Delist.ru

Этапы и закономерности развития архитектуры Ярославля в советский период времени (15.08.2007)

Автор: Сапрыкина Наталья Сергеевна

Найденные и проанализированные в архивах проекты застройки новых кварталов ЯрРАК (1938 г.) по руководством Н.В. Баранова (Гипрогор, Ленинград) позволили установить, что дальнейшие перспективы в преобразовании жилища архитекторы видели в увязке образа жилого дома с композиционным решением всего квартала застройки. Именно способ проектирования «от общего к частному» давал возможность создавать функциональные удобства и добиваться выразительных композиционных решений. Много общих черт в градостроительных и архитектурных решениях Ленинграда и Ярославля в рассматриваемый период времени объясняется общим руководством проектов, похожими решениями.

В третьем разделе второй главы анализируются и обобщаются результаты исследований, связанные с особенностями проектирования зданий массового назначения и новых уникальных общественных зданий Ярославля, которые стали наиболее яркими свидетельствами идеи своей эпохи. Установлено (архивными и натурными исследованиями), что приоритетное внимание в рассматриваемый период времени уделялось детским дошкольным и школьным учреждениям Ярославля. На их примере рассмотрены основные тенденции проектирования зданий массового назначения Ярославля в 1930-е годы, в том числе стилистические, орнаментально-пластические, особенности преобразования функциональной программы. Общий характер объемно-пространственных композиций детсадов и яслей, построенных в 1935-1937 гг., отражает общесоюзные противоречия «переходного» периода развития архитектуры, когда начал осуществляться синтез современного архитектурного мышления и основ классической композиции. В то же время это – период появления уникальных архитектурных решений зданий с самобытным архитектурным «ярославским» образом. С 1938 года было организовано типовое проектирование данных типов зданий. Поэтому их последующие проекты не отличались характерной индивидуальностью решений. Им присущи более компактные планы, достигнута простота и унификация конструкций, лаконичный и сдержанный облик без ярких образных находок. Школьным зданиям Ярославля 1930-х годов присущи те же тенденции, они не отличаются разнообразием решений, так как в основном строились по типовым проектам. Особенности их функциональной программы соответствуют общесоюзным. Все они отличаются компактным планировочным решением, отсутствием актового зала и мастерских в структуре здания, достаточно простой и лаконичной архитектурой фасадов. Немногочисленные детали: пилястры, карнизы несложного профиля, арочные очертания отдельных окон, штукатурные наличники окон и дверей, цветовое решение – исчерпывающий перечень приемов индивидуализации их образа.

??&? ?????????????????&?

Wции резиноасбестового комбината. Как установлено архивными исследованиями, многие проектные решения уникальных общественных зданий в этот период времени остались нереализованными.

В диссертации анализируются стилистические особенности архитектуры общественных зданий Ярославля, изучаются альтернативные проектные варианты и процесс трансформации решения в процессе разработки, выявляются аспекты, которые наложили свой отпечаток на их образ, масштаб и «архитектурное оформление» фасадов. На примере гостиницы «Ярославль» рассмотрены особенности выработки индивидуальной функциональной программы здания, проведены параллели с общесоюзными тенденциями проектирования подобных зданий, установлены определенные закономерности формирования художественного образа. Подробно материалы исследования приведены в [45].

В результате проведенного анализа установлено, что в рассматриваемый период развития архитектуры резко меняется образ города, строящегося на новой идеологии его развития, новом генплане, позициях декларативной смены стилистики в архитектуре. Город-«музей церковных древностей» уступает место «образцовому социалистическому городу», появляются новые символы города. Начинается активная застройка исторического центра города. Основное внимание архитекторов сосредотачивается на строительстве жилья (более 70% от общего объема строительства), поиске и отработке нового типа дома, соответствующего требованиям нового генерального плана и стилистическим установкам. В области общественных зданий основное внимание уделялось проектированию и строительству массовых типов зданий, размещаемым в структуре жилой застройки. Только три уникальных общественных зданий было построено на данном этапе, при этом все они имеют важный градостроительный статус, своеобразную историю создания и яркий архитектурный образ.

Глава 3. Архитектура Ярославля 1941-1954 гг.

