Delist.ru

Этапы и закономерности развития архитектуры Ярославля в советский период времени (15.08.2007)

Автор: Сапрыкина Наталья Сергеевна

В соответствии с архивными данными выявлены основные проекты детальной планировки и застройки, реконструкции центральных частей города, определены основные мероприятия, которым уделялось наибольшее внимание в рассматриваемый период времени. Выявлены основные решения в системном развитии города (транспорт, инженерные сети, благоустройство и озеленение).

Во втором разделе четвертой главы рассматриваются особенности дальнейшего преобразования архитектуры жилых зданий в конце 1950-х -1960-х годах. Методологические принципы, новые социальные задачи и технические достижения, рожденные стремительным прогрессом научной и инженерной мысли, предопределили новую ступень в эволюции жилых зданий, когда архитектура была фактически выведена за рамки искусства. Причем говорить о стилистике архитектуры и региональной специфике образа жилого дома в этот период времени не приходится. Создание определенных удобств без архитектуры - так можно охарактеризовать данный период развития жилища. Установлено, что разработка нового типа дома «первого поколения» с экономичными квартирами для Ярославля вылилась в освоение новой серии кирпичных зданий 1-447, а также крупнопанельных жилых домов 1-464, архитектура которых мало отличалась друг от друга. Такими домами были застроены первые микрорайоны (1-4) Северного жилого района (Брагино), Заволжского района (микрорайоны жилого поселка Резинотехники и района Красного бора), микрорайон № 57 по улицам Угличской, Чкалова, Б. Даниловской и Жукова. Новые крупные жилые массивы из пятиэтажных домов индустриального типа появились вдоль Большой Московской улицы (Московского проспекта), Большой Октябрьской улицы, проспекта Ленина, улицы Чкалова. Продолжилось строительство жилых поселков ЯрГРЭС, судостроительного и радиозаводов, НПЗ, комбината Красный Перекоп.

Разработка проектов с улучшенной планировкой квартир в середине 1960-х годов вылилась для Ярославля в переработку серии 1-464Д. В ней было увеличено количество типов квартир, преобразована их планировка, сокращено число проходных комнат, увеличена площадь подсобных помещений, применены санитарные узлы раздельного типа. Стали применяться разного типа лоджии, обогащающие пластику фасада. Для расселения одиночек и небольших семей в составе улучшенных серий 1960-х годов появились дома гостиничного типа. Развитие техники и совершенствование материально-технической базы домостроения обусловило повышение этажности массового жилищного строительства. В состав серий стали включаться типовые проекты 9-этажных домов с повышенным уровнем инженерного благоустройства, лифтами и мусоропроводами. В процессе натурных и архивных исследований выявлено, что в Ярославле, в основном, находит применение 9-этажный типовой проект жилого дома серии 1-464Д, который наряду с традиционным многосекционным решением получает широкое распространение в виде точечных домов.

В третьем разделе четвертой главы рассмотрены особенности архитектуры общественных зданий середины 1950-х – 1960-х годов. Резкие перемены в творческой ориентации архитектуры и рост объемов массового жилищного строительства повлек за собой поиск наиболее экономичных и удобных массовых общественных зданий, рассчитанных на индустриальные методы строительства. На примере школьных зданий выявлены приемы их композиций, новые планировочные тенденции и наиболее характерные примеры типовых проектов, используемых в застройке Ярославля. Выявлено, что первые типовые проекты общественных зданий массового назначения были маловыразительны в архитектурном отношении, ничем не отличались от других регионов, так как художественно-эстетические аспекты отодвигались на второй план, уступая таким критериям, как экономичность, простота и рационализм конструктивных решений, технологии производства.

