.), в которой выделены зоны с особыми градостроительными регламентами..), Прорабатывался вариант «Большого Петрограда» с равномерным распространением города на север, восток и юг (с 1920 г.). С В 1925 г. градостроительная проектная деятельность перешла в Бюро по планировке Ленинграда, (рук. Л.А.Ильин). В бюро разрабатывались «Идеальный план урегулирования Петрограда» (1923 г.), «Схема районирования Ленинграда» (1927 г.), проведены конкурсы на лучшие решения рабочих жилгородков (1925-1927 гг.), выполнялся «Эскизный проект планировки Ленинграда», также с концентрическим развитием города. (1929-1933 гг.). (Г.К.Григорьева). Затем последовала стадия Социально-экономических установок Проекта планировки (1933-1935 гг.). В апреле 1935 г. разделы проекта одобрены ленинградским руководством и переданы в Москву, где разразилась катастрофа. На заседании СНК СССР И ЦК ВКП(б) (10 августа 1935 г.) утверждено новое задание на новый проект с максимальным развитием города на юг. Для обязательного до 1 ноября 1935 г. исполнения проекта образованы Городская комиссия Ленгорсовета и 23 подкомиссии, организован срочный (в течение 10-15 дней) конкурс. Уже 25 октября 1935 г. «Проект планировки г. Ленинграда» закончен, 4 декабря 1935 г. вместе с «Правилами застройки в г. Ленинграде» рассмотрен и утвержден как Схема планировки. С 1936 г. на ее основе начата разработка Генерального плана планировки г. Ленинграда.

§143. 1937-1956 годы. В 1937 г. в Ленинграде создана новая должность - Главный городской архитектор (Главный архитектор Ленинграда). Им назначен Л.А.Ильин, а с 1938 г. - Н.В.Баранов. В эти годы в АПО Ленгорсовета на основе Схемы планировки (1935 г.) разрабатывали Генеральный план г. Ленинграда (утвержден в 1939 г., варианты 1941, 1943 гг.). Все варианты Генерального плана г. Ленинграда (1935, 1939, 1941, 1943 гг.) являются последовательными ступенями проработки одной градостроительной идеи. Эта линия начата в августе-октябре 1935 г. и показала свою жизнеспособность в 1936-1941 гг. Все версии сохраняли единые особенности: максимальное развитие в южном направлении; создание системы веерных, дуговых и диагональных магистралей; образование системы центров общегородского и районного уровня; формирование главных ансамблей главных проспектов и главных площадей; создание развитой системы садов, парков, зеленых насаждений; застройка территорий крупными жилыми комплексами; устройство вдоль Финского залива единой полосы Приморских парков. В качестве элементов общегородского центра определены Сенная площадь, центр в зоне бывш. Воскресенского кладбища, центр с Домом Советов, северный и южный парки культуры и отдыха. По периметру города предусмотрено создание зеленого паркового кольца, а за ним лесопарковой зоны. Можно с полным основанием считать работы Н.В.Баранова преемственными к творчеству Л.А.Ильина. А критика, звучавшая в конце 1930-х годов по поводу «ошибок и недостатков» проекта планировки (1935 г.) – элементом политической и конкурентной борьбы. В июне 1941 г. работы приостановлены, а с 1944 г. осуществлен возврат к концентрическому развитию города, но в условиях устоявшейся с конца 1930-х гг. новой градостроительной регламентации. Этот новый подход виден на Проекте планировки г. Ленинграда (1948 г.). С середины 1940-х гг. велась разработка проектов одноэтажного, индивидуального строительства (с 1944-1945 гг.), затем - 2-3 этажной городской застройки (с 1946 г.). Переход к 5-6 этажной застройке с увеличенной плотностью произошел к началу 1950-х гг. Тогда же главным событием стал конкурс на градостроительное решение Международного проспекта. К середине 1950-х гг. разрабатывались проекты планировок магистралей, территорий площадей и крупнейших объектов города. С 1944 г. формировалась особая отрасль – реставрация и воссоздание памятников архитектуры, истории и культуры, разрушенных в годы войны. С 1954 г. осуществлен переход на индустриальное строительство крупными кварталами и проектными зонами, исключив всякую индивидуальность застройки. Принципы ансамблевости застройки заменены приципами технологической типизации.

