Delist.ru

Парламентская дисциплина: закономерности и факторы развития (15.08.2007)

Автор: Савченко Иван Сергеевич

университет

На правах рукописи

Савченко Иван Сергеевич

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность 19.00.05 – социальная психология

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Москва 2007

Работа выполнена на кафедре психологии труда и социальной акмеологии Российского государственного социального университета

Научный консультант: доктор психологических наук, профессор

Леонид Григорьевич Лаптев.

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор,

академик РАО

Алексей Александрович Бодалев,

доктор психологических наук, профессор

Георгий Васильевич Грачев,

доктор психологических наук, профессор

Елена Александровна Орлова.

Ведущая организация: Российская академия государственной

службы при Президенте РФ.

Защита состоится «____» ___________ 2007 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.341.05 в Российском государственном социальном университете по адресу: 129256, г. Москва, ул. В.Пика, д. 4, к. 3, конференц-зал диссертационных советов.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного социального университета по адресу: 129256, г. Москва, ул. В.Пика, д. 4, к. 2.

Автореферат разослан «_____» февраля 2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент И.В.Шаповаленко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Развивающееся гражданское общество и государство постоянно совершенствуют свои институты и их деятельность. В настоящее время гражданское общество является комплексом общественных отношений, независимым от государства, но взаимодействующим с ним. В статье 3.1 Конституции Российской Федерации отмечено: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Гражданское общество представляет негосударственные объединения граждан, служащие целям удовлетворения их индивидуальных потребностей в реализации потенциальных возможностей на благо всех и каждого, и является предметом изучения политической психологии и правовой науки. В исследовании проявлен интерес лишь к тем аспектам, рассматриваемой проблемы, которые характеризуют участие граждан в формировании органов государственной власти, в частности, институтов парламента и президента, в определении их политики, контроле над государством, подчинении его интересам граждан.

Общественные объединения и партии являются прямыми носителями политической власти. Государственная власть представляет собой самостоятельный институт. Конституция Российской Федерации, принятая народным голосованием 12 декабря 1993 года, утверждена гражданским обществом как рамочная программа развития государства. Она отразила изменения, происходящие в общественном мнении и психологии людей, обусловленных социально-экономическим развитием и бурным переходом к иному, чем предшествующий, строю, которые в установках, взглядах, интересах являются характерными для больших регионально-электоральных групп гражданского общества и всего народа, но не для каждой отдельной личности. Властное, мотивированное Конституцией влияние на население, главного коммуникатора, гаранта Конституции РФ, главы государства, Президента Российской Федерации, создает мотивационную базу для общения, действия, целенаправленной деятельности, создает в новых условиях основу для общественного мнения и общественного сознания.

Власть, ее роль в обществе, психологическая обусловленность и влияние на многонациональный народ еще недостаточно изучены.

Парламент является одним из доминирующих институтов политической и государственной власти. Изменения структурного и функционального характера в парламентской работе определяют новые стороны профессиональной деятельности парламентариев. Это обстоятельство определяет актуальность и целесообразность проведения всестороннего исследования ключевых проблем профессиональной деятельности парламентариев. Профессиональная деятельность в парламенте России – в Совете Федерации и в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, как свидетельствуют ее практика и результаты, в настоящее время имеет существенные противоречия между:

– имеющимся научным потенциалом, прежде всего социальной психологии, определяющим успешность оптимизации парламентской деятельности и его невостребованностью в реальной политической практике;

– целью конституционной законотворческой миссией парламентской деятельности, ее результатами, принимаемыми законами, не все из которых становятся востребованными компонентами правовой основы функционирования, и развитием российского общества;

– потребностью в парламентской деятельности эффективных моделей, алгоритмов, технологий при ее осуществлении и недостаточно обоснованными практическими действиями парламентариев, за которые они не несут адекватной ответственности;

– обязательностью выполнения непрерывной связи парламентариев с избирателями и отсутствием реальных контактов и механизмов воздействия электората на деятельность субъектов представительной власти..

Неразрешенность существующих противоречий порождают многочисленные недостатки в парламентской деятельности и требуют своего решения. Все это подтверждают результаты проведенного нами анализа парламентской деятельности, а также и других исследований. Они свидетельствуют о том, что складывающаяся ситуация в профессиональной деятельности парламентариев характеризуется явным несоответствием ее реального состояния критериям эффективности, задачам законотворчества и тем возможностям депутатов, которые не востребованы реальной практикой.

Результаты исследований показывают, что, хотя среди парламентариев, по-прежнему, отдается приоритет таким ценностям, как причастность к государственным и общественным делам, вместе с тем депутатская ответственность и творческая активность во взаимосвязях парламентариев с электоратом снижаются. Почти половина из более, чем 1260 опрошенных депутатов в 1993-2006 гг. отмечали, что в настоящее время они выполняют лишь необходимый минимум депутатских обязанностей; 23% парламентариев указали на то, что для них политическая государственная карьера не имеет особого значения в сравнении с самоутверждением в крупном бизнесе и предпринимательстве; 42% респондентов связывают это с ограничениями в сочетании депутатской деятельности и их участие в бизнесе и предпринимательстве. В парламентской работе обозначается тенденция снижения ответственности парламентариев за принимаемые законы и претворение их в жизнь, ухудшение взаимодействия с избирателями.

загрузка...