В процессе интенсивного поиска современных приоритетов архитектуры, новой образной выразительности уникальных общественных зданий в Ярославле, подробно рассмотренных в [2], [50], установлены следующие этапы:

- на первом этапе (1956-1963 гг.) обозначилась компромиссная по своей сути линия схематизации классических форм, отказ от мелкой деталировки и орнаментальности решений. При этом упрощение касалось больше внешнего формообразования и архитектуры фасадов, чем планировочных структур. Ярким примером схематического упрощения классической традиции являются здания цирка и целого ряда кинотеатров, построенных на данном отрезке времени;

в середине 1960-х годов вместе со строительством первого масштабного торгового здания в Ярославле – универмага «Ярославль» (1966 г.) развиваются такие тенденции, как укрупнение и кооперация;

в период 1963-1970 годов формируется новый язык архитектурных форм, когда четкое, лаконичное, даже бесстрастное решение строится на стерильной геометрии объема и преобладании стеклянных поверхностей витражей. Модное направление «стекломания» не обошло стороной и Ярославль, примеры которого, хотя и немногочисленные, появились в это время: Дом моды, Дома быта, широкоформатные кинотеатры, ледовый Дворец спорта моторного завода. Их архитектура кажется логичной, но часто она холодна и безразлична к окружению, не отражает традиции и своеобразия местной среды;

в конце 1960-х годов ярко обозначилась тенденция индивидуализации образа общественных зданий (строящихся на основе типовых проектов) за счет средств монументально-декоративного искусства. Яркие мозаичные и рельефные многоцветные панно отличают и подчеркивают идейно-художественный образ Дворца культуры нефтяников, клуба строительной организации Ярнефтехимстроя, плавательного бассейна «Автомобилист»;

1960-е годы стали экспериментальным периодом в создании теории универсальной формы архитектуры, способной вместить разнообразные функции, а также практической реализации данных проектных решений. Многие учебные, административные, научные и проектные институты, построенные в этот период в Ярославле, отличаются именно таким решением, жесткой геометричностью и технической ориентированностью формы.

В результате проведенного исследования установлено, что важным качеством новых генеральных планов рассматриваемого периода является: сохранение преемственности в решении многих проблем, которые начали рассматриваться на предыдущих этапах развития города; всесторонний учет исторически сложившейся системы, определяющей пространственную структуру современного города; максимальное сохранение уникальных исторических и культурных ценностей. Архитектура жилых зданий повсеместно утилитарна и однообразна, архитекторы ищут разнообразие в деталях, элементах, цветовом решении. В архитектуре общественных зданий особенно наглядно проявилось революционизирующее воздействие декларативной смены стилистики, жестких ограничительных установок индустриальных методов строительства на процесс формообразования, что вызвало становление качественно новых композиционных решений, появление новых архитектурно-художественных образов и тенденций индивидуализации.

Глава 5. Архитектура Ярославля 1970-1991 гг.

Первый раздел пятой главы раздел посвящен последнему социалистическому этапу развития Ярославля, который связан с очередным новым Генеральным планом города, разработанным институтом Ленгипрогор (авторы проекта – архитекторы Г.А. Бобович, М.Б. Фомина) и утвержденным Советом Министров РСФСР в 1971 году. Рассчитанный на реализацию вплоть до 2000 года был принят вариант с перспективной численностью населения – 700 тысяч человек. Основными его принципами стали: продолжение традиционного развития городской застройки вдоль рек Волги и Которосли, зрительная и композиционная связь исторического центра с новыми районами, гармония архитектуры зданий и русской градостроительной культуры со своеобразием природы. В основе Генерального плана развития Ярославля лежала концепция выявления главной композиционной оси – реки Волги, которая определила всю структуру городского плана и отдельные архитектурно-планировочные решения. Поэтому основные мероприятия были связаны, прежде всего, с расчисткой и благоустройством берегов рек Волги и Которосли, созданием непосредственных выходов к ним, продолжением формирования самобытного силуэта, определяемого историческим ритмом и масштабом сооружений, чередованием открытых пространств и зеленых насаждений. С этой целью было продолжено строительство Волжской и Которосльной набережных, осуществлено благоустройство Павловского парка в Дзержинском районе и другое. Дальнейшее развитие города, намеченное генеральным планом, позволило определить и сформировать систему общегородских центров. Историческое ядро города сохраняло свою доминирующую роль в этой системе, разгружалось от несвойственных ему функций за счет переноса их в специализированные центры и вновь создаваемые центры планировочных районов. За счет перемещения основного объема строительства в новые массивы создавались наилучшие условия для реконструкции центральной исторической зоны. Предполагалось композиционно сориентировать общественные центры новых жилых районов в сторону.