В первом разделе третьей главы рассматриваются особенности градостроительной деятельности в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) и послевоенное десятилетие. По архивным и периодическим источникам установлено, что в период военных действий созидательная деятельность в Ярославле не прекращалась: в 1941-1942 гг. был закончен проект южной части города в районе между Суздальским шоссе и железной дорогой, разработан ряд кварталов индивидуальной застройки города. В 1944 году была принята концепция развития Ярославля в плане его благоустройства. Самой большой и значимой работой военного времени стал проект «Новая Волжская набережная» (1944 г.). В исследовании приведена концепция решения и реализации, установлен авторский коллектив проектировщиков, найдены варианты ключевых элементов комплексного проекта.

Особенности послевоенного десятилетия заключались в реализации крупных градостроительных мероприятий, намеченных генпланом 1936 года и скорректированных генпланом 1950 года с позиции формирования нового идейно-художественного образа и нового торжественного силуэта города:

создание анфилады площадей в центральной части города, которые получили яркое образное решение и новый градостроительный статус в связи с их индивидуальной функциональной трактовкой;

формирование активных градостроительных ансамблей, соответствующих масштабу и характеру города. В процессе исследования установлено, что в их основе лежал многовариантный поиск архитектурно-пространственных композиций архитекторами Ярославля и Ленинграда (1953), интерпретирующий комбинации многоярусных башен со шпилями;

создание законченных образов и планировочных структур больших отрезков центральных улиц. Большое внимание было уделено расстановке вдоль них высотных доминант. На это решение активно повлияло строительство высотных зданий в Москве. Идея взаимосвязанных символов-ориентиров Ярославля имела под собой и историко-градостроительное обоснование;

проведение комплексных мероприятий по озеленению города: создание новых скверов, бульваров, парков – своеобразных «пауз» между градостроительными ансамблями, реконструкция существующего озеленения площадей.

В диссертации представлены первые крупные проекты детальных планировок жилых районов города послевоенного десятилетия, найденные в результате архивных исследований. На примере проекта жилого района Автозавода проанализированы основные принципы их проектирования, установлены отличительные особенности по сравнению с довоенным периодом.

Во втором разделе третьей главы приведен краткий обзор развития общих тенденций архитектуры жилых зданий в Ярославле, подчеркивается роль новых художественно-образных задач в послевоенное десятилетие, отмечается значение типового проектирования жилых секций в системе поиска разнообразия архитектурных решений. В исследовании анализируются стилистические особенности архитектуры жилых домов, их связь как с общесоюзными тенденциями времени, так и установками властей на уровне региона, с профессиональным мастерством архитекторов – авторов проектов.

Украшательские тенденции становились все более некритическими. Еще более широко использовались ордерные элементы, лепной декор, разнообразные орнаментальные мотивы. Больше внимания стали уделять иллюстративной символизации идей, выражающейся в эмблематике, национальных «атрибутах», в определенных формах архитектуры прошлого, художественных образах архитектуры той эпохи. В ходе исследования выявлены, атрибутированы и проанализированы многие жилые здания, построенные в рассматриваемый период времени. Установлены определенные закономерности между композиционными решениями индивидуальных жилых домов региональных архитекторов и последовательным появлением новых «эталонов» зданий в Москве, отмеченных госпремиями, а также постановлениями правительства, которые находили отзвук и в других регионах страны. Найдены подтверждения этим выводам, выражающиеся в многочисленных эскизах архитекторов с интерпретациями «темы», их зарисовках – «штудировании» концепций «мастеров» – отдельных выдающихся зданий. Среди новых тенденций в проектировании жилых домов в послевоенное десятилетие можно отметить появление следующих композиционных решений зданий:

в стиле жилого дома И.В. Жолтовского по ул. Большой Калужской;

с завершением в виде ярусных башенных композиций;

с применением дополнительных элементов в виде атрибутов власти и символов национальной принадлежности, эмблем, выражающих в ассоциативных элементах профессиональную деятельность людей;

с использованием элементов растительного орнамента для «архитектурного оформления» фасадов.