§15. 1957-1965 годы. Из-за отсутствия утвержденного нового генерального плана (срок действия генерального плана 1948 г. истекал в 1958 г.), в 1956-1959 гг. в АПУ Ленгорисполкома совместно с ЛФ Академии Строительства и АрхитектурыАС и А СССР выполнены План размещения жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства на 1959-1965 гг., а также Технико-экономические основы нового Генерального плана. Они базировались на новых постулатах, учитывали ориентацию на панельное домостроение, переход от периметральной к свободной планировке и поквартальной застройке типовыми панельными зданиями. Уже к 1960г. разработана теория многоступенчатого формирования жилья, системы обслуживания, улично-дорожной сети (микрорайон-квартал-жилой район-планировочный район) с идеей индустриального строительства и посемейного заселения квартир. (В.А. Витман, В.И. Каменский, А.И. Наумов). Затем начаты работы над Генеральным генеральным планом развития Ленинграда, а такжеи над Проектом планировки пригородной зоны Ленинграда. (В.И.Каменский, А.И.Наумов). В генеральном плане решались идеи «выхода города к морю», создания новой архитектурно-пространственной системы развития общегородского центра, предусмотрены ограничение роста Ленинграда (территориального до 53,8 тысяч га, по численности населения до 3400–3500 тысяч человек), вынос производств, развитие пригородной зоны (с населением в 800 тыс. человек) и групп городов-спутников. Ленинград окончательно вернулся к концентрическому развитию, сохраняя принципы регулярности для планировочной структуры и типизации для застройки. Но градостроительно-композиционные вопросы минимизированы, с заменой их технологическими проблемами создания крупных массивов индустриальной застройки. В качестве особой задачи провозглашено сохранение исторически сложившегося центра города как центра деловой и культурной жизни, а также реставрациЯ памятников архитектуры. Предлагались решения по инженерному оборудованию и инженерной инфраструктуре города.

§16. 1966-1986 годы. «Проект генерального плана Ленинграда» 1966 г. известен в последовательных редакциях (1966, 1968-1969, 1972 гг.). Проект действовал в единстве с Проектом планировки пригородной зоны (1966, 1968 гг.). (Г.Н.Булдаков, В.Ф.Назаров, Г.К.Григорьева). Это был крупнейший единый документ, вплоть до конца XX в. определявший закономерности развития города и окрестностей. В проекте сохранена прозвучавшая в 1919 г. идея прокладки южного Обводного канала, развития всех видов городского транспорта (в том числе метрополитена), предложены расширение Морского порта и создание системы портов, реконструкция аэропорта «Пулково». В границах пригородной зоны определены зоны отдыха для горожан и зоны размещения коллективных садоводств, предусмотрено формирование системы городов-спутников. Исторически сложившийся центр Ленинграда стал объектом особого градостроительного внимания. Еще более подробно прорабатывалась тема «выхода города к морю» застройкой на намывных территориях: на северо-западе, на Васильевском острове, на юго-западе города. Намечена реконструкция сети железных дорог. Промышленность должна была концентрироваться в нежилых зонах. Намечено продолжить реставрацию памятников архитектуры, истории и культуры и рядовой застройки в границах охранных зон, а также расширить масштабы реконструкции (в том числе поквартальной) исторической застройки вне границ зон охраны. Проектируемый городской каркас сохранял регулярные петербургские традиции, но были значительно увеличены шаг и габариты магистралей, при этом, уточнена их иерархия (общегородские, районные, местные). Велась разработка проектов планировки и детальной планировки многих территорий города. Предложен переход на строительство домов средней этажностью в 9-12 этажей новых панельных серий. Предпринята попытка изжить проявившуюся с конца 1950-х гг. механистичность индустриальной застройки на основе применения вариантов микрорайонно-квартальных композиций, настаивая на переходе к секционному принципу формирования зданий. Выдвигались требования о необходимости создания центров районного и общегородского значения с объектами нестандартного функционального решения и индивидуального архитектурно-пространственного образа. .

?????????????

?????????????

?????????????

???F3???

???;???

???F6???

???F3???

?????????????В

чаи, когда пространственное и экономическое развитие области шло быстрее и более эффективно, чем городское. Так, вопросы максимального ускорения развития портового хозяйства в Санкт-Петрбурге были искусственно заторможены, а областное руководство воспользовалось заминкой и предложило к развитию предлагаемые еще с 1912-1918 гг. разнофункциональные порты в Усть-Луге, Приморске, Высоцке. Но, в последнее время город стал развиваться более ускоренными темпами. Возможно это связано с разработкой ТЭО генерального плана развития Санкт-Петербурга (2003-2004 гг.) и нового Генерального плана развития Санкт-Петербурга (2004-2005 гг.). Генеральный план, ставший 20-м генеральным планом Санкт-Петербурга с 1703 г., впервые в истории города принят региональным законом, в его составе утверждены проектное функциональное зонирование территории города, объекты транспорта и инженерии, рассмотрены экологические вопросы, представлены уточненные объединенные зоны охраны исторического наследия. К проекту разрабатывались Правила застройки города и градостроительные регламенты (еще не утверждены). В соответствии с материалами ТЭО предусмотрено следующее зонирование городской территории: центральное ядро (Имперский центр Санкт-Петербурга); промышленно-селитебный пояс Санкт-Петербурга; селитебный пояс (социалистические селитебные районы Ленинграда); пояс резерва развития и активного преобразования территорий; зоны индивидуального жилищного строительства; охраняемые свободные пространства (Ольгинский лес и Пулковское поле); исторические пригороды, отдельные заповедные зоны (Кронштадт, Ломоносов, Петродворец, Стрельна, Пушкин-Павловск); курортная зона на северном побережье Финского залива. Отмечено распространение городских селитебных, промышленных и транспортно-коммуникативных зон на территорию области. В последние годы все более стала проявляться взаимозависимость города и области, требуя скоординированности пространственного развития.