Установлено, что реализация генерального плана предполагала дальнейшую разработку новых массивов в Южном, Заволжском и Северном районах города, которую совместно осуществляли ЦНИИП градостроительства и Ярославгражданпроект. Ярославль стал одним из первых социалистических городов, где попытались решить на практике проблему диалектической взаимосвязи своеобразного и универсального. Сохранение уникального «лица» исторически сложившегося городского ядра и развитие опознаваемого своеобразия в массивах новой застройки – основные аспекты развития города, которые архитекторы и градостроители попытались отразить в своих проектах. В диссертационном исследовании подробно проанализированы приемы и принципы формирования структуры новых районов, базирующихся на определенных закономерностях пространственной организации старого города.

Новой тенденцией в системе развития г. Ярославля стало формирование пешеходных улиц (пролегающих внутри жилых образований). Установлено, что в основу новых жилых районов Ярославля была положена их дифференцированная система, состоящая из трех типов, выявлены основные требования к жилым структурам и их размещению в застройке уличного пространства, основанные на учете социально-демографических факторов расселения, дифференцированности потребностей разных групп населения. Одиннадцатый микрорайон Северного жилого района был выбран в качестве экспериментальной площадки для внедрения новых архитектурных идей, где проектировщики провели комплексную разработку проекта внутренней пешеходной улицы (1977–1983 г.). Современные пешеходные улицы всех трех типов начали также формироваться в конце 1970-х годов в Южном и Заволжском районах города. Подробно тенденции рассмотрены в [2].

В процессе изучения архивных и периодических источников выявлено, что в поисках индивидуальности жилой среды районов, архитекторы большое внимание уделили проектам благоустройства и озеленения, малым архитектурным формам, цвету. Появляются комплексные колористические проекты застройки микрорайонов. Первым большим испытательным полигоном колористических поисков на практике стал Заволжский район. В начале 1970-х годов большое внимание уделяется оформлению въездов в город.

В 1970-1980-е годы продолжилось строительство в историческом центре города Ярославля. Новая застройка основывалась на тщательном изучении истории, принципиальной закономерности пространственной организации центра в целом, сложившейся градостроительной системы и принципов организации утраченных элементов застройки, сохранении своеобразия природных особенностей. Сохранение памятников архитектуры – один из главных приоритетов программы. Исследованием установлен перечень работ, созданный в рамках нового генплана, с целью совершенствования зеленого убранства города, его благоустройства и корректировки транспортной схемы Ярославля.

Новым экспериментальным этапом в развитии города стал «Ярославский градостроительный договор», который явился своеобразным двигателем непрерывного градостроительного «конвейера» по эффективной реализации генерального плана. В диссертационном исследовании дана оценка его значимости. Выявлены основные задачи и цели, проанализированы достижения в реализации.

Во втором разделе пятой главы рассматриваются дальнейшие аспекты эволюции архитектуры жилых зданий и комплексов, анализируются факторы преодоления однообразия застройки и невыразительности архитектурных решений, выявляются новые направления в развитии и преобразовании архитектуры жилища для разных районов города Ярославля (1970 – 1991 гг.). Для создания домов различной протяженности, этажности и конфигурации был разработан блок-секционный метод – как новое средство повышения выразительности, разнообразия типологии жилой застройки. Установлены следующие серии крупнопанельных жилых блок-секций, внедряемых в структуру массовой застройки Ярославля, и их последовательность:

модернизированная серия крупнопанельных жилых зданий 1-464ДЯ (середина 1970-х гг.);

унифицированная (для многих регионов) серия крупнопанельных жилых зданий – 90 (середина 1980-х гг.);

зональная серия 90-Я, разработанная (на базе 90) в конце 1980-х годов институтом «Ярославгражданпроект».