В ходе исследования архивных материалов была выявлена определенная комплексность разработки проектных материалов и композиционная завершенность в застройке больших фрагментов центральных улиц города. На ансамблевом принципе архитектуры застраивались многие участки улиц в центральной части города. Как правило, комплекс зданий проектировался одним архитектором, который решал в едином ключе их архитектурно-стилевые характеристики. В процессе исследования определены особенности индивидуальной трактовки архитектуры жилых зданий конкретными региональными архитекторами (А.А. Матвеевой, С.В. Капачинским, К.К. Некрасовым, П.И. Курицыным и другими) с выявлением их «авторского подчерка» – композиционных предпочтений. Установлено, что стилизаторские тенденции, орнаментальная пластика в архитектуре жилых домов не только не утратили своей актуальности с появлением и обязательным внедрением в их структуру типовых секций, а наоборот стали еще более широко использоваться в процессе индивидуализации решений. Архитекторы каждый раз искали новое «архитектурное оформление» фасадов зданий со своими пластическими закономерностями. Поэтому архитектура идентичных жилых зданий этого периода отличается самым большим разнообразием трактовок их образа. Подробно эти концепции описаны в [2].

Проектирование многих зданий пришлось на середину 1950-х годов, когда в стране происходили резкие перемены в творческой ориентации архитектуры, определенной Всесоюзным совещанием строителей 1954 г. и Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года. В связи с этими событиями большое количество уже состоявшихся проектных предложений не было реализовано, или их реализация была частичной. В процессе исследования были найдены и проанализированы проектные материалы, иллюстрирующие первоначальные замыслы архитекторов.

В третьем разделе третьей главы рассматриваются общественные здания Ярославля послевоенного десятилетия. Установлено, что по характеру архитектуры они не имели резко выраженных принципиальных отличий от аналогичных сооружений предвоенных лет. Административные здания, клубы, вокзалы, учебные заведения – далеко не полный типологический перечень объектов, спроектированных и построенных в этот период. Отмеченные общей для архитектурного творчества послевоенных лет монументализацией художественных образов, они нередко проектировались в формах ретроспективных стилей, с пышным архитектурным декором. Широко использовались элементы ордерной композиции. Нередко в конфликте образных архитектурных форм и новых конструкций, материалов, индустриальных способов ведения строительных работ и социального содержания общественных зданий предпочтение отдавалось первому. Решая проблемы размещения общественных зданий массового назначения в послевоенное десятилетие в Ярославле, архитекторы предпочитали включать их в первые этажи жилых домов, равномерно насыщая жилую структуру всеми необходимыми элементами обслуживания. Детские ясли, сады, магазины, поликлиники, столовые и кафе, небольшие конторские помещения, парикмахерские и многие другие функции максимально приближались к жилищу, объединялись в своеобразные «ленты-бульвары» с ориентацией на магистрали и улицы города.

Выявлено, что тенденции традиционализма прочно заняли свои доминирующие позиции в послевоенное десятилетие во всей архитектуре Ярославле. Самые различные функции: административная, просветительная, образовательная, культурная, лечебная – облекались в классические формы зданий с симметричными осевыми объемно-планировочными и фронтальными композициями, чаще всего завершающимися высокими треугольными фронтонами. Об этом ярко свидетельствуют постройки середины 1950-х годов, установленные и атрибутированные в процессе архивных исследований. Это универсальное композиционное решение стало своего рода «штампом» времени для Ярославля.

В диссертации также анализируются тенденции рассматриваемого периода времени на примере эволюции архитектуры клубных и культурно-зрелищных зданий (которых было построено больше других типов зданий в послевоенное десятилетие), базирующейся на архивных документах и публикациях того времени. Изложена история их проектирования и строительства, проанализированы композиционные, функциональные и конструктивные решения. Установлено влияние «переходного» периода на окончательную характеристику их архитектурного решения. Результаты анализа более подробно представлены в публикациях [2], [49].

Среди новых тенденций в проектировании уникальных общественных зданий в послевоенное десятилетие можно отметить следующие решения:

создание многоярусных башенных композиций в структуре здания наряду с активным использованием ордерных систем;

применение элементов советской символики и растительного орнамента;

использование тематических эмблем, рельефных изобразительных аллегорий и аббревиатур в структуре «архитектурного оформления» зданий.