3.3. Цикличность и стратегии развития Санкт-Петербурга его предместий и пригородной зоны. В процессе развития города и всей агломерации мМожно выделить три главных стратегии пространственного развития территорий, последовательно замещавших друг друга во время первых двух циклов развития города и его агломерации: стратегию экстенсивного развития, стратегию интенсивной реконструкции, стратегию композиционного совершенствования города и окрестностей. Эти стратегии последовательно приходили на смену друг другу, проявляя циклический характер развития города и агломерации. В третьем цикле градостроительное развитие города, «остановилось» только на первой стадии - на стадии экстенсивного развития. Только с 1990-х гг. граница города стабилизировалась и начался переход ко второй стадии – к стадии интенсивной реконструкции. Стратегия экстенсивного развития (путем максимального освоения негородских земель и расширения границ города) реализовывалась в 1703-1761, 1802-1815, 1836-1879, 1917-2004 годы, стратегия интенсивной реконструкции (в стабилизировавшихся городских границах и границах пригородов) преобладала в 1762-1801, 1880-1900 годы, стратегия композиционного совершенствования города и окрестностей (с максимальным развитием ансамблевости городской среды) проявилась в 1816-1836, 1901-1916 годы. Для каждого типа стратегии отмечены особые типы генеральных планов, системы законодательства, системы градоуправления. В XVIII – начале XX века генеральные планы определяли и проявляли стратегии пространственного развития города, изменение границ и административного деления города. Генеральные планы дополняли друг друга, «вырастая» один из другого. Все 20 генеральных планов города стали единой непрерывной линией развития идей формирования города и региона. В соответствии с разными стратегиями развития города - метрополии разрабатывались и осуществлялись разные типы генеральных планов.

К генеральным планам экстенсивного развития относятся: Комплект Высочайше утвержденных Петром Первым генеральных планов отдельных районов Санкт-Петербурга (1712-1715, 1718-1724); Комплект Высочайше утвержденных генеральных планов отдельных районов, территорий и комплексов Санкт-Петербурга, разработанный в «Комиссии о Санктпетербургском строении», в штабах лейб-гвардии полков, в Главной Полицеймейстерской канцелярии (1735-1746); «План столичного города Санктпетербурга» (И.Ф.Трускот, 1748-1749); Комплект Высочайше утвержденных Генеральных планов отдельных периферийных районов Санкт-Петербурга, выполненных в 1805-1836 гг. (в т.ч. в «Комитете для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ»); Комплект Высочайше утвержденных генеральных планов отдельных районов Санкт-Петербурга (1840-1879); Проект урегулирования Ленинграда. (1925); генеральный план Ленинграда (Л.А.Ильин и др., 1926-1934); генеральный план Ленинграда (Л.А.Ильин и др., 1935-1936); генеральный план Ленинграда (Н.В.Баранов, А.И.Наумов и др., 1938-1939); генеральный план восстановления Ленинграда (Н.В.Баранов, А.И.Наумов и др., 1844-1948); генеральный план развития Ленинграда (В.А.Каменский, А.И.Наумов, Г.Н.Булдаков, В.Ф.Назаров, Г.К.Григорьева, 1958-1967); генеральный план развития Ленинграда и Ленинградской области (Г.Н.Булдаков, В.Ф.Назаров, Г.К.Григорьева и др., 1980-1987).

К генеральным планам интенсивной реконструкции могут быть отнесены: «Генеральнои чертеж Санктъпитербурху» Ж.-Б.-А.Леблона (1717); «Новой план столичнаго города и крепости Санктпетербурга» (А.В.Квасов, 1765); «Новой план столичнаго города Санктпетербурга» (1776); «Новой план столичнаго города Санктпетербурга» (1792, ред. 1796); «Проектный план на урегулирование города С.Петербурга» (1880); «План города С.Петербурга съ показанием урегулирования улиц…до 1-го января 1909 года…» (1909). Последний гГенеральный план развития Санкт-Петербурга (2005) включил в себя некоторые черты такого генерального плана.

К генеральным планам композиционного совершенствования территорий следует отнесены проекты «Комитета для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санктпетербурге и прикосновенных к оному мест» (1816-1836), «План урегулирования Петрограда» (И.А.Фомин и др., 1919- 1923). Инициативной попыткой создать такой генеральный план были также («План преобразования Петербурга», (Л.Н.Бенуа, Ф.Е.Енакиев, М.М.Перетяткович, Н.Е.Лансере 1910).

загрузка...