В диссертационном исследовании подробно анализируются достоинства и недостатки каждой серии, их прогрессивные тенденции, а также аспекты региональной специфики их внедрения.

Особенности проектирования многоэтажных кирпичных жилых домов для массовой застройки выразилось также в освоении новых серий типовых проектов. Наиболее активно в этот период времени в Ярославле начала внедряться 85 серия, которая наряду с улучшенными планировочными решениями квартир, обладала массой объемно-пространственных преимуществ по сравнению с предыдущими типовыми проектами кирпичных жилых домов. Проанализированы аспекты поиска индивидуализации их образа. Наряду с многосекционными жилыми зданиями разрабатывались точечные односекционные дома. Простота их объемно-пространственных решений нередко компенсировалась оригинальной блокировкой или объединением в группы. Большое распространение в застройке города получил прием попарной группировки однотипных башен. Достаточно распространенным градостроительным приемом является соединение в единую композицию трех зданий. Подобные жилые группы, фиксирующие наиболее важные градостроительные узлы – пересечения окружных улиц Ярославля с въездными магистралями, формировались из 16-этажных жилых зданий.

В 1970-1980-е годы жилые дома, строящиеся в Ярославле, равно как и по всей территории СССР, были достаточно разнообразны по типологической характеристике и конструктивно-технологическим признакам. При этом имели ограниченное применение дома коридорно-секционной, галерейной и галерейно-секционной структур. В исследовании выявлены и проанализированы уникальные примеры таких зданий (эксперименты) и определено их значение для развития архитектуры Ярославля в целом.

Особенности строительства в сложившихся исторических районах Ярославля всегда обусловливались более сложным комплексом внешних факторов, чем на новых территориях, что требовало каждый раз уникальной объемно-планировочной композиции, специального проекта. В процессе анализа архивных проектных материалов, а также натурных исследований построек установлено, что успех решения в большей степени зависел от особого строя композиции жилых домов, чем от искусно привнесенных в них ретромотивов. На последнем этапе развития советской архитектуры вновь появляются отдельные индивидуальные многоэтажные кирпичные дома с элементами культурно-бытового обслуживания. Специфика их решения состояла в структуре обслуживания, которая определялась социальным заказом времени и конкретным местом привязки такого здания.

Рассматривая образцы последнего этапа советской архитектуры можно сделать выводы, что эти годы не стали исключением в области планомерного улучшения жилья, непрерывного повышения стандарта квартир, поисков выразительных архитектурных решений жилых домов. При общности многих тенденций Ярославль не утратил специфического облика, архитекторы постоянно искали свой индивидуальный образ зданий, особенно в историческом контексте. Архитектура жилища последних десятилетий получила качественное развитие, заложила мощный пласт теоретических знаний и практического опыта для дальнейшего своего развития в новых экономических условиях.

Основное завоевание творческой мысли в 1970-х годах состояло в преодолении некой «жесткой логики» правил современной «индустриальной архитектуры» предыдущего этапа. Накопленный практический опыт за десятилетие в области проектирования и строительства помог утвердить многосторонний подход к архитектуре, предопределить ее «плюрализм», ставший характерным признаком времени. Ярославль не стал исключением на фоне общих тенденций развития архитектуры России. При этом многовековая история города, уникальная историческая среда, местные традиции и выбор отдельных участков города для отработки новых установок наложили свой отпечаток на конкретные решения общественных зданий, спроектированных и построенных в рассматриваемое время. В 1970-1980-е годы в Ярославле создан целый ряд общественных сооружений и комплексов разного назначения, масштаба и значимости для города.