В целом рассматриваемый период сыграл важнейшую роль в формировании города: заложил планировочный каркас перспективных архитектурных решений, наметил основные направления его развития с позиции его образных характеристик и дальнейшего роста территорий. Он сформировал новый яркий силуэт города, определил новый масштаб и характер застройки. Для архитектуры жилых домов в послевоенное десятилетие в Ярославле характерно огромное разнообразие трактовки облика здания, что связано с индивидуальным подходом каждого архитектора к поставленной задаче. Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» негативно сказалось на композиционных решениях застройки Ярославля, когда в результате город потерял красивые градостроительные ансамбли, а их отдельные реализованные элементы смотрятся случайными экспериментами зодчих. Поиски архитектуры общественных зданий опирались, в основном, на творческие позиции, зародившиеся на предыдущем этапе становления советского зодчества.

Глава 4. Архитектура Ярославля 1955-1970 гг.

Первый раздел четвертой главы посвящен рассмотрению особенностей градостроительного развития и преобразования Ярославля в период кардинального пересмотра установок в творческой ориентации архитектуры. Характерной чертой его стала разработка целого ряда генеральных планов Ярославля: 1955, 1960 и 1963 годов, выполненных коллективом архитекторов института Ленгипрогор (Л.К. Вертоусов, В.А. Гайкович, Г.А. Бобович, М.Б. Фомина). Решая перспективы развития города, авторы пытались определить пути роста и преобразования промышленных и селитебных зон в зависимости от прогнозируемой численности населения города, которая с каждым генеральным планом возрастала на 50 тысяч, начиная от 500 тысяч человек по плану 1955 года. К прогрессивным тенденциям генпланов можно отнести следующие факторы:

- принципы построения исторической системы рассматривались в процессе неизбежной модификации и обогащения в соответствии с новым градостроительным масштабом, усложнением городской организации, транспортным развитием и другими параметрами;

- преобладало стремление внести закономерность в сложившуюся городскую структуру и новые районы, предусмотреть четкое зонирование их территории.

В соответствии с этими установками в новых генпланах постоянно пересматривались приоритетные направления развития города:

главное внимание в генплане 1955 года уделялось дальнейшей реконструкции центральной части города, основными направлениями развития города за пределы исторической части рассматривались южное и юго-западное, где намечалось сформировать новые жилые массивы и крупные общественные центры;

в генплане 1960 года к данным направлениям добавилось Заволжье, где предполагалось построить крупный жилой район с населением в 136 тысяч человек в районе Твериц. Одновременно массовое жилищное строительство намечалось в районе Красного бора, в Южном Брагино, где уже в 1956 году было начато строительство отдельного жилого поселка для работников предприятий северного промышленного района;

главными направлениями развития города по генплану 1963 года рассматриваются три основных района Ярославля: Северный, Южный и Заволжский. При этом основное жилищное строительство в Ярославле планировалось развивать, прежде всего, в Северном районе города. Намечалось построить 400-430 тысяч квадратных метров жилья, на территории в 250 га предполагалось расселить 100-120 тысяч человек. 1961 год стал последним, когда разрешалось индивидуальное строительство в Ярославле, поэтому генпланом 1963 года предусматривалось строительство только многоэтажных жилых массивов.

В процессе исследования установлено, что Северный и Заволжский жилые районы стали первыми «испытательными полигонами» Ярославля, где наряду с созданием новой пространственной градостроительной композиции, авторы попытались создать полноценное планировочное решение жилой территории, опираясь на ступенчатую схему культурно-бытового обслуживания. Детально воссозданы основные принципы и задачи новых проектов микрорайонов, а также уточнены этапы и установлены авторские коллективы концепций (по архивным и периодическим источникам). Подробный анализ основных тенденций проектирования первых микрорайонов Ярославля приводится в статье [6].

Установлено, что схема планировки Юго-Западного района Ярославля составлялась Горстройпроектом еще в 1956 году в связи с предстоящим строительством новой крупной промышленной зоны. Исходной основой для нее явился проект планировки и застройки города, составленный в 1953 году Гипрогором (Ленинград). Это объясняет то, что здесь, в основном, нашли воплощение градостроительные принципы 1940-х – начала 1950-х годов.

загрузка...