В третьем разделе пятой главы диссертации исследуется отражение в архитектуре общественных зданий творческих исканий времени, обусловленных складывающейся новой системой ценностных ориентаций в обществе и архитектуре, связанных с более высоким уровнем развития науки и техники, появлением более совершенных материалов, конструкций и технологий. Системный анализ большого типологического ряда выявленных и атрибутированных общественных зданий Ярославля позволил определить следующие направления в развитии и преобразовании их архитектуры на данном этапе:

продолжение развития традиционных начал социалистического реализма в «интерпретации» типовых проектов детских специализированных учреждений (Дворца пионеров, детских музыкальных школ). Основу индивидуализации их образа составляют тематические элементы изобразительного искусства;

проектирование «символической» архитектуры (создание своеобразных архитектурных «метафор» и «знаков»), построенной на субъективных ассоциациях. Такое направление проявилось при индивидуальном проектировании детских учреждений (кафе, игровых клубов). В отличие от нарочито сдержанного строя типовых проектов, они отличаются богатством пластики, оригинальными образами и созданием игровых композиций;

создание сложного художественного «синтетического» образа здания, базирующегося на гармонии архитектуры, скульптуры и монументальной живописи. Строительство детского театрального комплекса стало этапом творческого осмысления возможностей нового направления в архитектуре;

влияние новых технологических решений на образ и стиль здания, а также обоснование его формы и масштаба градостроительной ситуацией. Архитектура многих торговых зданий обусловлена именно этими предпосылками;

- формирование торжественной представительности, монументальности за счет крупного масштаба и трактовки образа, базирующейся на принципах модифицированного неоклассицизма, отличают административные здания. Выбор типового – индивидуального решения диктуется градостроительным контекстом;

формирование органического единства новой архитектуры, исторической градостроительной среды и ландшафтно-природного окружения. Примером решения, основанном на средовом подходе, является комплекс речного вокзала;

поиски формы многофункционального комплекса. Здание ЦНТИ на Волжской набережной – пример таких поисков, отвечающих не только стилистическим приоритетам времени, но и контексту среды;

появление нового масштабного структурного элемента – крупных градостроительных ансамблей специализированных комплексов, осмысление влияния ансамбля на архитектуру отдельных зданий. Гармоничная связь с ландшафтом, сомасштабность элементов композиции, полихромность, синтез искусств, продуманная функциональная и конструктивная основа выгодно отличают студенческие городки, больничные комплексы, спроектированные в это время;

поиски индивидуализации типовых проектов крупных общественных зданий, являющихся градообразующими комплексами среды. Интерпретация принципов структурной жесткости и «скульптурности» деталей, активное введение в архитектурную и градостроительную композицию элементов изобразительного искусства, цвета, фактуры формируют совершенно разные образы однотипных зданий кинотеатров Ярославля;

формирование скульптурной пластики формы – новое направление в архитектуре зданий с уникальной функциональной основой. К числу таких построек, в которых скульптурная пластика формы самого объема играет существенную роль в трактовке всего здания, можно отнести Дом торжеств, спорткомплекс «Атлант».

Рассматриваемый пятый и последний советский период развития и преобразования Ярославля лишний раз продемонстрировал уникальную преемственность и сохранение традиционного архитектурного единства города, что стало главной установкой нового генерального плана. В эти годы вновь осознается необходимость возврата на позиции индивидуального проектирования жилых домов для центральной исторической зоны города, осуществляются поиски нового содержания массового жилья. Последний период развития советской архитектуры в Ярославле стал самым плодотворным по реализации творческих направлений разных по функции общественных зданий и сооружений. Поиски эстетической и художественной выразительности не ограничились сферой привычных категорий, существующих в предыдущие десятилетия, а обогатились новым арсеналом направлений, связанных с образной содержательностью и ассоциациями, характерными для культуры данного периода развития общества.

загрузка...